СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие для учащихся 5-7 классов "Занимательная грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  работа представляет собой методическую разработку Внеклассного  занятия   для учащихся 5-7 классов специальной школы для летей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие для учащихся 5-7 классов "Занимательная грамматика"»

Внеклассное мероприятие

«Занимательная грамматика 5-7 классы»

Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.

Подготовительная работа:

  • на панно вывешиваются названия конкурсов, которые впоследствии выбирают ко­манды («Блиц», «Почемучки» и т.д.);

  • на столе ведущего лежат конверты для жеребьевки (с красными и синими кружка­ми) по количеству участников;

  • кружки красного и си­него цвета для вывешивания на панно (так отмечается ко­манда, выигравшая в том или ином конкурсе);

  • выбирается жюри из представителей администра­ции, отдела образования и чле­нов коллектива (школы или детского сада).

Конкурс «Блиц»

Задание: за 1 мин участни­ки конкурса должны ответить на максимальное количество вопросов.

I команда

1. Дом для учебников (пор­тфель).

2. Буквы, которые не со­ставляют звука (ь,ъ).

3. Он до Киева доведет (язык).

4. Цветок-гадалка (ромашка).

5. Из всех звезд, видимых над Россией, эта самая яркая (солнце).

6.Сильная позиция для гласных (под ударением)

7.В каком месяце есть 29 дней (во всех, кроме февраля если год не високосный).

8. Из какой посуды ничего нельзя поесть (из пустой).

9.Где сухого камня не найдёшь (в воде).

10. На какое дерево сада садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)

11.Кто собирает яблоки спи­ной(еж).

12.В каком веке муку мо­лоли греки? (муку не мелют).

II команда

1.Дом для денег (кошелек).

2.Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой о).

3. Всегда во рту, а не про­глотишь? (язык).

4. Съедобный камень (соль).

5. Он приходит во время еды (аппетит).

6.Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

7.На что похожа половина яблока? (на вторую половину.)

8.Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется? ((петух.)

9.В 1963 г. она побывала там, где до нее были только мыши, собаки и мужчины (В. Терешкова).

10.Что может путешество­вать по свету, оставаясь в од­ном и том же углу? (марка.)

11.Оросительный «чай­ник» огородника (лейка).

12.Город, где на дорожке стояли три сосны (Муром).

Конкурс «Озорные буквы»

Ведущий зачитывает по 10 по­словиц (поговорок) для каждой ко­манды.

Задание. Найти в послови­цах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места, изменив тем са­мым привычный смысл.

        1. Мы сами с ушами (уса­ми) ш — с.

        2. Больше дела, меньше снов (слов) н — л.

        3. Не тесто красит челове­ка, а человек тесто (место) т — м.

        4. Марина любит ласку, чи­стку, смазку (машина)р — ш.

        5. На ловца и дверь бежит (зверь) д — з.

        6. Корова на дворе — молоко на столбе (столе), лишняя б.

        7. Лось до добра не доведет (ложь)с — ж.

        8. Не речь кормит, а труд (печь)р — п.

        9. Лес рубят, кепки летят (щепки) к — щ.

        10. Двое пишут — семеро руками машут (пашут) и — а.

11. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м — в.

12. Своя нога не тянет (ноша)г — ш.

13. Летом тень год кормит (день) т -д

14. Машу маслом не испортишь (кашу) м — к.

15. Нашла коза на камень (коса) з — с.

16. Голода не бойся и по пояс мойся (холода) г- х

17. У лжи ногти коротки (ноги), лишняя т.

18. Полк в овечьей шкуре (волк) п — в.

19. Забота не волк — в лес не убежит (работа) з — р.

20. Ни кола, ни вора (двора), не хватает д.


Конкурс «Черный ящик»

Выносится черный ящик, в котором лежат два пакета для каждой команды.

Задание: отгадать, что лежит в черном ящике.

— по очереди каждый член команды задает всего один вопрос ведущему, на который можно отвечать словами «да» или «нет»;

— после заданных девяти вопросов команда, посовещавшись минуту, называет то, что лежит в ящике.

Ответ: в пакетах зеркало, ручка.

Конкурс «такие старые слова»

Условия конкурса:

— команды по очереди выбирают карточки со словами;

— ведущий дает два варианта толкования слова;

— команда выбирает один из вариантов.

1. Отопки — несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?

2. Книгочей — любитель чтения или библиотекарь?

3. Вертун — вертлявый человек или мельница?

4. Катанки — санки или валенки?

5. Каракуль — ценный мех или непонятная запись?

6. Сирый — волк или сирота?

7. Хмарь — темнота, пелена тумана или преступник?

8. Тараторка — тот, кто много говорит или сорока?

9. Карла — ворона или человек маленького роста?

10. Шамкать — есть не спеша или говорить невнятно?

Конкурс «Пойми меня»

Задание: прочитать слово на выбранной карточке и объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем идет речь, второй игрок объясняет третьему и т.д.

Условия конкурса: — задание выполняется командами по очереди на время;

Конкурс «Перемена» (или «В гостях у сказки»)

Условия конкурса: ведущий зачитывает по пять вопросов каждой команде:

1.Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит ее тогда, когда уже совсем потерял на­дежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите его и сказку. (Принцесса на горошине.)

2.Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А чет­вертый преследователь, при­кинувшись глухим, поймал. (Колобок.)

3.Девушка знатного про­исхождения обвиняется в кол­довстве. Поводов к этому по­служило ее странное хобби: ночные прогулки по кладби­щу, чрезмерная страсть к вя­занию. Как называется сказ­ка и как звали девушку? (Ди­кие лебеди. Элиза.)

4 Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от назва­ния какого-то грязного веще­ства. Кто это? (Золушка.)

5.Некая домохозяйка дос­тигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. (Сказка о ры­баке и рыбке.)

6.Группа террористов похи­щает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю — старой женщине. Кто был главарем этой банды и как называется сказка? (Баба Яга. Гуси-лебеди.)

7.Найдя клад, дама поку­пает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захо­тели помочь хозяйке. (Муха Цокотуха.)

8.Несмотря на то, что Баба Яга, как любая женщина, скрывает, сколько ей лет, ста­ло известно, что ее возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколь­ко лет Бабе Яге? (100.)

9У гражданки преклон­ных лет пропали водоплаваю­щие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она мог­ла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся.)

10.Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке; (Доктор Айболит.)

Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса:

— ведущий зачитывает по пять вопросов каждой команде;

— во фразах, изложенных почти научным языком, за­шифрованы русские послови­цы и поговорки. Узнайте их.

1.Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозе­леных деревьев. (В трех со­снах заблудился.)

2.Домашнему млекопита­ющему доподлинно известен хозяин проглоченного им про­дукта животноводства. (Знает кошка, чье мясо съела.)

3.Домашнего млекопитаю­щего семейства кошачьих ждет возмездие за выделив­шийся в большом количестве секрет слезных желез малень­кого грызуна. (Отольются кошке Мышкины слезы.)

4.Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния. (Комар носа не подточит.)

5.Сильная боязнь имеет боль­шие органы зрения. (У страха глаза велики.)

6.В нижних конечностях истины нет. (В ногах правды нет.)

7.Глубокое сердечное чув­ство настолько жестоко, что заставит вас испытывать силь­ное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла — полюбишь и козла.)

8.Беднейшие слои населе­ния вынуждены мыслить не­стандартно. (Голь на выдум­ку хитра.)

9. Человек с хорошей па­мятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. (Кто старое помянет — тому глаз вон.)

10. Говорит неправду без опускания и поднимания кож­ной складки вокруг глазного яблока. (Врет и глазом не мор­гнет,)

Конкурс «Раз словечко, два словечко»

Участникам раздаются предме­ты: стакан; одежда; бутылка с во­дой; зеркало; конфета; машинка; лист бумаги; ручка; вата; сапоги; хлеб; кукла.

Условия конкурса:

- играющие говорят толь­ко одно предложение, при этом каждый повторяет ска­занные до него фразы и до­бавляет свою, используя в ней выбранный им предмет;

- чей рассказ будет более связным, тому и присуждают­ся победные очки.

Задание: составить, используя выбранные предме­ты.

Конкурс «Почемучки»

Условия конкурса:

1.участнику команды за­дается вопрос, начинающий­ся со слова «почему»;

  1. затем остальным участ­никам задаются вопросы, вы­текающие из ответа предыду­щего участника.

  2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЛА.

“Слово спрятано в слове”.

ХЛЕВ – ЛЕВ, УТОЧКА – ТОЧКА, СТОЛБ – СТОЛ,

ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ПОЛК – ПОЛ, ЗУБР – ЗУБ, КОСА – ОСА,

МРАК – РАК, УДОЧКА – ДОЧКА, ДРАМА – РАМА.

6. ИГРА В СЛОВА “ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!”