Рабочая программа составлена на основе авторской программы кружка «Музей в твоём классе» Н.А.Чуракова, Н.М.Лаврова «Музей в твоём классе» М.: Академкнига / Учебник, 2013г.
Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории.
2018 г.
Данная программа рассчитана на 33 часа (1час в неделю).
Авторская программа используется без изменений.
Тема | Количество часов по программе | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий |
Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | 1 | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | Работа с репродукциями картин |
Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)». | 2 | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. | Работа с репродукциями картин |
Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати». | 2 | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | Работа с репродукциями картин |
В.Поленов «Московский дворик». | 2 | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | Работа с репродукциями картин |
И. Левитан «Свежий ветер. Волга». | 2 | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? | Работа с репродукциями картин |
Б.Кустодиев «Морозный день». | 2 | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? | Работа с репродукциями картин |
Б.Кустодиев «Масленица». | 2 | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. | Работа с репродукциями картин |
Федотов «Сватовство майора». | 2 | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. | Работа с репродукциями картин |
К.Брюллов «Последний день Помпеи». | 2 | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. | Работа с репродукциями картин |
И.Горюшкин -Сорокопудов «Базарный день в старом городе». | 2 | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Работа с репродукциями картин |
И.Горюшкин -Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия». | 2 | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. | Работа с репродукциями картин |
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)». | 2 | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | Работа с репродукциями картин |
В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная». | 2 | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. | Работа с репродукциями картин |
М.В. Нестеров «Три старца». | 2 | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. | Работа с репродукциями картин |
К.А. Коровин «За чайным столом». | 2 | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. | Работа с репродукциями картин |
К.А.Коровин «Алупка». | 2 | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. | Работа с репродукциями картин |
И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова». | 2 | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). | Работа с репродукциями картин |
Итого | 33 | | |
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Использование учебно- лабораторного оборудования |
план | факт |
1 | 05.09 | | Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | Репродукция картины, лупа |
2 | 12.09 | | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)». | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. | Видеоколлекция |
3 | 19.09 | | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)». | |
4 | 26.09 | | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати». | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | Видеоколлекция |
5 | 03.10 | | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати». | Репродукция картины, лупа |
6 | 10.10 | | В. Поленов«Московский дворик». | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | Презентация |
7 | 17.10 | | В. Поленов «Московский дворик». | Видеоколлекция |
8 | 24.10 | | И. Левитан «Свежий ветер. Волга». | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер | Репродукция картины, лупа |
9 | 07.11 | | И. Левитан «Свежий ветер. Волга». | Репродукция картины, лупа |
10 | 14.11 | | Б. Кустодиев «Морозный день». | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? | Видеоколлекция |
11 | 21.11 | | Б. Кустодиев «Морозный день». | Репродукция картины, лупа |
12 | 28.11 | | Б. Кустодиев «Масленица». | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. | Презентация |
13 | 05.12 | | Б. Кустодиев «Масленица». | Репродукция картины, лупа |
14 | 12.12 | | П. Федотов «Сватовство майора». | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. | Репродукция картины, лупа |
15 | 19.12 | | П. Федотов «Сватовство майора». | Презентация |
16 | 26.12 | | К. Брюллов «Последний день Помпеи». | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. | Видеоколлекция |
17 | 16.01 | | К. Брюллов «Последний день Помпеи». | Презентация |
18 | 23.01 | | И. Горюшкин -Сорокопудов «Базарный день в старом городе». | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Видеоколлекция |
19 | 30.01 | | И. Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе». | Видеоколлекция |
20 | 06.02 | | И. Горюшкин - Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия». | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения | Репродукция картины, лупа |
21 | 20.02 | | И. Горюшкин - Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия». | Презентация |
22 | 27.02 | | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)». | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | Видеоколлекция |
23 | 06.03 | | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)». | Репродукция картины, лупа |
24 | 13.03 | | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная». | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. | Репродукция картины, лупа |
25 | 20.03 | | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная». | Видеоколлекция |
26 | 03.04 | | М.В. Нестеров «Три старца». | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. | Репродукция картины, лупа |
27 | 10.04 | | М.В. Нестеров «Три старца». | Презентация |
28 | 17.04 | | К. А. Коровин «За чайным столом». | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. | Репродукция картины, лупа |
29 | 24.04 | | К. А. Коровин «За чайным столом». | Репродукция картины, лупа |
30 | 08.05 | | К. А. Коровин «Алупка». | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. | Презентация |
31 | 15.05 | | К. А. Коровин «Алупка». | Видеоколлекция |
32 | 22.05 | | И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова». | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год - год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). | Презентация |
33 | 22.05 | | И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова». | Видеоколлекция |