Программу составила: Щурова Инна Николаевна.
Курск 2022 г.
Программа внеурочной деятельности «В мире животных» разработана для учащихся 3-ого класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Рабочая программа направлена на формирование экологической компетентности обучающихся способствующему развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Одной из приоритетной целей, которую необходимо ставить, должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников.
- развивать чувство красоты.
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.
Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
№ | Наименование тем | Виды деятельности | Всего часов |
|
| 1.«ВВЕДЕНИЕ». (1 час) |
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | Беседа. Игра | 1 |
| 2.Дикие животные ( 19 часов) |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | Беседа, чтение сказки. Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, раскраска | 1 |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Лиса» Загадки, лепка лисы | 1 |
4 | Серый хищник - волк | Беседа, чтение сказки В Зотова «Волк» Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, раскраска | 1 |
5 | Хозяин леса - медведь | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Медведь» Загадки, занимательные вопросы, чтение стихов, составление портрета «Бурый медведь». | 1 |
6 | Любознательный зверёк -белка | Беседа чтение рассказа В Зотова «Белка» Загадки, занимательные вопросы, работа в группах – «Собери мозаику» | 1 |
7 | Куница - охотник на белок | Беседа, чтение рассказа В. Бианки «Куница за белкой» Загадки, отгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку» | 1 |
8 | Лесной красавец - лось | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Лось» Загадки, работа в группах - Панно «Лесной красавец» | 1 |
9 | Сердитый недотрога- ёж | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Ёж» Загадки, занимательные вопросы, чтение стихов, творческая работа «Вылепи ёжика» | 1 |
10 | Подземный житель - крот | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Земляные холмики» Загадки, занимательные вопросы, игра: «Поле чудес» | 1 |
11 | Всеядное животное — барсук | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Барсук» Загадки, скороговорки, Работа в группах «Собери мозаику» | 1 |
12 | Бобр-строитель | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Бобр» Загадки, скороговорки, раскраска | 1 |
13 | Запасливый бурундук | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Бурундук» Загадки, разгадывание кроссворда, раскраска | 1 |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Кабан» Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. | 1 |
15 | Мышка-норушка | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Мышка» Загадки, разучивание стихотворения, сценка «Теремок». | 1 |
16 | Рысь - родственник кошки | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Рысь» Загадки, рисование домашней кошки или рыси. | 1 |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Соболь» Загадки, игра «Эти забавные животные». | 1 |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Тигр» Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, оригами | 1 |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | Беседа, чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасенная косуля» Загадки, Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». | 1 |
20 | Обобщающие занятие о диких животных | Игра «Отгадай животное по описанию», рассматривание иллюстраций с животными, сравнение, анализ их внешнего вида, отгадывание кроссворда. | 1 |
| 3. Пернатые жители (13 часов) |
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Воробей» Загадки, занимательные вопросы, раскраска, народные приметы | 1 |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Ворона» Подготовка сообщений в группах по плану: -внешний вид; -питание; -места обитания. Выступления детей. | 1 |
23 | Ворон - красивая, умная птица | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Ворон» Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, раскраска | 1 |
24 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Сорока» Игра «Найди лишнее», конкурс на лучшую составленную загадку о сороке, разучивание скороговорок, разучивание потешек. | 1 |
25 | «Лесной доктор» - дятел | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Дятел» Игра «Найди мой дом», скороговорок, чтение занимательных фактов из жизни дятлов, раскраска. | 1 |
26 | Соловей - «великий маэстро» | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Соловей» Подготовка сообщений в группах по плану: -внешний вид; -питание; -места обитания. Выступления детей | 1 |
27 | Галка - городская птица | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Галка» Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, работа в группах «Собираем мозаику». | 1 |
28 | Загадочная птица - кукушка | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Кукушка» Загадки, занимательные вопросы, раскраска | 1 |
29 | «Пернатая кошка» - сова | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Сова» Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, выполнение аппликации | 1 |
30 | Любимая птица - снегирь | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Снегирь» Выполнение аппликации | 1 |
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Синица» Загадки, Подготовка сообщений в группах по плану: -внешний вид; -питание; -места обитания. Рисование птиц с яркими клювами. | 1 |
32 | Наш добрый сосед - скворец | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Скворец» Загадки , раскраска Конкурс скворечников | 1 |
33 | «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Иволга» Загадки, занимательные вопросы, Игра «птичьи расцветки». | 1 |
№п/п | Наименование тем | Техническое оснащение, дидактический материал | Формы занятий | Приемы и методы | Итог |
| 1. «ВВЕДЕНИЕ» (1 час) |
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | Презентация «Первые шаги в природу» | Беседа. Игра | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Познакомиться с содержанием курса «В мире животных», правилами поведения при проведении практических работ. |
2. Дикие животные ( 19 часов) |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Заяц», презентация « Заяц - «Длинное ухо», раскраска | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни зайца, познакомить с особенностями его поведения, отгадывать описательные загадки о зайце, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | Аудиозапись рассказа В Зотова «Лиса», презентация «Лиса Патрикеевна», пластилин | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; знать особенности поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве, работа по содержанию рассказа. |
4 | Серый хищник - волк | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Волк», презентация «Серый хищник – волк», раскраска | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида, образа жизни, особенности поведения волка и использование образа волка в народном творчестве, работа по содержанию рассказа. |
5 | Хозяин леса - медведь | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Медведь», презентация « Хозяин леса - медведь» | Беседа, викторина | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни медведя, особенности поведения, отгадывать описательные загадки, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
6 | Любознательный зверёк - белка | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Белка», презентация « Любознательный зверёк - белка», мозаика | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни белки, знать особенности поведения, отгадывать описательные загадки, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
7 | Куница - охотник на белок | Аудиозапись В. Бианки «Куница за белкой», презентация « Куница - охотник на белок» | Беседа, игры, творческая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни куницы, познакомить с особенностями поведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
8 | Лесной красавец - лось | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Лось», презентация « Лесной красавец - лось» , пластилин | Беседа, творческая работа, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни лося, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни; работать по содержанию рассказа. |
9 | Сердитый недотрога- ёж | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Ёж», презентация « Сердитый недотрога- ёж», пластилин | Беседа, игры, творческая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида, образа жизни и особенностями поведения ежа, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни; работать по содержанию рассказа. |
10 | Подземный житель - крот | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Земляные холмики», презентация « Подземный житель - крот» | Беседа, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; знать особенности поведения крота, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни; работать по содержанию рассказа. |
11 | Всеядное животное — барсук | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Барсук», презентация «Всеядное животное — барсук», мозаика | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; знать особенности поведения барсука, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни; работать по содержанию рассказа. |
12 | Бобр-строитель | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Бобр», презентация « Бобр-строитель», раскраски | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни бобра, познакомить с особенностями его поведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
13 | Запасливый бурундук | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Бурундук», презентация «Запасливый бурундук», раскраска | Беседа, игры, практическая работа | Загадки, разгадывание кроссворда ,раскраска | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни бурундука, познакомить с особенностями его поведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Кабан», презентация « Кабан - дикий родственник домашней свиньи» | Беседа, конкурсы и игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни кабана, познакомить с особенностями его поведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
15 | Мышка-норушка | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Мышка», презентация « Мышка-норушка», маски для сценки | Беседа, инсценирование сказки | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни мыши, познакомить с особенностями её поведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
16 | Рысь - родственник кошки | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Рысь», презентация « Рысь - родственник кошки» | Беседа, игры, творческая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни рыси, знать особенности поведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Соболь», презентация « Соболь - «дорогой» зверёк» | Беседа, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни соболя, знать особенности поведения, отгадывать описательные загадки о соболе, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Тигр», презентация « Тигр - самая большая кошка на Земле», материал для оригами | Беседа, игры, творческая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни тигра, знать особенности поведения, отгадывать описательные загадки, ребусы о тигре, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | Аудиозапись рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасенная косуля», презентация «Косуля - самый маленький европейский олень» | Беседа, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни косули, знать особенности поведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
20 | Обобщающие занятие о диких животных | Презентация «Загадки о животных» | Игры, викторины | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | сравнение, анализ их внешнего вида, отгадывание кроссворда. |
3. Пернатые жители (13 часов) |
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Воробей», презентация « Воробей - самая распространённая птица на Земле» | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения воробья, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни, работать по содержанию рассказа. |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Ворона», презентация «Ворона - «интеллектуальная» птица» | Беседа, работа группах, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения вороны, называть и характеризовать условия, необходимые для её жизни, работать по содержанию рассказа. |
23 | Ворон - красивая, умная птица | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Ворон», презентация | Беседа, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения ворона, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни, работать по содержанию рассказа. |
24 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Сорока», презентация « Сорока-белобока - «лесная сплетница» | Беседа, игры, конкурс | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения сороки и использование её образа в фольклорном жанре, называть и характеризовать условия, необходимые для жизни, работать по содержанию рассказа. |
25 | «Лесной доктор» - дятел | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Дятел», презентация ««Лесной доктор» - дятел» | Беседа, игры, викторина. | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения дятла, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни, знать способы добывания пищи дятлом, о пользе, которую приносит эта птица лесу, работать по содержанию рассказа. |
26 | Соловей - «великий маэстро» | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Соловей», презентация « Соловей - «великий маэстро» | Беседа, работа в группах, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения соловья, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни, работать по содержанию рассказа. |
27 | Галка - городская птица | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Галка», презентация « Галка - городская птица» | Беседа, игры, работа в группах | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения галки, называть и характеризовать условия, необходимые для её жизни, работать по содержанию рассказа. |
28 | Загадочная птица - кукушка | Аудиозапись рассказа В Зотова «Кукушка», презентация « Загадочная птица - кукушка», раскраска | Беседа, игры, творческая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения кукушки и использование её образа в малых жанрах литературного творчества, называть и характеризовать условия, необходимые для её жизни, работать по содержанию рассказа. |
29 | «Пернатая кошка» - сова | Аудиозапись рассказа В Зотова «Сова», презентация «Пернатая кошка» - сова», пластилин | Беседа, игры, творческая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения совы, называть и характеризовать условия, необходимые для её жизни, работать по содержанию рассказа. |
30 | Любимая птица - снегирь | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Снегирь», презентация « Любимая птица - снегирь», материал для аппликации | Беседа, игры, творческая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения снегиря, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни, работать по содержанию рассказа. |
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Синица», презентация «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России» | Беседа, игры, работа в группах | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения синицы, называть и характеризовать условия, необходимые для её жизни, работать по содержанию рассказа. |
32 | Наш добрый сосед - скворец | Аудиозапись рассказа В. Зотова «Скворец», презентация « Наш добрый сосед - скворец», материал для аппликации | Беседа, игры, практическая работа | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения скворца, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни, работать по содержанию рассказа. |
33 | «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах | Аудиозапись рассказа В Зотова «Иволга», презентация «Золотая птица» — иволга» | Беседа, игры | Словесные, игровые, наглядные, ИКТ | Знать и определять принадлежность животного к группе птиц; узнавать и различать особенности внешнего вида, поведения иволги, называть и характеризовать условия, необходимые для её жизни, работать по содержанию рассказа. |
1. А.А. Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба» - М.: Просвещение, 2010
2. А.А. Плешаков. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» - М.: Просвещение, 2014
3. Е.М.Елизарова. Знакомые незнакомцы. Волгоград, издательство «Учитель» 2010.
4. Детская энциклопедия: Я познаю мир. Животные/ автор составитель П.Р. Ляхов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003
5. Рассказы о животных Г.Скребицкого, Е.Чарушина, М.Пришвина, К.Г.Паустовского, Л.Толстого, А.И.Куприна, Н.И. Сладкова, В. Зотова.