МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
Институт Истории Филологии и Средств Массовой Информации
Кафедра истории России
Доклад
«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»
студента I курса ОФО по направлению (Магистратура) «История»
Гоова Ихсана Заурбековича
Научный руководитель:
Кузьминов П.А.
Нальчик 2018
Введение
Актуальность данной работы объясняется интересом современной исторической науки к такой проблеме как взаимоотношения между двумя, одними из важнейших, институтов общества : государства и церкви. В отличие от православной церкви, католическая не всегда поддерживала власть, если вообще поддерживала. Она представляла собой некий противовес светскому правлению и претендовала на верховное господство в Европе. В ходе борьбы и различных взаимодействий с государствами, церковь постепенно теряет свои позиции в Европе, и отходит от большой политики, а папы теперь уже строят свое государство в Италии, превращаясь в настоящих светских правителей. Они ведут роскошный образ жизни и становятся банкирами.
Цель работы: выявить и проанализировать характер взаимоотношения церкви и государства в классическое средневековье.
Задачи:
–рассмотреть положение католической церкви на начало исследуемого периода;
–исследовать Клюнийское движение и его значение для власти папы и церкви;
–изучить григорианские реформы и их последствия для папства;
–проанализировать взаимоотношения между церковью и государством на примере борьбы за инвеституру в Германии, конфликта английского короля Генриха II и архиепископа Фомы Бекета, а также борьбы между королем Франции Филиппом IV и папой Бонифацием VIII, и последующего авиньонского пленения;
–исследовать положение и политику церкви в экономической и политической сфере в конце классического средневековья.
Источники. В работе были использованы юридические источники –папские буллы. Первая из них–это «Clericislaicos»1, которая датируется 1296 годом, и в резкой форме, угрожая отлучением, запрещает духовенству платить подати мирянам, мирянам –требовать таких платежей у духовенства без специального соизволения римской курии. Булла «UnamSanctam»2, датированная 1302 годом, содержит в себе положения о том, что церковь имеет единого Господа, единую веру, единое крещение и единого видимого главу, который есть представитель Христа и преемник апостола Петра, в чьих руках находятся два меча - меч духовный и меч светский. Непосредственно осуществляется папой только власть духовного меча, то есть слова, материальный же меч вручается папой в светские руки и извлекается в защиту церкви не самим папой, а, по его мановению, рукой королей и солдат. Как светский меч должен быть в подчинении духовному, так и светская власть должна быть подчинена духовной; последняя поставляет первую и судит её, если она отклоняется от правого пути. Еще одним папским законодательным актом является «Декрет о папских выборах»31059 года, который провозглашает жесткие правила проведения выборов папы епископами-кардиналами, дабы не допустить контроль римских аристократических семей над святым престолом. «Диктат папы»4 - апогей правления Григория VII–датированный 1075 годом, провозглашает, что папа обладает вселенской юрисдикцией и непогрешимостью, а также имеет право созыва собора, посвящения епископов и низложения их.
Был использован такой юридический источник как «Вормсский кон-кордат» 1122 года, который является договором между императором и папой римским о правах на инвеституру. «Послание папы Григория VII о Каноссе»5, датированное 1077 годом, вероятно можно отнести к юридическим актам, потому что там содержится публичное объявление итогов «хождения в Каноссу», а также клятва Генриха IV о покорности перед папой и обеспечения ему безопасности в своих землях. Использовался и законодательный документ 1164 года, который был направлен на уменьшение привилегий церкви в Англии - «Кларе донские конституции»6. Нормативный источник - историческая хроника 1066-1198 годов –«История Англии» 7 Вильяма Ньюбургского (1136-1198), содержащая повествование об истории Англии от Вильгельма Завоевателя, до правления Ричарда I, охватывая события, современником которых он являлся.
1. Положение католической церкви в XI веке
1.1. Клюнийское движение и его значение для папской власти и церкви
К XI веку церковь охватывает полное обмирщение. Союз светской и духовной власти обернулся для последней полным контролем мирских феодалов над должностями церковных иерархов. В первую очередь, недовольство вызывала открытая симония, из-за чего бурлили не только города и деревни, а также и монастыри. Глубокое падение нравственности духовенства и монашества спровоцировало множество движений недовольных. Первое из них сформировалось вокруг итальянского отшельника из Фонтеавеллана - Петра Дамиани (1007-1072), который выступил против симонии, зла светских феодалов. Своими главными союзниками он видел папу и императора, но в этом и была его ошибка -император и являлся основоположником системы, с которой боролся Дамиани, так как сам папа был ставленником саксонской династии, и даже аббат любого монастыря, являлся таковым по милости государя8.Все это говорило о разложении с «головы». С иной концепцией выступил Гумберт из Муайенмутье (992-1061), который отчасти продвигал идеи похожие на вышесказанные, но светскую власть он в союзниках не видел. По его идее церковь должна иметь примат над королевской властью, и подчиняться централизованной власти папы Римского9.Впоследствии, из его идей выйдет концепция церковной инвеституры -папа Римский, глава, который инвестирует архиепископов, а те, в свою очередь, епископов. Особое значение имело движение патаренов, которое зародилось в Милане. Возникнув как движение против симонии, оно дошло до нападений на любую роскошь и богатство, что, в следствие, оттолкнуло от них зажиточных людей. Патарены надеялись на поддержку папы против симонистов, но Рим сам боялся этого движения и старался аккуратно использовать его в своих целях, чтобы вывести духовных феодалов из-под власти светских10.Все эти выступления говорили о недовольстве населения симонией, и что необходимо что-то предпринимать, нужны изменения. Центром идеи реформы церкви стало аббатство Клюни, и это не случайно. Вообще, монастыри, будучи сосредоточением духовных сил, не всегда содержали «настоящих» монахов, потому что многие из них были таковыми лишь «по облачению». На это, одним из первых, обратил внимание император Генрих III (1039-1056), который ужесточил в них уставы и поставил в прямую зависимость от короны11.Монастыри обладали многочисленными привилегиями и богатствами, что побуждало их стремиться освободиться из-под власти феодалов. Аббатство Клюни подчинялось напрямую Риму, а его монахи имели связи по всей Западной Европе, в том числе и с монастырями, которых к середине XI века насчитывалось около трех тысяч12.На эту силу папство и ре-шило опираться в борьбе с светскими властителями. Условием такой поддержки монастырей была независимость от светских и духовных феодалов, то есть подчинение только папе. Риму это было лишь на руку13. Клюни стало центром реформы, так как монахи именно этого аббатства славились своим строгим соблюдением устава Бенедикта Нурсийского, который хотели распространить и на другие обители, выступали за строгий контроль целибата и искоренение симонии, а также поддерживали идею подчинения монастырей только Риму.
Клюнийское движение началось с аббата Одона (ок. 878-942), который воспитал себя на аскетической литературе. Он с самой своей юности старался соблюдать устав святого Бенедикта, а, впоследствии, и заставить свои обители делать то же самое. Став аббатом Клюни, он получил особые привилегии от папы Римского, которые позволили претворять реформу в жизнь, помимо этого он получил право брать под контроль другие реформированные монастыри, из чего позже и возникнет Клюнийская конгрегация14.После смерти Одона, Клюни - влиятельнейший монастырь в Западной Европе. Уже с этого момента его судьба была ясна. Монахи этого аббатства вызывали уважение не только духовенства, но и светских людей. Они имели тесную связь с Римом. Идея реформы церкви, которую они лелеяли, начинает распространяться по Европе, охватывая новые территории. Этому многим способствовали религиозно-демократические движения, упомянутые выше15.Эти течения и шли навстречу клюнийской реформе, что говорило о необходимости проведения каких-либо перемен и духовно-нравственного возрождения духовенства и монашества, а также выведения церкви из-под власти светских феодалов. Отстаивать идею «независимой церкви» и ее реформы стал папа Николай II(1059-1061), который своими постановлениями боролся с симонией и брачной жизнью духовенства, что вызвало ярый отпор противников реформы, и даже император созвал синод в Базеле в 1061 году, где поставил под сомнение законность таких постановлений, вследствие чего, на синоде появились мнения о низложении папы, что поставило бы все реформаторскую деятельность под угрозу. Важнейшая реформа Николая содержалась в булле, изданной в 1059 году, согласно которой, выборы папы отныне должна проводить коллегия кардиналов - его ближайших советников и епископов ряда главных церквей Рима16. Несомненно, это нововведение помогло ликвидировать влияние римской аристократии и императора на избрание главы католической церкви. Но стоит упомянуть, что за этой реформой стояла другая личность - монах клюнийского аббатства Гильдебранд, будущий папа Григорий VII, который проведет важнейшие для церкви реформы17.В заключение можно сказать, что к XI веку церковь интегрировалась со светской властью настолько, что стала вызывать недовольство населения по всей Западной Европе. Повсюду господствовала симония, а образ жизни духовенства не соответствовал изначальным нормам. Многие папы тоже были симонистами, ставленниками либо римской аристократии, либо императора. В X веке вокруг аббатства Клюни начинает формироваться идея реформы церкви, возрождения нравов монашества и духовенства, борьбы с симонией. Эта идея охватывает многие слои населения и из монашеского превращается во все церковное. Папство охватывают идеи клюнийского движения, которое решает его использовать, чтобы избавится от власти светских феодалов и сделать папу Римского реальным главой католической церкви. Первыми шагами были открытые осуждения браков священников и симонии, а первым важным достижением клюнийского движения стала реформа избрания папы- введением коллегии кардиналов, которая отныне стала избирать понтифика.
2. Григорианская реформа и ее значение для папства
В 1073 году клюнийский аббат Гильдебранд был избран папой, под именем Григория VII. Состояние церкви, которая досталась ему в управление, он видел лишь в мрачных тонах, о чем упоминал в письмах к аббату Гуго Клюнийскому18.Григорий намеревался сразу заняться духовным обновлением церкви. Его идеалом была независимая от светской власти церковь, что он и старался претворить в жизнь. Будучи опытным администратором и политиком, Григорий знал, что для того, чтобы осуществлять свои планы, нужна хорошая материальная база. Этим и объясняется его политика борьбы за каждую пядь церковной земли, за вырывание храмов из-под власти светских феодалов. Не может имущество церкви принадлежать им, и тем более императору19. В 1074 году Григорий созывает синод, на котором выносит ряд постановлений, направленных на преображение церкви20.Одними из них были строгое соблюдение целибата и борьба с симонией. Неповиновение же сурово каралось-духовенство лишалось мест и санов, а мирянам, под страхом вечных мук, запрещалось посещать их богослужения. Для осуществления этих мер папа создает институт легатов, которые на местах должны были представлять понтифика и исполнять его волю21.Безбрачие вызвало сопротивление со стороны духовенства. Во Франции, в Париже, епископы, аббаты и клирики решили не повиноваться решениям папы, ввиду их «невыполнимости». Возразил им лишь один монах, на которого они накинулись и избили. В Руане клирики забросали камнями епи-скопа, который заявил о необходимости безбрачия, а в Пуатье собор был разогнан самим графом, который не желал вмешательства папы во внутренние дела22.В Англии к этому постановлению отнеслись более мягко никого к разлуке с женами не принуждали. Наиболее яростное сопротивление оказало германское духовенство. Отказываться от жен оно не собиралось, так как это уже плотно укоренилось в обществе, а на сторонников папских преобразований, вне зависимости от сана, нападали и избивали. Даже сам понтифик был назван еретиком, отошедшим от заветов Евангелия. Папа решил бороться с этим совестью мирян, отправив в Германию легатов и бродячих монахов, которые проповедовали о том, что благословения от женатых священников равносильны проклятию. Под страхом вечных мук, население само начало борьбу с нечестивыми священниками, и, мало-помалу, Рим одержал верх23.Другим постановлением папы была борьба со светской инвеститурой. В Европе сложилось так, что монархи жаловали церкви обширные земли, различные привилегии и даже судебные иммунитеты. Все это было основано на борьбе с светскими феодалами, поэтому на управление богатыми епископствами назначались близкие к монарху люди. Но здесь есть и обратная сторона –назначение могло произойти и за деньги, что и влияло на развитие симонии. Григорий не мог с этим мирится, так как «пастырей душ» не могли назначать миряне –все это должно быть в руках одного лишь папы. В 1075 году он запретил принимать инвеституру из рук светских властителей под страхом отлучения. Право на замещение духовных мест и управление церковным имуществом может принадлежать только понтифику24.В этом же году Григорий издает энциклику «Диктат папы», согласно положениям которой папа является абсолютным политическим главой в христианском мире, имеет исключительные права на инвеституру, может короновать и низлагать императоров, накладывать церковные наказания на монархов и князей, созывать соборы и тому подобное25.Понтифик, создавая свой документ, по-видимому, вдохновлялся «Лжеисидоровыми декреталиями»26
Исходя из положений своей энциклики, Григорий приходит к выводам, что всекнязья и монархи являются непосредственными вассалами престола Святого Петра. Он начал рассылать послания, где требовал от правителей стать папскими ленниками. Григорий объявил Испанию владениями Святого Петра, и призвал всех христиан вырвать ее из рук неверных и править ею как вассалы Рима. То же касалось Сардинии и Корсики, что, по заверениям понтифика, они «всегда» принадлежали ему. Григорий писал и венгерскому королю, говоря, что его королевство является ленником папства. Но некоторые правители все же стали таковыми, к примеру, князья северной Италии - Гизульф Салернский, Ландульф Беневентский, Ричард Капуанский и Роберт, герцог Апулии, Калабрии и Сицилии. Помимо этого, верховенство папы признавали мелкие итальянские бароны, а в Милане и Тоскане правили верные ему князья3727.Все это говорит об активной внешней политике папы, который теперь не просто был епископом Рима и номинальной главой церкви, а главным управляющим центром всего католического духовенства. Он борется за подчинение даже мелких аббатств и храмов свой единоличной власти. Подводя итог, можно сказать, что к XI веку церковь охватило полное обмирщение, процветала симония, а церковные феодалы практически ничем не отличались от светских, ни образом жизни, ни следованиям церковным заветам. Против этого начинается движение в аббатстве Клюни, которое начинают поддерживать папы. В конце концов, монах этого аббатства и горячий сторонник реформы, Гильдебранд, становится папой Григорием VII и проводит реформы. Григорианские реформы оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие католической церкви. Они позволили поставить клир непосредственно на службу Риму. Борьба с светской инвеститурой помогла частично вывести ее из-под власти мирян, но заложила основы для будущих конфликтов, которые миновать уже никак было нельзя. Также для понтификов появляется новый политический идеал-теократическое государство, включающее в себя весь христианский мир с папой во главе, а все монархи являются его вассалами38.Вследствие этого, начинается активная внешняя политика Рима, направленная на признание другими правителями господства престола Святого Петра, и расширение своего влияния, что вызвало конфликты со светской властью в будущем.
Заключение
В ходе исследования были затронуты аспекты взаимоотношений государства и церкви в период классического средневековья, вследствие чего, возможно проследить изменения характера политики папства, и силы его политической власти. Было исследовано положение церкви в XI веке, когда она находилась в глубоком моральном упадке, а назначения духовных лиц контролировались светской властью, из-за чего распространялась симония, в ответ на которую возникает клюнийское движение. Из-за морального упадка церкви и светской инвеституры, постепенно появляются различные религиозные движения, которые требуют преобразований. Движения эти изначально носили народный характер, но, постепенно, начинают проникать и в монастыри, а уже потом и в среду церковных иерархов. Центром этих преобразований становится аббатство Клюни, которое, получив от папы привилегии, начинает реформировать монастыри и подчинять их себе, создавая конгрегацию. Оно становится очень влиятельным, и начинает продвигать свои идеи в церковную среду. Из клюнийского аббатства выходит монах Гильдебранд , будущий папа Григорий VII. При своем понтификате, он провел реформы, которые сильно отразились на церкви, укрепив власть папы и искоренив симонию. Рим начинает активную внешнюю политику, и продвигает идеи главенства папы над всеми светскими монархами, что в будущем вызовет конфликты со светской властью. Были изучены наиболее известные события в истории Западной Европы, касающиеся взаимоотношений церкви и государства. Первым серьезным столкновение стала борьба за инвеституру в Германии, которая началась из-за конфликта Григория VII и Генриха IV, касающегося права инвеституры. Папа выступал за то чтобы им обладала только церковь, император же выступал за светскую инвеституру. Борьба отразилась и на политической целостности Германии, углубив ее раздробленность. Папство являлось сильным соперником, и был заключен компромисс - Вормсский конкордат, по которому светская инвеститура была ограничена .Менее масштабный, но не менее значимый - это конфликт английского короля Генриха II и архиепископа кентерберийского Фомы Бекета, заключавшийся в принятии «Кларендонских конституций», по которым судебные дела священников передавались в светские суды, чему клир воспротивился. Здесь уже папа вмешиваться не стал, так как находился в противостоянии с императором, и это могло склонить Генриха II к союзу с ним. В итоге, Бекет был убит, что вызвало в Европе шок, и по соглашению с папой, «Кларендонские конституции» были отменены, но король сохранил за собой право назначать епископов. Наиболее судьбоносное столкновение интересов церкви и государства-противостояние Филиппа IV и Бонифация VIII. Причиной борьбы стал спор о незыблемости королевской власти и неограниченном господстве церкви. Филипп отправил своего советника Гильома Ногаре с тайной миссией в резиденцию папы, где он избил его. Это сильно и надолго подорвало авторитет папства, а со скорой смертью Бонифация, закончилась и целая эпоха, когда папа мог быть сильным соперником европейских монархов, и грезил об абсолютном главенстве церкви в христианском мире. С этого момента начинается авиньонское пленение, когда резиденцией понтификов стал Авиньон во Франции, с вытекающей отсюда властью французского короля над ними. Были исследованы положение и политика папства на конец классического средневековья. После «пленения» Рим в корне изменил курс своей политики, потому что уже отошел от идей универсализма, и теперь строит свое государство в Италии. Папство стало таким светским, как никогда прежде, но усилилось как внутри церковный институт. Появляются национальные самоуправляемые церкви под властью монархов. Папы теперь–настоящие светские правители, с присущими им пороками. Клир превращается в чиновников, а понтифики –в банкиров.
В ходе различных столкновений со светской властью, церковь, постепенно, из надгосударственного образования, с идеями господства во всем христианском мире, переходит к идеям более приземленным. Если, на начало исследуемого периода, папство могло соперничать с королями, и даже побеждать их, то к середине классического средневековья оно уже идет на компромиссы и уступки, а в конце терпит полное поражение, став инструментом политики этой самой светской власти. Освободившись от зависимости, оно уже никогда не сможет вернут былое положение, и меняет свой политический курс, строя свое государство в Италии, развивая свою экономическую политику, и усиливая власть в самой католической церкви, укрепляясь как внутри церковный институт.
Список источников и литературы
Источники
Вильям Ньюбургский. История Англии. Книга II//Сайт «Восточная ли-тература»//URL:http://www.vostlit.info/Texts/rus12/William_Newburgh/text3.phtml?id=631 (дата обращения: 30.10.2018).
Вормсский конкордат (1122 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
Декрет о папских выборах (1059 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
Диктатпапы(1075 г.) // Сайт «Хронос» // URL:http://www.hrono. ru/dokum/1000dok/1075diktat.php (дата обращения: 11.11.2018).
Кларендонские конституции (1164 г.)//Сайт «Восточная литература» // URL:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XII/GenrichII/klarend_konstituc_1164.phtml?id=8126 (дата обращения: 12.11.2018).
Послание папы Григория VII о Каноссе (1077 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевелен-ко. М., «Просвещение», 1969.
7.Clericis laicos (1296 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» // URL:http://legacy.fordham.edu/halsall/source/b8-clericos.asp (дата обращения: 13.11.2018).
8.Unam Sanctam (1302 г.) // Сайт «Internet History Sourcebooks Project» // URL: http://legacy.fordham.edu/halsall/source/B8-unam.asp (дата обращения: 14.11.2018).
Литература
Архив Маркса и Энгельса. Том 6. Под редакцией М.Б. Митина. - Москва: Госполитиздат, 1939.
БатуринА.П. Духовная культура западноевропейского Средневековья: учебное пособие. / А.П. Батурин. -Кемерово, 2005.
Батурин А.П. Менталитет человека Средневековья: проблемы историографии: учебное пособие / А.П. Батурин, Р.С. Селезенев; Кемеровский государственный университет. -Кемерово, 2011.
Гергей Е. История папства //Сайт «Библиотека Гумер» // URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Gerg/05.php (дата обращения: 11.11.2018.)
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. -Челябинск: «Урал»,1995.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами со-временников / А.Я. Гуревич. - М., 1989.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. - М., 1990.
Карсавин Л. Монашество в Средние века / Лев Карсавин. - М.: Ломоносовъ, - 2012.
Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / Пер. с англ.; Предисл. Д.Э. Харитоновича. М.: Издательство «Весь Мир», 2001.
Ковальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. - М.: Политиздат, 1991.
Крывелев И.А. Истории религий: Очерки в 2 т. Т. 1 /Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т науч. Атеизма АОН при ЦК КПСС. –2-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1988.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. –М., 1992.
ЛозинскийС.Г. История папства / С.Г. Лозинский. - М., 1986.
Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В. Ковальковой. - СПб.: Евразия, 2009.
РепинаЛ.П. Церковь, христианство и ереси в средние века: средневековая Европа глазами современников и историков. - Ч. II. / Л.П. Репина. - М., 1995.
Косминский Е.А. Феодальная церковь // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. В 5 ч. Часть II. Европейский мир X-XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков». - М.: Интерпракс, 1995.
Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электронная библиотека» // URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обращения: 17.05.2015).
Штокмар В.В. История Англии в Средние века. - СПб.: Алетейя, 2005.
1 Clericis laicos (1296 г.) // Сайт«Internet History Sourcebooks Project» // URL: http://legacy.fordham.edu/halsall/source/b8-clericos.asp (дата обращения: 12.11.2018).
2 Unam Sanctam (1302 г.) // Сайт«Internet History Sourcebooks Project» // URL: http://legacy. fordham. edu/halsall/source/B8-unam.asp (дата обращения: 11.11.2018).
3 Декрет о папских выборах (1059 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969.
4 Диктат папы (1075 г.) // Сайт «Хронос» // URL:http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/1075diktat.php (дата обращения: 12.11.2018)
5 Послание папы Григория VII о Каноссе (1077 г.) // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., «Просвещение», 1969
6 Вильям Ньюбургский. История Англии. Книга II // Сайт «Восточная литература» // URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus12/William_Newburgh/text3.phtml?id=631 (дата обращения: 30.10.2018).
7 Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / Пер. с англ.; Предисл. Д.Э. Харитоновича. М.: Издательство «Весь Мир», 2001
8 Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В. Ковальковой. - СПб.: Евразия, 2009.
9 Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. - М., 1986.
10 Гергей Е. История папства // Сайт «Библиотека Гумер» // URL:http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Gerg/05.php (дата обращения: 20.10.2018).
11 Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. –Челябинск: «Урал», 1995
12 Ковальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. –М.: Политиздат, 1991.
13 Карсавин Л. Монашество в Средние века / Лев Карсавин. –М.: Ломоносовъ, –2012.
14 Штокмар В.В. История Англии в Средние века. –СПб.: Алетейя, 2005.
15 Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. –М., 1986. С. 91-92.
16 Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В. Ковальковой. –СПб.: Евразия, 2009. С. 103.
17 Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. –М., 1986. С. 95.
18 Косминский Е.А. Феодальная церковь // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. В 5 ч. Ч. II. Европейский мирX-XV вв. –М.: Интерпракс, 1995. С. 233-234.
19 Карсавин Л. Монашество в Средние века / Лев Карсавин. –М.: Ломоносовъ, –2012. С.85.
20 Там же. С.86-87.
21 Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. –М., 1986. С. 96-97.
22 Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. –Челябинск: «Урал», 1995. С. 49-50
23 Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. –М., 1986. С. 98.
24 Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. –Челябинск: «Урал», 1995. С. 55.
25 Диктат папы (1075 г.). Сайт «Хронос» // URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/1075diktat.php (12.11.2018).
26 Косминский Е.А. Феодальная церковь //Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения.В 5 ч. Часть II. Европейский мир X-XV вв.–М.: Интерпракс, 1995. С. 234.
27 Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В. Ковальковой. –СПб.: Евразия, 2009. С. 144.