СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Занимательная химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Занимательная химия"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 Трунов-

ского муниципального района Ставропольского края


РАССМОТРЕНО

на заседании педсовета

Протокол №1

от 9 августа 2017 года


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по BP _____________ Г.П.Власенко

8 августа 2017 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная химия»


Направление деятельности: общеинтеллектуальное

Возраст школьников: 15 лет

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год;

1 час в неделю

Рабочую программу составила: учитель биологии и химии высшей категории Плужник Валентина Григорьевна


с. Подлесное, 2017




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СШ №1 р.п. Кузоватово

СБ. Михайлова

Приказ Щ126 от9августа2017г.





Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная химия», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО). Элективный курс рассчитан на 35 часа, рекомендован для учащихся 8 - 9 классов.

Данный курс направлен на развитие общей культуры учащихся, расширение и углубление предметных знаний по химии, на развитие общеучебных приемов интеллектуальной деятельности и познавательной активности; предназначен для ознакомления учащихся с дополнительными знаниями по химии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений подготовки сообщений по предлагаемым проблемам.

На занятиях выполняется ряд практических работ, направленных на развитие познавательного интереса у учащихся к предмету химии.

Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во вне- урочной деятельности. Внеурочная деятельность в 8- 9 классе по курсу «Занима- тельная химия» нацелена:

  • на расширение кругозора школьников

  • развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей учащихся:

  • формирования умения самостоятельно получать знания;

  • воспитание любознательности, интереса к химии;

  • оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • в направлении личностного развития: формирование представлений о химии как науки о веществах;

  • в метапредметном направлении формирование общих способов интеллектуальной деятельности;

  • в предметном направлении:

  • включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;

  • выработка навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • формирование коммуникативных компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;

    • формирование универсальных учебных действий, развитие творческого мышления учащихся.

Метапредметные результаты:

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,


  • проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;

  • Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;

  • Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно -популярной литературой, справочниками, ЭОР, формирование ИКТ- компетенции.

  • Предметные:

  • Формирование знаний о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире;

  • Овладение учащимися методами химической науки (наблюдение, описание процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов.


Содержание курса внеурочной деятельности


Вещества и материалы в нашем доме (14)

История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски. Мыла и синтетические моющие средства (СМС). Чистящие препараты и пятновыводители. Клеи, их состав и действие на разные материалы.

Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.

Демонстрации

1. Физические свойства солей, используемые в быту.

2. Фильтрование загрязненной воды и показ ее прозрачности.

3. Образцы природных и искусственных строительных материалов.

4. Различные виды спичек.

5. Чернила для тайнописи.

6. Получение мыла.

7. Чистящие средства, пятновыводители и клеи.

Лабораторные опыты

1.Жесткость воды и способы ее устранения в домашних условиях. Удаление накипи с внутренней поверхности эмалированной посуды.

2. Рассмотрение кристаллов солей с помощью лупы.

3. Распознавание солей по характерным свойствам.

4 Затвердевание цемента при смешивании с водой.

5. Сравнение мыла и СМС по образованию пены. Подбор СМС, подходящих для определенного вида ткани и загрязнения.

6. Подбор средств для выведения пятен жира, ржавчины, фруктового сока с тканей.

7. Подбор клеев по справочной таблице для склеивания различных материалов.

Практические работы

1. Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях.

2. Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств.

3. Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов.

Тема II

Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле (6)

Предмет геохимии. Оболочка Земли. Химический состав земных сфер. Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых телах. Вода - необходимое условие всех природных химических процессов. Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа, азота, кислорода.

Биогенные элементы - связующее звено между живой и неживой природой.

Демонстрации

1. Горные породы и минералы.

2. Растворение в воде солей, газов( углекислого газа, аммиака).

3. Обнаружение кислорода, выделяемого зеленым растением на свету.

Лабораторные опыты

1. Взаимодействие оксида углерода(4) с гидроксидом кальция в растворе.

2. Получение гидрокарбоната кальция и разложение его при нагревании.

3. Обнаружение карбонатов в горных породах.

Тема III

Химия - наука экспериментальная (14ч.)

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных сред-

ств защиты. Игра по технике безопасности.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. .

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа

1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

2.Перегонка воды

Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.

  • "Вулкан" на столе

  • "Зелёный огонь"


  • "Вода-катализатор"

  • «Звездный дождь»

  • Разноцветное пламя

  • Вода зажигает бумагу.

Практикум-исследование «Моющие средства для посуды»

Работа с этикеткой.

Опыт 1. Определение кислотности.

Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость со стакана.

Анкетирование.

Социологический опрос.

Практикум - исследование «Чипсы».

Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:

  • ломкость,

  • растворение в воде,

  • надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира

в "Вода-катализатор"

Практикум"Вода-катализатор"

  • «Звездный дождь»

  • Разноцветное пламя

  • Вода зажигает бумагу.

Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.

Практикум - исследование «Мороженое»

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого»

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого. Учащиеся могут сами предложить эксперимент.

Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).

Опыт 4. Обнаружение углеводов. В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (II) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).


Практикум - исследование «Шоколад»

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками .

  • Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

  • Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде

  • Обнаружение жиров - разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(11) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.

Практикум - исследование «Жевательная резинка»

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?»

Работа в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств:

  • Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

  • Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.

Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности.

В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей. В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1-2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).

Тайны воды

Самое необыкновенное вещество - вода. Вода - основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.

Практикум исследование «Газированные напитки»

Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов напитков. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.

Опыт 1. Работа с этикетками

Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.

Опыт 3. Определение кислотности.

Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.

Опыт 4. Опыт с куриным мясом

п/п

Содержание

Количество часов

1

Вещества и материалы в нашем доме

14

2

Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле.

6

3

Химия - наука экспериментальная

15

Всего:

35

Тематическое планирование (35ч.)















1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!