МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ «Куюргазинский РОО»
МБОУ СОШ села Ст. Отрада
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместителем директора по УВР ______________ А.И. Греков от " " 2022 г. | Директор школы: ____________М.С. Псянчин Приказ № от "" 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
внеурочной деятельности
«Волейбол»
(для 7,8 классов образовательных организаций)
с. Старая Отрада 2022
Программа «Волейбол»
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно- оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 7-8 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников. О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровье сберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Волейбол» для обучающихся 8 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся.
Цель и задачи обучения,
воспитания и развития детей по физкультурно- спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта
Цель конкретизирована следующими задачами:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха; формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; обучение технике и тактике игры в волейбол; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно- силовых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 7-8 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровье-сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Виды обучения
Однонаправленные занятия, посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической подготовкой. Комбинированные занятия включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровье-сберегающих практик.
Место учебного курса в учебном плане
Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия по 1 разу в неделю в каждом классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
смогут получить знания:
• значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
• правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
• названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
• наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
• упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
• контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
• основное содержание правил соревнований по волейболу;
• жесты волейбольного судьи;
• игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
могут научиться:
• соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
• выполнять технические приёмы и тактические действия;
• контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
• играть в волейбол с соблюдением основных правил;
• демонстрировать жесты волейбольного судьи;
• проводить судейство по волейболу.
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.-(Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976. 111с. авт.:В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) Советский спорт. 2005.-112с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
5. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура 8 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
6. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: : Учитель, 2011.- 251с.
7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 1983.-144с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр
К – полный комплект (на каждого обучающегося)
Г – комплект (для работы в группах)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | кол-во |
1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре. | Д |
2 | Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. – М . : Просвещение, 2011. – 77 с . : ил. – (Работаем по новым стандартам) | Д |
3 | Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение» 1976. 111с. | Д |
4 | Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва(этапы спортивно- оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) -М.: Советский спорт, 2005.-112с. | д |
5 | Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физкультура и спорт, 1983,- 144с | Д |
6 | Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П.А. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2011.-251 с | Д |
7 | Ж.К., Холодов B.C. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г. | Д |
8 | Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника - Ростов-на- Д 27 Дону, издательство «Феникс»,2004 | Д |
9 | Дидактические материалы по основным разделам | Г |
10 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | д |
11 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д |
12 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д |
13 | Плакаты методические | Д |
14 | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | Д |
15 | Видеофильмы по основным разделам учебного материала | Д |
16 | Аудиозаписи | Д |
17 | Мультимедийный компьютер | Д |
18 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | Д |
19 | Стенка гимнастическая | г |
20 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г |
21 | Скамья атлетическая вертикальная, наклонная | Г |
22 | Мячи: футбольный, теннисные, малый мяч (мягкий), набивной | Г |
23 | Палка гимнастическая | Г |
24 | Мячи: баскетбольные, волейбольные. | К |
25 | Скакалка детская | К |
26 | Гантели наборные | К |
27 | Табло перекидное | Г |
28 | Пульсометр | Д |
29 | Шагомер электронный | Г |
30 | Ступенька универсальная | Г |
31 | Весы медицинские с ростомером | д |
32 | Стойки волейбольные универсальные | Д |
33 | Кубики | г |
34 | Обруч детский | Г |
35 | Жилетки игровые | Г |
36 | Сетка волейбольная | Д |
37 | Аптечка | Д |
38 | Сетка для переноса и хранения мячей | Д |
39 | Конус сигнальный | Г |
40 | Ролик для пресса | Г |
41 | Насос ручной | Д |
42 | Секундомер | Д |
43 | Площадка игровая волейбольная | Д |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Совершенствование техники верхней, нижней передачи | 2 | 02.09 |
09.09 |
2 | Прямой нападающий удар | 3 | 16.09 |
23.09 |
30.09 |
3 | Совершенствование верхней прямой подачи | 3 | 07.10 |
14.10 |
21.10 |
4 | Совершенствовать приема мяча с подачи и в защите | 2 | 28.10 |
|
5 | Двусторонняя учебная игра | 2 | |
|
6 | Одиночное блокирование | 2 | |
|
7 | Страховка при блокировании | 2 | |
|
8 | Судейство. Перемещения и остановки. Учебная игра | 2 | |
|
9 | Нападающий удар. Блокирование. | 2 | |
|
10 | Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | 2 | |
|
11 | Подача мяча (нижняя) | 3 | |
|
|
12 | Подача мяча (верхняя) | 2 | |
|
13 | Учебно-тренировочная игра с заданиями. | 2 | |
|
14 | Подача мяча (нижняя). Совершенствования | 1 | |
15 | Подача мяча (верхняя). Совершенствования | 1 | |
16 | Нападающий удар. Свовершенствования | 1 | |
17 | Блокирование. Соревнования. | 1 | |
18 | Физическая подготовка в процессе занятия. | 1 | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Совершенствование техники верхней, нижней передачи | 2 | 02.09 |
09.09 |
2 | Прямой нападающий удар | 3 | 16.09 |
23.09 |
30.09 |
3 | Совершенствование верхней прямой подачи | 3 | 07.10 |
14.10 |
21.10 |
4 | Совершенствовать приема мяча с подачи и в защите | 2 | 28.10 |
|
5 | Двусторонняя учебная игра | 2 | |
|
6 | Одиночное блокирование | 2 | |
|
7 | Страховка при блокировании | 2 | |
|
8 | Судейство. Перемещения и остановки. Учебная игра | 2 | |
|
9 | Нападающий удар. Блокирование. | 2 | |
|
10 | Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | 2 | |
|
11 | Подача мяча (нижняя) | 3 | |
|
|
12 | Подача мяча (верхняя) | 2 | |
|
13 | Учебно-тренировочная игра с заданиями. | 2 | |
|
14 | Подача мяча (нижняя). Совершенствования | 1 | |
15 | Подача мяча (верхняя). Совершенствования | 1 | |
16 | Нападающий удар. Свовершенствования | 1 | |
17 | Блокирование. Соревнования. | 1 | |
18 | Физическая подготовка в процессе занятия. | 1 | |
Итого | 34 |