В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства в становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
Целью учреждения образования сегодня является не только подготовить выпускника, способного к успешному продолжению обучения в высшем учебном заведении, но и в первую очередь воспитать всесторонне развитую личность, обладающую высоким творческим потенциалом и умением реализовать его в различных областях знаний в условиях динамично изменяющейся социально-экономической жизни страны. Данная задача требует постоянного совершенствования учебного процесса, а именно: увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению – методов обучения, в основе которых лежит научно-исследовательская деятельность учащихся. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности: умение находить нужную информацию, работать с рекомендованной литературой, умение критически осмысливать материал, сопоставлять понятия и явления, делать выводы и, конечно, умение четко и ясно излагать свои мысли.
Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – приобщение учащихся к исследовательской работе, творческое развитие личности, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, инициативных качеств.
Включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет:
♦ стимулировать их естественный интерес к науке и познанию;
♦ реализовать право учащихся на творчество;
♦ усилить учебно-познавательную мотивацию;
♦ повторить теоретические знания, пополнить их в процессе практического решения поставленной проблемы;
♦ формировать и развивать навыки организации и проведения исследования;
♦ реализовать полученные результаты на практике;
♦ проявить самостоятельность и инициативу;
♦ содействовать успешной адаптации учащихся в социуме;
♦ создать научные сообщества учащихся;
♦ развивать ответственность каждого члена исследовательской команды за общий результат.
Исследовательская деятельность предполагает, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Нужно получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем знаний. Исследовательская деятельность органично включается в учебный процесс, где учащиеся впервые открывают для себя то, что в науке уже давно открыто, но для них ново.
Первое направление в формировании исследовательской деятельности – нестандартные формы организации учебного процесса. Они позволяют развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать их учебные умения и навыки, а также мотивировать на дальнейшее, более глубокое изучение предмета.
Таким образом, исследовательская деятельность развивает и самостоятельность, и творчество школьников, что в конечном итоге, обеспечивает быструю адаптацию к вузовской программе.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывается с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, который обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу.
Сегодня уже понятно, что исследовательские умения, к которым относятся умение видеть проблему, формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать и классифицировать собранную информацию, проводить эксперимент, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, необходимы не только людям, жизнь которых связана или будет связана с наукой, но и каждому человеку в повседневной жизни. Поэтому формировать ключевые компетенции необходимо уже в младшем школьном возрасте.
В связи с этим необходимо создавать образовательную среду, в которой бы формировалась личность ребёнка-исследователя.
В результате проектной и исследовательской деятельности у младших школьников формируются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и ценностно-смысловые ключевые компетенции.
Управление исследовательской деятельностью учащихся необходимо направить на достижение сформулированных целей, задач и реализовывать в системе «Урок – факультативные занятия – внеурочная и внеклассная деятельность» при тесной взаимосвязи учителя, учеников и их родителей, без чего невозможно достичь желаемого результата. А.С. Макаренко писал: «Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам»1. Если учитель заинтересован в организации и проведении исследовательской деятельности, то увлечь даже младших школьников исследованиями не составит труда. Это обусловлено возрастными особенностями малышей – постоянное желание к открытиям и экспериментам, познание нового и неизвестного, неутомимая жажда новых впечатлений.
Со всем этим ребёнок приходит в школу, и именно здесь, на первой ступени обучения, начинается процесс формирования исследовательской культуры учащихся младшего школьного возраста.
В 1-2 классах проходит начальное формирование мыслительных умений и навыков, подготовительная работа к исследовательской деятельности. 3-4 классы – благоприятное время для организации доступных детскому возрасту исследований.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников разнообразна по своей сути и предназначению, степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах исследовательской деятельности можно представить таким образом:
На подготовительном и результативно-аналитическом этапах преобладает взаимодействие УЧИТЕЛЬ – ученик;
На этапах планирования, исследования и отчётно-презентационном этапе преобладает взаимодействие УЧЕНИК – учитель. От того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в исследование, зависит судьба исследования в целом. От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Учитель должен очень хорошо представлять направление будущего исследовательского поиска и проблему, которую необходимо решить.
На результативно-аналитическом этапе роль учителя также очень велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти к умозаключениям. Это поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в их создании.
Проектно-исследовательская деятельность может быть организована на базе школы в специально оборудованных помещениях, с использованием необходимой материально-технической базы, программного оснащения и информационно-технологического обеспечения.
Для организации проектно-исследовательской деятельности должно быть выделено несколько помещений: спортивный зал, изостудия, хореографический зал, актовый зал, библиотека, кабинеты.
В одном из проектов объектом нашего исследования стал лес, а тема исследования звучала как «Возвращённый лес».
При постановке цели перед работой над проектом с учащимися была проведена беседа, из которой выяснилось, что для изготовления тетрадей, книжек, учебников, дневника, альбомов, нужных каждому ученику в учебном году, требуется много бумаги. Всем давно известно, что бумагу делают из древесины. Учащиеся захотели решить задачу: сколько весит израсходованная ими бумага, сколько древесины требуется для получения такого количества бумаги, сколько деревьев надо для этого срубить. А ещё им захотелось узнать, сколько лет растёт дерево, прежде чем его можно будет использовать для производства бумаги. В итоге необходимо было решить, сколько деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле вырубленные для учёбы леса.
Этап реализации проекта является ведущим в формировании у младших школьников основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы, развитии ключевых компетенций. В ходе работы были проведены практические занятия по сбору макулатуры, сбору необходимых данных для проведения расчётов, проведены экологические опыты на тему: «Как сделать бумагу из макулатуры». Учащиеся смогли доказать, что акция по сбору макулатуры является ресурсосберегающей, ведь одна тонна макулатуры экономит четыре кубометра древесины. Это значит, что участие в акции вносит свой вклад в сохранение лесов.
Результатом, подводящим итог проделанной работы, стало решение принимать ежегодно участие в акции по сбору макулатуры.
По данной теме были проведены информационные часы. Ребята написали заметку в свою газету, где поделились впечатлениями от проекта. В ходе работы над проектом у детей возникло желание поучаствовать в акции «Посади дерево».
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Поэтому необходимо организовывать исследовательскую деятельность с учётом интересов, увлечений и способностей учащихся.
Исследование, с точки зрения обучающегося, – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Исследование, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач образования и развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
В практике учреждений общего среднего образования процесс обучения ориентирован на получение новых знаний с помощью репродуктивных методов, мало внимания уделяется обучению поисковой деятельности, реализации исследовательского подхода.
Причинами этого, с одной стороны, является недостаточный профессионально-педагогический уровень подготовки педагогов, не позволяющий широко внедрять инновационные процессы в школе, использовать в полной мере прогрессивные образовательные технологии и создавать эффективные методические условия обучения и воспитания, с другой – слабая разработанность методических основ организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в процессе овладения обобщенными и сложными знаниями, исследовательскими компетенциями, которые обусловлены новыми стандартами образования, а также слабая материальная база некоторых учебных учреждений.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся – процесс сложный и кропотливый. Чтобы сделать его наиболее эффективным, важно учитывать проблемы, вскрытые при исследовании в данной области:
– развитие исследовательской деятельности учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в обучении, установкой педагогов на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;
– основными видами исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступает подготовка рефератов, докладов, сочинений, лабораторных работ, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
– исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что затрудняет формирование у учащихся творческих способностей;
– педагоги начинают уделять больше внимания развитию исследовательских умений у учащихся старшей ступени обучения.
На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это развитие ключевых компетенций ученика.
В результате использования проектной и исследовательской деятельности у младших школьников развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, так как учащийся в процессе деятельности постоянно взаимодействует и общается с другими участниками исследовательской деятельности или проекта, высказывает свою точку зрения, обосновывает ее, а также учиться слушать и уважать чужое мнение; социальная (в ходе проектной или исследовательской деятельности ученик приобретает навыки работы в группе); продуктивная – появляется возможность создать собственный продукт. Формирование эти ключевых компетенций в полной мере соответствует ФГОС НОО.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность – это особая философия образования, философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Она ориентирована на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникальна. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся и педагогов, и поэтому эффективна. Она формирует опыт деятельности, и поэтому незаменима.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 3 – 10.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - 201 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. – 231 с.
Феськова, Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Феськова. – Красноярск: ГПП КК «Сибирь», 2005. – 22 с.
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3.
4