СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Последний герой"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Последний герой"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 9-8 классов.

Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

Развить познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:расширить кругозор учащихся.

Оборудование: мультимедийная техника, карточки с заданиями,ручки листочки.

Ход мероприятия.

Учитель.

-Здравствуйте ,ребята гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале , чтобы провести игру «Последний герой» по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелегкая задача: вспомнить все, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь свое воображение , чтобы стать победителем . Вот правила игры: «Последний герой» состоит из 10 испытаний. После каждого испытания выбывает 1 игрок, тот , который меньше всех набрал балов за этим следит жюри. В конце останится только один , он и будет «Последним героем».

Итак, начинаем.

1 испытание.

Оно называется «Разминка.

Каждому участнику будет задании по 4 вопроса.

Вопросы:

  1. Назовите главный член предложения , который отвечает на вопросы: каков предмет? Что оно такое?

  2. Кто автор произведений: «Дубровский», Капитанская дочка», «Руслан и Людмила»?

  3. Расскажите правило понаписанию «ЧК, ЧН»

  4. Кто написал стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные»: Лев Толстой или Алексей Толстой?

  5. Что такое монолог?

  6. Назовите автора произведения «Муму»?

  7. Расскажите правило по написанию ЖИ, ШИ. ?

  8. Кто убит на дуэли в 1841 году И.С. Мартыновым в Пятигорске?

  9. Значимая часть слова которая несет в себе лексическое значение слова . Что это?

  10. Что обычно начинается со слов : «Жили-были» или «В некотором царстве»?

  11. Расскажите правило по написанию корней : -КОС-. –КАС-.

  12. Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге?

  13. Что такое обращение?

  14. Назовите имя и отчество Гоголя?

  15. Травка зеленеет, Это словосочетание или предложение?

  16. Кто написал строчки: «Лето красное пропела , оглянуться не успела, как зима катит в глаз»?

  17. Что такое антонимы?

  18. Что написал И.С. Тургеньев: «Записки из сумасшедшего дома» или «Записки охотника»

  19. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные?

  20. Чьи это годы жизни: 1799-1837 ?

  21. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший?

  22. Назовите автора произведения «Бородино»

  23. Расскажите правило написания корней-ГОР-, -ГАР-.?

  24. Я, кто-то, такой, их. Какая часть речи?

  25. Назовите автора «Вишневого сада»?

  26. Что такое диалог?

  27. Кто написал строчки: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»?

  28. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы : какой? Чей?

  29. Кто автор следующих строк « Вечор, ты помнишь вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась, а нынче погляди в окно….»

  30. На какие вопросы отвечает обстоятельство?

  31. Какие вы знаете двусложные размеры стиха?

  32. Назовите три типа СПП?

  33. Из какого произведения эта фраза: « Я пригласил вас , господа, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет….»?

  34. Слова , вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова

  35. Назовите служебные части речи?

  36. Из какого произведения строки «Было потехи у баб , ребятишек, как прокатил я деревней зайчишек»

Дополнительные вопросы

  1. Как сейчас произносится древнерусское слово «персты»?

  2. Лисички-грибы, лисички-лисята. Это синонимы или омонимы. Обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи.

Игра со зрителями.

Отгадай загадку.

  1. Заворчал живой замок , лег у двери поперек.

  2. В воде живет, нет клюва, а клюет.

  3. Летом за пахарем ходит , а под зиму с криком уходит.

  4. Весь день в воде , а водой не насытится.

  5. Живет она между камнями , голова с четырьмя ногами.

  6. Без крыльев летает, без ног бегут, без паруса плывут.

  7. Стучат , стучат, не велят скучать, идут, идут ,а все тут да тут.

  8. Воет , свистит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает.

  9. Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу! В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Каждому участнику будут выданы карточки с заданием. Нужно расставить ударение.

  1. Алфавит.

  2. Свекла

  3. Арахис

  4. Портфель

  5. Квартал

  6. Бармен

  7. Феномен

  8. Документ

  9. Магазин

  10. Творог

  11. Звонит

  12. Разбалованный.

Определите лексическое значение фразеологизмов.

Кот наплакал-мало.

Не в своей тарелке- чувствовать себя неуверенно.

На краю света- далеко

Возносить до небес- хвалить

Бить баклуши- бездельничать

Со всех ног- быстро

Зарубить на носу-запомнить крепко

Перемывать косточки- сплетничать.

Вилами на воде писано- неточное.

Непочатый край-много.

Жить на широкую ногу –богато.

Пока жюри рассматривает задание , решает кто вновь покинет нас, мы разомнемся. К словам, которые я буду называть , подберите как можно больше синонимов: идти( шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый , несмелый, пугливый); говорить ( сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);жилище (дом, хата, общежитие);смеяться ( хохотать, ржать, улыбаться);

Антонимы к словам: друг –враг, хорошо – плохо, счастье –горе, небо – земля, труд – лень, мало – много, разговорчивый –молчаливый, умный - глупый, красивый – страшный.

Слушаем результаты жюри.

3 испытание.

Проверяется домашнее задание : реклама русского языка и литературы.

Пока жюри решает кто покинет нас сейчас, мы поиграем со зрителями.

К словам , которые я буду называть, подберите как можно больше рифм.

Крышка –мышка, малышка, мартышка, мишка. Дедушка –хлебушка, воробышка, подушка. Пятак –злак, чудак, знак. Горшок –цветок, висок, прыжок, носок.

Жюри объявляет результаты.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

  1. В какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь)

  2. В какой пословице слово сравнивается с полетом птицы? (Слово не воробей : вылетит не поймаешь)

  3. В какой пословице говориться о зимних развлечениях детей, а именно . о катаниях на санках. Эта пословица о труде? (Любишь кататься , люби и саночки возить).

  4. Поговорка , в которой говориться о том, что для одинокого человека работа просто не выполнима , не посильна? (Один в поле не воин)

  5. Пословица о том , как можно захотеть получить все , а в итоге остаться ни с чем? (За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь).

  6. Пословица о том , что в самую трудную минуту только друзья придут на помощь? (Друзья познаются в беде)

  7. Пословица о труде , в которой говориться о боязни чего-то, кого-то, о том , что кто-то боится кого-то ? ( Дело мастера боится).

  8. Пословица о том, что лучше сделать совсем чуть-чуть, чем совсем ничего не делать? (Маленькое дело лучше большого безделья).

Дополнительные:

  1. Пословица о том , что если боишься одного животного , то лучше в лес не ходить? (Волков бояться в лес не ходить)

  2. Поговорка о том, что если сначало сэкономишь, то потом потратишься в двое больше. (скупой дважды платит)

  3. Пословица о том, что к словам, к написанному нельзя применить одно из орудий труда? ( Что написано пером то не вырубишь и топором).

  4. Пословица о том, что лучше человека не обманывать , а сказать ему правду.(Лучше горькая правда чем сладкая ложь).

Жюри подводит итоги.

Мы со зрителями тоже поработаем с пословицами. Продолжите пословицу.

  • Встречают по одежке…(провожают по уму)

  • Рыба ищет, где глубже …..( а человек, где лучше)

  • С миру по нитке ….. (голому рубашка)

  • Сколько волка не корми…. ( он все в лес смотрит)

  • Заставь дурака Богу молиться…( Он лоб расшибет)

  • Не зная броду..( не лезь в воду)

  • После драки …(кулаками не машут)

А сейчас задание по морфемике и словообразованию. Я сейчас раздам каждому карточки со словами , а потом вы сдадите их жюри.

  1. Карточка- пробежка, серым, ночевать, верно, заросший;

  2. Карточка- птичка , молодых, бросается, горячее, передовая;

  3. Карточка –снежком, ранний, стучаться радостно, расположившееся;

  4. Карточка летчик, вечерняя, кормиться , радостно, задумавшая;

  5. Карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

  6. Карточка-пробежка, молодых, стучаться, радостно, коснувшись.

Карточки сдаются жюри.

Вопросы шутки для зрителей.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква Ц)

  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

  3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз ? (стонет).

  4. Что общего у дня и ночи? (Ь знак в конце)

  5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

  6. Что находиться между горой и врагом ? (буква И )

  7. Без чего дома не построишь ? (без угла)

  8. За чем пьют чай ? ( за столом)

  9. За чем во рту язык ? ( за зубами)

  10. За что ученика выгнали из класса ? ( за дверь)

  11. Почему в лес ходят ? ( по земле)

  12. По чему утка плавает ? ( по воде)

Сообщение ученика на тему : « Русский язык в семье славянских языков».

«Как много знаю я стихов?» Я зачитываю начало стихотворения , которое вам известно, а вы должны его продолжить.

  1. Поет зима аукает……..

  2. Белеет парус одинокий……..

  3. Мороз и солнце ,день чудесный………

  4. Люблю грозу в начале мая…….

  5. Я помню чуднее мгновенье………….

Дополнительно.

  1. Вечер, ты помнишь , вьюга злилась……

  2. Унылая пора! Очей очарованье!......

  3. Я памятник воздвиг себе нерукотворный……..

«Угадай-ка»

Я буду зачитывать отрывок из произведения, ваша задача – вспомнить , кто написал и что за произведение.Если не отгадывает один , право ответа переходит к другому.

  1. «Вылезши из печки и оправившись, Солоха , как добрая хозяйка , начала убирать и ставить все к своему месту; но мешков не тронула: Это Вакула принес. ( «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголь)

  2. « Вдруг оба генерала …. Начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья , раздались визг и оханье; один… откусил у своего товарища орден и немедленно его проглотил. («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» М. Салтыков-Щедрин)

  3. «Сын мой Петр! Письмо твое , в котором ты просишь нас о родительском благословении на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили.., но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы получить путем. («Капитанская дочка» А. С. Пушкин)

  4. Во дни сомнений , во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины , -ты один мне опора , о великий , могучий , правдивый и свободный русский язык! Не будь я тебя- как не впасть в отчаяние… И. С. Тургенев «Русский язык»

Задание закончилось. Теперь выбираем того , кто не смог вспомнить ни одного произведения.

Знаете ребята , нельзя не вспомнить и военную тематику. Ведь столько жизней было отдано за безоблачное , светлое небо над нашими головами. И писатели и поэты отразили это в своих произведениях. Я предлагаю вам послушать стихотворение Константина Симонова «Жди меня..»

А сейчас жюри подведет итоги, и объявит кто же стал Последним героем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!