СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Патриотизм. Знак вопроса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано в форме дискуссионного "круглого стола". Формат мероприятия предполагает активное участие обучающихся и направляющую роль учителя. Сценарий частично создан на местном материале, что повышает активность и заинтересованность участников дискуссии

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Патриотизм. Знак вопроса"»

МОУ Михалевская общеобразовательная школа



Дискуссионный круглый стол

на тему

«Патриотизм: Знак вопроса»

















Разработала учитель истории и обществознания

Мартынова А.Л.































Цели:

- формирование представления о патриотизме как об основной ценности общества;

- воспитание чувства любви и уважения к своей Родине, ее народу;

Задачи:

- формирование активной гражданской позиции у подрастающего поколения;

- воспитание социально активной личности, готовой активно работать на благо своей страны, защищать ее.

Участники: обучающиеся 10-11 классов, офицеры и солдаты в/ч.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор

На мой взгляд, ведущим должен быть учитель, так как необходимо управлять дискуссией.

Ход мероприятия

Слайд 1. Ведущий. Добрый день, дорогие участники и гости нашего мероприятия. Сегодняшняя встреча пройдет в формате дискуссионного клуба и тема нашей дискуссии звучит так: «Патриотизм. Знак вопроса».

- Скажите, что вас удивляет в названии? (выслушивает ответы)

В. Ну что ж, спасибо за ваши ответы и вопросы. Я думаю, мы сможем на них ответить в ходе нашего мероприятия.

Чтобы говорить о патриотизме, прежде всего нужно знать, что означает этот термин.

Слайд 2. Я просила вас за несколько дней до мероприятия подумать над вопросом: что такое патриотизм?

(Ответы учащихся)

В. Спасибо. Действительно, трактовки понятия могут отличать в частностях, но в классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.

Слайд 3. «А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь.» (Салтыков-Щедрин М. Е.)

Патриотизм – это любовь к Родине. Что это значит: любить свою Родину? Из ваших ответов можно сформулировать 3 тезиса:

Слайд 4. …быть патриотом – это значит

  1. Защищать свою страну от врагов

  2. Знать историю и культуру своего народа, любить его, уважать и гордиться им.

  3. Трудиться на благо и процветание своей Родины.

Посмотрите, я думаю здесь отражено все из того, о чем вы сейчас говорили. Как видите, патриотизм – это очень широкое, многоплановое понятие.

И на первом месте у большинства тех, кого мы слышали о патриотизме стоит долг защиты отечества. Такое понимание патриотизма есть у всех народов.

Слайд 5. Афинские юноши после прохождения военной подготовки получали копье и меч и произносили слова священной клятвы: (читают наизусть 2 юноши)

Слайд 6. Я не опозорю своего священного оружия

И не покину своего друга где бы я с ним не находился,

Я буду биться за дела святые и дела мирские,

Как один, так и со всеми, кто поможет мне.

Слайд 7. Я превращу свое Отечество не в немощное,

Но в более могущественное и великое, чем прежде.


Да, любовь к родной земле, своему народу, - это в первую очередь готовность защищать их.

Слайд 8. Вспомните, как часто народам нашей страны на протяжении всей ее истории приходилось подниматься на защиту своей Родины! За более чем тысячелетнюю историю нашего отечества мирными были едва ли несколько десятков лет.

Слайд 9. - (комментарии к слайдам – юноша и девушка.)

Отражение набегов варягов,

Слайд 10. -постоянные войны с кочевниками в далекую эпоху, когда Русь была еще молода;

Слайд 11. - борьба с монгольскими ордами, апогеем которой стал победный крик русской рати на Куликовом поле,

Слайд 12. - Невская битва и Ледовое побоище,

Слайд 13. - разгром наполеоновской армии «двунадесяти языков» в 1812,

Слайд 14. - бесконечные войны с турками на протяжении 18-19 веков,

Слайд 15. - героическая гибель «Варяга» и оборона Порт-Артура в русско-японской войне,

Слайд 16. - Первая мировая,

Слайд 17. - Великая отечественная,

Слайд 18. - войны в Афганистане и Чечне… Да мало ли еще можно вспомнить!

Слайд 19. - И всегда народы нашей страны стойко и мужественно защищали свое Отечество.

Слайд 20. Дожди смыли кровь с нашей земли, сравнялись окопы и воронки, засеяны поля хлебом. И мирное солнце светит теперь над нами. Но ничем нельзя смыть нашу память о тех, кто отдал жизни за Россию.

Слайд 21. Видеофрагмент «От героев былых времен..»

https://www.youtube.com/watch?v=_qmvVVoKbDc

Слайд 22. (по очереди встают 5 чтецов, которые на фоне слайдов презентации читают строки стихотворения. После прочтения своего отрывка остаются стоять)

Слайд 23. Помяни нас, Россия, в февральскую стужу,
Перед тем как сойдешься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Слайд 24. Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь


Слайд 25. Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.


Слайд 26. Помяни нас и гордых атакой победной,
Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.
Не трибунною речью, не строчкой газетной -
На великих скрижалях любви запиши.


Слайд 27. Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы - для тебя!


Прошу почтить память павших в боях за Родину минутой молчания. (Все встают)

Слайд 28


В. Когда реальный враг нападает на твою Родину, никому не нужно объяснять, что значит в этот момент быть патриотом. Нужно Родину защищать. Мы живем в мирное время, но каждый мужчина, сегодняшний мальчишка, должен быть готов к защите слабого, к защите Отечества – так распорядилась природа. А человек создал для этого школу мужества, которая называется Армия.

Слайд 29. И наши сегодняшние гости о своей работе могут сказать кратко и гордо – «Есть такая профессия -Родину защищать». На нашем мероприятии присутствуют …(представление офицеров и солдат в/ч). Мне бы хотелось спросить Вас, что значит для вас быть патриотом? (выступление офицеров, солдат).

Слайд 30. Видеофрагмент «Служить России» https://www.youtube.com/watch?v=crxo7sXNbFQ

В.Я очень рада, что сегодня мы услышали от настоящих военных, что такое патриотизм. Приближается ваш праздник, дорогие наши защитники. Разрешите от всех присутствующих поздравить вас с наступающим праздником, очень дорогим для всего нашего народа – Днем защитника Отечества и пожелать вам здоровья, счастья, мира и благополучия.

Вручают подарки

В. Ребята, я хочу спросить вас: можно ли считать патриотом юношу, мужчину, по тем или иным причинам не служившего в армии? (ответы участников).

Я вижу, мнения наших гостей и участников разделились. Каждый сам для себя выберет ответ на этот вопрос. А я хочу перейти к другой грани патриотизма. Какой? Попробуйте ответить на этот вопрос, выслушав мнения известных людей о патриотизме. (4 старшеклассников читают высказывания вслух)

Слайд 31. Николай Гаврилович Чернышевский: «Высочайший патриотизм — страстное беспредельное желание блага родине.»

Слайд 32. Джон Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины.»

Слайд 33. Алексей Николаевич Толстой: « Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Слайд 34. Теодор Рузвельт: «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще, важнее, чтобы, ты был готов прожить жизнь ради нее.»

Так о чем, по-вашему, идет речь? Какая грань патриотизма отражена в этих высказываниях? (слушает выступления участников дискуссии)

Любить свою Родину – это заботиться о ее процветании и благополучии. Это еще одна важная составляющая патриотизма. Но Родина – это ведь не только вся наша огромная страна.

Слайд 35. Это и то место, где ты родился и вырос, нашел настоящих друзей. Это то место, которое ты будешь всегда вспоминать с особой теплотой и щемящей нежностью, куда бы ты не уехал и где бы потом не жил.

И есть множество людей, которые, не произнося высоких слов о патриотизме, ежедневно трудятся на благо своего поселка, города, края. Об одном из таких людей наш рассказ.

Слайд 36. (с рассказом о Н.П.Смирнове выступают 2 старшеклассника).

Слайд 37. Есть на Алтае удивительное по красоте Телецкое озеро.

Слайд 38. На одном из его берегов раскинулся огромный яблоневый сад.

Слайд 39. А вырастил его Николай Павлович Смирнов. Хотя, казалось, дело было невозможное: берег скалистый, кругом одни камни. И Николай Павлович принялся за немыслимо трудную работу. Он разжигал костры под скалами, а потом заливал их водой. Скалы трескались. Таким же образом он раскалывал крупные валуны, освобождая площадь. Из мелких камней и гальки он строил террасы, таскал все это в гору, цементировал, потом наполнял землей. А землю возил с противоположного берега из долины, где была плодородная почва. Он выдолбил деревянную лодку наподобие пироги, куда помещалась тонна земли. Ежедневно, утром и после обеда, если не было шторма, он на веслах плавал на другой берег. Восемь километров в одну сторону, восемь обратно. Он делал это каждый день на протяжении десяти лет. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата.

Слайд 40. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю. Сегодня дети Николая Павловича, собирая урожай яблок, отправляют его в детские сады и школы, больницы и приюты.

Однажды у заезжего московского журналиста Николай Павлович спросил: «Как вы думаете, война будет?» Тот ответил : «Не знаю». И Смирнов тихо сказал: «Если все люди будут работать, войны не будет». Такая вот вселенская мудрость.

Приносить пользу окружающим тебя людям, делать их жизнь лучше о радостнее, благополучнее – это ведь тоже патриотизм без громких лозунгов и фанфар, но от этого не менее действенный.

Слайд 41. И я хочу поприветствовать на нашем мероприятии бессменного директора Михалевского КДЦ «Луч» Маркину Татьяну Петровну, которая много делает для того, чтобы жизнь в нашем поселке стала интереснее, ярче, комфортнее.

- Татьяна Петровна, что для Вас означает слово патриотизм?



Слайд 42. (Выступление Маркиной Т.П.)

Позвольте от вашего имени поблагодарить Татьяну Петровну за ее многолетний труд на благо родного поселка. (Вручают цветы)

Федулова А. Можно, я добавлю? Я хочу привести еще один пример хорошо знакомого нам всем человека, который совершенно бескорыстно трудится, украшая нашу школу. Посмотрите на цветы в коридоре и кабинетах третьего этажа – их так много, они ухоженные и красивые. А ведь все это благодаря совершенно бескорыстному труду одной из наших техслужащих – Паршаковой Валентины Владимировны. Я знаю, что она постоянно ухаживает за цветами, покупает на свои деньги и приносит в школу новые цветы, пересаживает, подкармливает. И все это скромно, не афишируя, не ожидая за это вознаграждения – просто чтобы было красиво. Разве Валентину Владимировну нельзя назвать патриотом своего поселка? Я думаю, можно с полным на то основанием.



Слайд 43. А ведь и мы с вами можем многое сделать для своей малой родины. Как вы думаете, что можно сделать своими силами? (Дать ребятам задание заранее, чтобы они обдумали свои предложения).

У нас были следующие предложения: Разбить цветники у подъездов, провести бессрочную акцию «За чистый поселок», посадить деревья у школы и заботиться о их сохранности, к празднику Нового года возобновить акцию «Сделаем мир радостнее», украсив свои подъезды.

Мы хотим предложить каждому классу поучаствовать в этих мероприятиях уже в этом году.

Слайд 44. Любить свою Родину – это значит любить и свой народ. Но, согласитесь, трудно любить то, чего не знаешь. Поэтому истинный патриот знает историю своего народа и гордится ей. Вы, юные жители России, чем можете гордиться вы в истории своей страны? (ответы учащихся)

Но в последние годы стало модным ругать прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Да, как и у любого народа и государства, и у нашей страны есть темные пятна в истории, какие-то негативные моменты, за которые стыдно: нападение на Польшу в 1939 и отторжение ее части, разделы Речи Посполитой при Екатерине Второй, нападение на Финляндию в 1939 – тогда СССР даже из Лиги Наций исключили как агрессора; жители Прибалтики ведь до сих пор негативно вспоминают присоединение к СССР в 1940 и последовавшее за этим раскулачивание. К сожалению, примеры есть. Истинному патриоту это нужно скрывать?

(Ответы учащихся).

Я согласна с вами: не нужно скрывать и замалчивать прошлое; мало того, негативные факты надо правильно оценивать и критиковать, подвергать общественному осуждению, чтобы подобное не повторилось. Но не нужно заострять внимание только на этом. Я преподаю историю уже 30 лет и могу с полной ответственностью сказать: позитивного, положительного, достойного, служащего примером в нашей истории было гораздо больше. Нам с вами есть чем гордиться! Наша страна дала миру великих поэтов и писателей, талантливых художников, музыкантов, артистов, танцоров, выдающихся ученых, достойных политических деятелей. У народов нашей страны богатейшее культурное наследие. У нас великое будущее, если мы с вами построим его своими руками, став достойными продолжателями дел наших великих предков! Слайд 45. А.С.Пушкин сказал: «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Слайд 46. Выходят дети и каждый читает по 2 строки на фоне музыки и видеоряда)
1. Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,


2. Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.


3. Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,


4. Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.


Слайд 47. 5. Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,


6. Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.


7. Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.


8. Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.


Слайд 48. 9. Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,


10. Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.


Слайд 49. 11. Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...


12. Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!

Слайд 50. Я думаю, что каждый из вас нашел для себя ответы на вопросы «Что такое патриотизм? и «Что значит быть патриотом?» и мы уверенно можем изменить тему сегодняшнего мероприятия: «Патриотизм». Без знака вопроса.

Слайд 51. А завершить сегодняшнее мероприятие мне хочется словами нашего Президента В.В.Путина: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Пожалуй, только любовь к Родине позволит нам выдержать невзгоды, выстоять в сложных обстоятельствах и помочь своей стране – а, значит, и нам с вами – стать еще сильнее, благополучнее, счастливее.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!