«12»
Внеклассное мероприятие для 5 класса
Цель мероприятия: пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи мероприятия:
способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
повысить уровень математического мышления;
формировать товарищеское доброжелательное отношение к членам команды и соперникам;
учить толерантности;
развивать чувства сопереживания результатам труда.
Оборудование: презентация, проектор, экран, компьютер, карта созвездий, листы для ответов, кубики из бумаги.
Ход мероприятия
Организационный момент (приветствие, разделение на команды, объяснение правил)
Проведение конкурсной программы
Задание 1. Двенадцатеричная система счисления
Задание 2. «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт
Задание 3. «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт
Задание 4. Созвездия
Задание 5. Сила ветра
Задание 6. Дроби в Древнем Риме
Задание 7. Старинные меры длины
Задание 8. «12 стульев»
Подведение итогов. Рефлексия
Сценарий внеклассного мероприятия «Двенадцать»
Ход мероприятия
Организационный момент
Слайды 1-7
Ведущий 1. Здравствуйте, дети и наши уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на математическом празднике, который носит лаконичное и необычное название - «Двенадцать». Это название выбрано не случайно. Число 12 очень часто используется в нашей жизни и имеет непосредственное отношение именно к пятиклассникам, большинству из которых 12 лет. Скажите, что у вас ассоциируется с числом 12? (12 месяцев в году; 12 зодиакальных созвездий; 12 цифр на циферблате часов; 12 подвигов Геракла; 12 апостолов; поэма А. Блока «Двенадцать»; сказка «Двенадцать месяцев» и т. д.)
Ведущий 2. Число 12 почиталось у многих народов. Число, следующее за ним, казалось чем-то излишним, чрезмерным. У шумеров несчастливым считался 13-й месяц, который они время от времени вставляли в свой календарь, чтобы согласовать лунные месяцы с солнечным годом. Отсюда, вероятно, и пошел предрассудок о том, что число 13 несчастливое. В некоторых западных странах до сих пор не ходят 13-е номера трамваев, в небоскребах нет 13-го этажа и действуют фирмы, в которых можно пригласить к праздничному ужину 14-го гостя, если вдруг за столом собралось 13 человек.
Ведущий 1. Но мы не верим в приметы, и все числа для нас одинаково хороши. Сегодня уделим более пристальное внимание числу 12. Для вас есть несколько заданий, которые необходимо выполнить командам. Разделимся. Вам раздали фигурки. (цвет или фигура!!)
Проведение конкурсной программы
Слайды 8-24
Задание 1. Сегодня мы с вами, как и большинство учеников из других стран мира, пользуемся десятичной системой счисления, то есть считаем десятками, сотнями, тысячами и другими степенями числа 10. Но было время, когда серьезным соперником десятичной системы счисления была двенадцатеричная, в которой вместо десятков применяли при счете дюжины, то есть группы из 12 предметов. Именно с этим словом связано слово «недюжинный» - не похожий на остальных. А в торговле применяли и дюжину дюжин, которую называли «большой дюжиной», или «гроссом». Так что, пересчитав предметы в двенадцатеричной системе счисления, можно было сказать: 5 гроссов, 8 дюжин и еще 6 предметов. Несколько раз совершались попытки ввести двенадцатеричную систему, то есть вместо десятков и сотен считать дюжинами и гроссами; в частности, пытался это сделать шведский король Карл XII, разгромленный русскими войсками под Полтавой.
Ведущий 1. При выполнении первого задания вы сможете почувствовать, как бы считалось нам, если бы идеи Карла XII увенчались успехом. Вроде бы ничего особенного: ведь до сих пор некоторые товары - вилки, ложки, ножи - продают дюжинами, а в столовые сервизы входят по 12 разных тарелок и блюдец.
Ведущий 2. Итак, задание: выслушав стихотворение, подсчитать в двенадцатеричной системе счисления количество предметов, упоминаемых в нем, то есть дать ответ в гроссах и дюжинах.
Решила Таня окунуться в древность,
На стол поставила 3 дюжины тарелок:
Глубоких, мелких, маленьких совсем,
Пересчитала, чтоб гостям хватило всем.
У Тани ведь сегодня званый ужин!
Достала девочка еще и чашек дюжину,
12 блюдец приготовила для торта,
По дюжине ножей и вилок для комфорта.
12 ложек оказалось на столе
И дюжина стаканов для компота.
И, оглядев подружек во дворе,
Вздохнула: «Праздники - одна забота».
12 лет сегодня Тане исполняется,
Стол накрывает девочка, старается.
На стол добавила 3 дюжины салфеток
И вазу с шоколадными конфетами.
Еще графин поставила с компотом,
12 свечек к праздничному торту.
И вот, добавив вазочку с вареньем,
Стол оглядела с удовлетвореньем.
Успела сосчитать она при этом
Количество всех на столе предметов.
Я нынче вам задам вопрос простой:
Предметов сколько принесла она на стол?
О. Панишева
Ответ: 1 гросс, 1 дюжина и 3 предмета.
Задание 2. Вы, наверное, уже читали книгу Д. Свифта «Путешествия Гулливера»; если нет, то обязательно прочтете. Так вот, Гулливер был в 12 раз выше, чем лилипуты, и в 12 раз ниже, чем великаны. Джонатан Свифт очень точно произвел все расчеты: материи на платье Гулливеру пошло в 122 раз больше, а еды понадобилось в 123 раз больше, чем лилипуту. Какая команда быстрее посчитает, во сколько раз больше нужно материи и еды соответственно (без использования степеней)?
Ответ: в 144 раза больше ткани и в 1728 раз больше еды.
Задание 3. Продолжим дальше наше путешествие по страницам «Путешествий Гулливера». В описи имущества Гулливера, составленной чиновниками-лилипутами, седьмым пунктом числился предмет с таким описанием: одна его стена прозрачна, как лед, и сквозь нее отчетливо видны 12 черных знаков, расположенных по кругу, и 2 длинные стрелы. Внутри этого круглого предмета, очевидно, сидит какое-то таинственное существо, которое, не переставая, стучит не то зубами, не то хвостом. Что это за предмет?
Ответ: часы.
Задание 4. Древние люди давно знали путь, который проходило солнце за год по небу. Когда они разделили год на 12 месяцев, то каждую часть этого пути назвали «домом солнца», а звезды в этих домах объединили в созвездия. Так возникли зодиакальные созвездия, большинство названий которых происходит от названий животных. Но на карте звездного неба есть созвездия, названия которых связаны с математикой. Ваша задача - отыскать эти созвездия.
Обеим командам выдается карта созвездий Южного полушария. Пока команды заняты поиском, звучит космическая мелодия.
Ответ: Наугольник, Южный Треугольник, Циркуль.
Задание 5. Двенадцатибалльная шкала - шкала Бофорта - используется для измерения силы ветра. В этом конкурсе ветер разной силы предстоит воспроизводить нашим игрокам. На столах расставлены бумажные кубики с написанными на их гранях цифрами от 1 до 6 - для каждой команды свой стол, кубики расположены одинаково. На столе проведена линия. По сигналу игроки команды по очереди подходят к столу и дуют на кубик так, чтобы он переместился за черту. В результате все кубики должны оказаться за чертой. Причем нужно следить, чтобы сумма цифр на гранях, перемещенных за черту, была не больше 12. Если кубик упал, поднимать его нельзя. Дуть из-за черты в противоположном направлении можно.
Ведущий 1. В Древнем Риме система дробей была основана на делении на 12 долей единицы веса, которую называли «асе». Двенадцатую долю асса называли «унция». А путь, время и другие величины сравнивали с весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел 7 унций пути или прочитал 5 унций книги. При этом речь не шла о взвешивании пути или книги.
Имелось в виду, что пройдено пути и прочитано книги.
Ведущий 2. Для дробей, получаемых раздроблением двенадцатых долей на более мелкие единицы, были особые названия. Даже сейчас говорят: «он скрупулезно изучил этот вопрос», имея в виду, что вопрос изучен до конца, до мельчайших подробностей, что ни одной неясной детали не осталось. А происходит это странное слово «скрупулезно» от римского названия 1/128 асса - «скрупулус». В ходу были и такие названия: «семис» - половина аса, «секстане» - шестая его доля, «семиунция» - полунции, или 1/24 часть асса. (Вывешивается таблица с названиями дробей в Древнем Риме.)
Задание 6. В этом конкурсе победит та команда, которая быстрее вычислит значение выражения:
Семис + унция + асе - секстане.
Ответ: ½ + 1/12 + 1 – 1/6 = 1 5/12
Задание 7. На Руси долгое время для измерений использовали такие меры длины, как локти, сажени, футы. А в Англии такие меры в ходу до сих пор. Число 12 связывает некоторые из этих мер между собой. Известно, например, что 1 фут равнялся 12 дюймам, а 3 аршина - 12 пядям. Зная, что дюйм равен примерно 2,5 см, дайте ответ на вопрос: можно ли взобраться на 2-й этаж с помощью лестницы, высота которой 25 футов?
Ответ: да, так как 25 футов = 300 дюймов = 750 см = 7,5 м.
Задание 8. «Двенадцать стульев» - так называется роман И. Ильфа и Е. Петрова, в котором Остап Бендер искал сокровища, спрятанные в одном из стульев мебельного гарнитура. В этом конкурсе командам дается 12 стульев, под одним из которых спрятан клад. Какая из команд найдет его быстрее? Сначала выходят первые номера команд, выбирают по одному стулу, затем вторые и т. д. (Лучше взять игрушечные или детские стульчики, так как они занимают меньше места на сцене. Под стульями с помощью скотча прикреплены листочки: 11 чистых, а на 12-м написано высказывание о математике. Это высказывание и есть спрятанный клад.)
Подведение итогов.
Слайды 25-26
Ведущий 1. Итак, сегодня с помощью числа 12 мы смогли выявить не только лучших двенадцатилетних знатоков математики, но и узнали много нового. Что было новым лично для вас сегодня? (Подходит к 4-5 зрителям, членам жюри, игрокам, берет у них интервью.)