СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Знаешь ли ты русский язык?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры, состоящей из 10 заданий. В ходе игры учитель разъясняет  каждое задание. За каждый правильный ответ присуждаются баллы.

Представление жюри и команд.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Знаешь ли ты русский язык?"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе


"Знаешь ли ты русский язык?"

Учитель русского языка

Куприянова Марина Николаевна


Цели:


проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме; учить решать проблемные вопросы;

активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;

формировать умение работать в группе;

формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку


Ход мероприятия


Мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры, состоящей из 10 заданий. В ходе игры учитель разъясняет каждое задание. За каждый правильный ответ присуждаются баллы.


Представление жюри и команд.

Задание1 Разминка. Загадки-шутки.


В этом конкурсе побеждает команда, набравшая большее количество баллов. За правильный ответ команде присуждается 1 балл. Отвечает первый поднявший руку из любой команды. Если ответ неверный –отвечает следующий поднявший руку.


Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? Азбука

В каких словах по 100 согласных? Стол, стог, стон.

В каком глаголе нет слышится 100 раз? Стонет

Как большой дом сделать маленьким? Добавить суффикс ик

В каком слове 7 йотированных гласных? Семья

В каком слове 40 гласных А? сорока

Что находится посредине земли? М

Что у зайца позади, а у цапли впереди? Ц

Какую часть слова можно в земле найти? Корень

Какой город летает? Орел.


Задание2 Учитель раздает карточки со словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы в течение 1 минуты. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.

(Время выполнения -1 минута)


Отв..рить дверь - отв..рить свеклу

Задр..жать - раздр..жать

Скр..пя зубами - скр..пя сердце

Пло.. с дерева - пло.. из дерева

Вып..лить из ружья - вып..лоть грядку

Пол..скать ребёнка - пол..скать бельё


В это время проводится разминка для болельщиков.

Ведущий читает загадки. Задача участников- дать как можно быстрее правильный ответ.


1.Со звуком С я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.


2. С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П –от вас не утаю-

Тоже в школе я стою.


3.Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени-

Я по болоту зашагаю.


4. Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить.


5.С буквой Г я по небу лечу,

С буквой В детишек я лечу.


6.С буквой Ч я над морем летаю,

С буквой М я ребят одеваю.


7.С Л на реке зимой,

С М – приносится пчелой.


8. С Е- с иголками,

Но не умею шить.

С У – я добрый,

Но могу и укусить.



Задание3 Составить как можно больше слов из данных букв за 1 минуту. (Существительных в ед. ч, И.п., нарицательных, буква может использоваться только 1 раз). За каждое правильно составленное слово – 1 балл.

Н-Р: Тина, рак, сера, нитка, тик, танк, сетка, мина…




Задание4 Найдите антонимы и прочитайте слова по первым буквам.

Широкий - Узкий

Твердый - Мягкий

Старый - Новый

Скучный - Интересный

Однотонный - Цветной

Неряшливый - Аккуратный

Ответ: Умница


В это время проводим разминку для болельщиков.


1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

2.Есть ли буква "фэ"? (нет)

3.Что ставится перед союзом А? (запятая)

4.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1ю букву)

5.Прямая речь выделяется (кавычками)

6.Чем кончается день и ночь? (ь)

7. В каком слове сорок гласных? (сорока)

8. Сколько гласных звуков в языке? (6)




Задание5 Объясните выражения

1. Минута в минуту. (Точно)

2. Душа в душу. (Дружно)

3. Кот наплакал. (Мало)

4. На скорую руку. (Быстро)

5. Чуть свет. (Рано)

6. Спустя рукава. (Небрежно)

7. Бить баклуши. (Бездельничать)

8. У чёрта на куличках. (Далеко)



Задание6 Шарады. Кто вперёд отгадает, тот получит балл в копилку своей команды.


1) Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое - грамматический термин. ( Склонение)

2) если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предмета. (Прилагательное)

3) В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. ( Поиграл)


4) Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)




Задание7 Прочитайте стихотворение, ответьте на вопрос: какие части речи в этом стихотворении не упоминаются? ( союзы, предлоги)



ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА

Существительное школа,

Просыпается глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы - местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях,

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

(О. Высотская)




Задание8 «Собери пословицу». На экране- перепутанные пословицы. Участникам необходимо за 1 минуту собрать пословицы.

семь раз отмерь- а речь короткая.

без грамоты хоть плачь - а корень свеж.

веревка хороша длинная – а один раз отрежь.

старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.

бояться несчастья – в лес не ходить.

волков бояться- и счастья не видать.


Задание9 «Этимологический словарь».

Сейчас игроки попробуют себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что их сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.

I

Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.

Бездарь- тот, кому ничего не подарили.

Графин- муж графини.

Дурман- глупый человек.

II

Жатва- обмен рукопожатиями.

Пломбир- стоматолог.

Стриж- парикмахер.

Тысячелистник- толстый роман.

III

Хлопоты- аплодисменты.

Четвертовать- выставить оценки за четверть.

Этажерка- соседка по этажу.

Противень- мерзавец, гадкий тип.

Ваша задача: пользуясь словарем, исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.


Пока работают команды, все зрители слушают рассказ подготовленных участников об истории выражений.

Из истории выражений.

Восьмое чудо света.

Странно, не правда ли? В наш век, когда почти каждый прожитый день приносит нам новые чудеса в области науки и техники, мы все же говорим о каком-то «восьмом чуде света». Что же это за чудо и почему оно именно восьмое, а не девятое?

В глубокой древности люди насчитывали лишь семь сооружений, признанных в качестве «чудес света». К этим сооружениям относились:

1.Египетские пирамиды.

2.Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

3.Храм греческой богини Артемиды в Эфесе.

4.Статуя Зевса Олимпийского.

5.Гробница Мавзола, властителя Карии , построенная в древнем Галикарнасе.

6.Колосс Родосский-медная статуя Гелиоса, бога солнца.

7. Фаросский маяк в Александрии-самое высокое сооружение древности.

Эти семь чудес пользовались такой популярностью среди народов земного шара, так прочно вошли в сознание людей, что всякое новое «чудо» называлось и называется восьмым, невзирая на порядковый номер, присваиваемый ему наукой и техникой.



Задание10 «Пожелание». На экране помещаются буквы. Из каждого ряда необходимо удалить повторяющиеся буквы. Задача участников- правильно и быстро собрать пожелание соперникам.


АОБООУАДА

ИПЬРТПЕИР

ЭПВФЭСФПЕ

ВЮЛГВДЛАЮ

ЖЗСУУЧЖАЗ

ОАСАОТАЛО

ГЦИДВГЦЫД

(будьте всегда счастливы)


Подведение итогов. Награждение победителей.



Итак, друзья, пришла пора проститься,

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с желанием трудиться.

Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать.





Список литературы:


Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991г.

Зимин В.И., Ашкрова С.Д. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. - М.: Школа - Пресс, 1994.

Игровые технологии на уроках русского языка . 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н. Пташкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009

Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по рус. яз.: Книга для учащихся 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1989.

www.logozavr.ru/362/ (ребусы)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!