СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в начальной школе»

Внеурочная деятельность в вопросах и ответах

Критерии оценки:

1. Полнота ответа с аргументами.

2. Способность грамотно, логично, кратко изложить в терминах и понятиях основные идеи рассматриваемого вопроса.

3. Умение объяснить и проанализировать рассматриваемые вопросы, высказывание собственной позиции.

Вопрос

Ответ

1.    

В чем инновационность ФГОС НОО второго поколения, на ваш взгляд? Что понимается под внеурочной деятельностью согласно ФГОС НОО?

Новые стандарты НОО требуют, чтобы содержание ООП НОО было вариативным. Это значит, что школы больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования; подробнее описывают результаты освоения ООП НОО– личностные, метапредметные, предметные; определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине: появилось конкретное содержание по каждой предметной области; , в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий; фиксирует право школы применять различные образовательные технологии; установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям.

Внеурочная деятельность- образовательная деятельность , направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.

2.    

В чем сущность и уникальность внеурочной деятельности? Каковы ее функции?

Способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям общение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Функции:

Образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, давать детям новые знания; Воспитательную – обогащать и расширять культурно-нравственный уровень учеников; Креативная – способствовать реализации индивидуальных творческих интересов личности; Компенсационная – способствовать освоению новых направлений деятельности, которые углубляют и дополняют основное базовое образование и создают для ребенка эмоционально значимый фон усвоения содержания общего образования. Профориентационная – формировать устойчивый интерес к социально-значимым видам деятельности, содействовать определению жизненных планов ребенка, в том числе предпрофессиональной ориентации; Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы. Рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка
Функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; Самореализация — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

3.

Чем определяется актуальность внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как стандарты закрепили обязательность ее организации, это тот ресурс, который позволяет школе достичь нового качества образования, позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

4.

Какова основная цель внеурочной деятельности?

Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; воспитание и социализация духовно-нравственной личности.

5.

Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

6.    

Назовите организационные модели внеурочной деятельности. Каковы отличительные особенности и преимущества каждой модели, возможные недостатки?

  1. Модель дополнительного образования

  2. Модель «школы полного дня»

  3. Оптимизационная модель

  4. Инновационно-образовательная модель

  5. Базовая модель (смешання). Другая (своя).

  6. Внешнешкольная или внутришкольная.

7.

Какие условия необходимы для реализации любой модели организации внеурочной деятельности?

Для успешной реализации программы необходимо  создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени, проведение необходимых организационно-управленческих мероприятий; нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности; финансово-экономические условия; - информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время; научно-методическое обеспечение.

8.

Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности младших школьников в неделю, на 4 года обучения?

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (стандарт 2009 г.), до 1320 часов (стандарт 2021 г.).


9.

Определите, какая из предложенных моделей реализовывалась в вашей школе? Какая модель актуальна в современное время и почему?

В моей школе реализовалась модель «школы продленного дня». Я считаю, что в современное время актуальна модель «инновационно-образовательная», потому что мы находимся на стадии информационного общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Данная модель имеет следующие необходимые преимущества: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.


10.

Все ли обучающиеся должны посещать занятия внеурочной деятельности?

Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

(Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167)


11.

Качественное осуществление внеурочной деятельности невозможно без изучения интересов и потребностей обучающихся? Обоснуйте свой ответ.

Это действительно так, потому что бессмысленно создавать различные секции и кружки, которые будут неинтересны детям и которые придется посещать их силой. Именно деятельность ученика вне традиционной формы урока в любимом, увлекательном и интересном для него направлении раскрепощает и открывает для ребёнка новые горизонты познания, вселяет уверенность и помогает ему успешно реализоваться, найти своё я, позволяет школе уходить от рутины ежедневного однообразия монотонно сменяющих друг друга уроков.

12.

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступности и наглядности;

  • включение в активную жизненную позицию;

  • свободы выбора, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

  • единства обучения, воспитания, развития;

  • взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, преемственности с технологиями учебной деят-ти.


13.

Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

Внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное


14.

Какие направления внеурочной деятельности, на ваш взгляд, можно реализовать с помощью учителей, приглашенных специалистов, родителей? Обоснуйте свой ответ.

На мой взгляд, все направления можно реализовать с помощью учителей, приглашенных специалистов или родителей. По каждому из направлений есть возможность придумать интересную форму проведения и реализовать с помощью разных специалистов. Например, для реализации одного общеинтеллектуального направления ВУД можно пригласить специалиста (например, шахматиста для организации кружка), создать кружок по математике с учителем-предметником или же провести ряд мастер-классов с родителями учеников разных профессий.

15.

Какие направления внеурочной деятельности можно вывести на базу УДОД, а какие можно оставить в школе? Обоснуйте свой ответ.

На базу УДОД можно вывести спортивно-оздоровительное направление (спортивная школа), общекультурное направление (школа искусств: художественная и музыкальная. Оставшиеся направления можно оставить в школе. Вышеперечисленные направления ВУД следует вывести на базу УДОДЮ на мой взгляд, потому что именно эти два направления более профессионально ориентированы и по ним можно добиться наибольшей профессиональной ориентации, а также выявить и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся способности.

16.

Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды:

  • Игровая

  • Познавательная

  • Проблемно-ценностное общение

  • Досугово-развлекательная деят-ть

  • Худ.творчество

  • Соц.творчество

  • Техническое творчество

  • Спортивно-оздоровительная деят-ть

  • Туристко-краеведческая деят-ть


17.

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО?

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, этические беседы, деловые игры, экскурсии, туристические поездки и походы, соревнования, поисковые и научные исследования, творческие мастерские, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.


18.

Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет

образовательное учреждение.


19.

Каковы воспитательные результаты внеурочной деятельности? Охарактеризуйте достижения определенного уровня результатов.

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
    УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
    1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимания социальной реальности и повседневной жизни т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом



20.

Как вы думаете, какова роль родителей (лиц их заменяющих) в организации внеурочной деятельности школьников? Обоснуйте свой ответ.

Роль родителей (лиц их заменяющих) в организации внеурочной деятельности школьников значительна, так как именно запросы родителей, законных представителей, учащихся является одним из ориентиров в организации ВУД. Именно в содружестве с родителями педагог может выявить и организовать соответствующие интересам детей кружки и творческие объединения.  Помимо этого активные родители часто участвуют в вуд своих детей, например, помогают организовывать экскурсии классу, ставить спектакли, проводить семейные праздники, соревнования и т.п.

21.

Каковы отличительные особенности урока и внеурочного занятия? Чем урок отличается от внеурочного занятия?

Во-первых, ВУД носит индивидуальный выбор направления деятельности.

Во-вторых, во ВУД отсутствует домашнее задание.

В-третьих, психологическая атмосфера на занятиях по ВУД носит неформальный характер.

В-четвертых, от урока к ВУД приводит потребность в самореализации, что является ключевым отличием.

22.

В чем отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования детей?


Основное отличие в результатах. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. А общим результатом доп.образования детей является обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.