Программа курса «Умники и умницы» 3 класс
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа и тематическое планирование по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 3 класса составлены на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Составлена на основе программы курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». (Автор О.А. Холодова, лауреат конкурса «Грант Москвы», учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы) с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2010 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся третьего класса. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, задачей предлагаемой программы является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков.
. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ (3 класс)
Для оценки эффективности занятий по данному курсу можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий для конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Личностные результатами изучения курса в третьем классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличатьверно, выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание курса «Умники и умницы»
3 класс
Тренировка психических процессов.
Развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления, развитие восприятия
Беседа, практикум, игра
Ориентировка в пространстве листа.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Диагностика памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развивающие задания и упражнения, решение логических задач и проведение дидактических игр.
Задания геометрического характера.
Составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые; построение фигур из конструктора «Вьетнамская игра» , «Монгольская игра», «Танграм».
Диалог, практикум, игра
Составление и моделирование предметов.Построение геометрических фигур из конструктора «Вьетнамская игра» , «Монгольская игра», «Танграм».Нестандартные задания алгебраического характера.Ребусы. Математические фокусы.Величины. Старинные единицы измерения величин.
Беседа, наблюдение, практикум, проблемный урокЗадачи на переливание; задачи на взвешивание; математический фокус;математические ребусы;арифметические лабиринты с воротами;магические квадраты.Нестандартные задания логического характера.Логические задачи на причинно-следственные цепочки;задачи с опорой на жизненные ситуации;анаграмма;комбинаторные задачи;задачи с альтернативным условием.Беседа, наблюдение, практикум, проблемный урок Решение логических задач; Решение задач с опорой на жизненные ситуации.Игры А. З. Зака.Игры, способствующие развитию способности действовать в уме («Муха», «Просветы», «Ход конём»).Беседа, практикум, играЗнакомство с играми «Ход конем», «Муха»,
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 3.09 |
2. | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | 10.09 |
3. | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 17.09 |
4. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 24.09 |
5. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1.10 |
6. | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 8.10 |
7. | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 15.10 |
8. | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 22.10 |
9. | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 29.101 |
10. | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 12.11 |
11. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 19.11 |
12. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. | 26.11 |
13. | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 3.12 |
14. | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | 10.12 |
15. | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | 17.12 |
16. | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 24.12 |
17. | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 14.01 |
18. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 21.01 |
19. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 28.01 |
20. | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 4.02 |
21. | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 11.02 |
22. | Развитие логического мышления. | 18.02 |
23. | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 25.02 |
24. | Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 4.03 |
25. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 11.03 |
26. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 18.03 |
27. | Поиск закономерностей. | 1.04 |
28. | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 8.04 |
29. | Развитие логического мышления. | 15.04 |
30. | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 22.04 |
31. | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | 29.04 |
32. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 6.05 |
33. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 13.05 |
34. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 20.05 |
34ч. | | |