СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с китайской головоломкой, показать применение геометрических фигур с творческой стороны. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие»

Конспект внеурочного занятия

Дата: 05.02. 2019

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Название курса: факультатив «Занимательная математика»

Тема: Геометрический калейдоскоп «Танграм»

Цель: познакомить с китайской головоломкой, показать применение геометрических фигур с творческой стороны.

Задачи:

образовательные: сформировать умение составлять фигуры из деталей танграма, познакомить с историей его появления.

развивающие: развивать приемы логического мышления: сравнение, анализ, синтез.

воспитательные: формировать познавательный интерес к логическим понятиям как к понятиям общекультурного пространства.

Воспитательный результат - непосредственное когнитивное приобретение обучающегося благодаря его участию в общеинтеллектуальном виде деятельности.

Воспитательный эффект – влияние логики как общекультурного знания на процесс развития личности обучающегося.

Планируемые результаты занятия:

Предметные: формировать умения различать, называть многоугольники; строить многоугольник из соответствующего количества фигур, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

Метапредметные УУД

Познавательные: формулирование проблемы; построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей; поиск необходимой информации.

Регулятивные: планирование свои действия в соответствии с задачей; оценивание результатов познавательной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные результаты: проявление мотивацию познавательной деятельности и личностны смысл познания нового.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): интерактивная доска, презентация, раздаточный материал : («Конверт знаний», конверт с частями танграма, карточки с заданием для групп).

Ход занятия:

Педагогическая деятельность учителя

Познавательная деятельность обучающихся

1.Вводная часть ( мотивация и актуализация познавательной деятельности)

-Вы готовы узнать что-то новое?

-Перед тем, как вы узнаете что-то новое, давайте с вами сделаем необычное приветствие “Салют, ладошки!”

Вы поочередно касаетесь одноименными пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорите:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

-Начнём сегодня наше занятие с разминки.

1.Какую фигуру можно составить из 5 палочек?

- Сколько у него вершин?

2. – Отгадайте загадку:

Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

3. - Как называется фигура, у которой 6 углов?

- Сколько у неё сторон?

4. - Как называется фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны?

5.– Назовите фигуру, у которой три угла.

- Сколько у него сторон?

-Как можно назвать все эти фигуры?

-Молодцы, справились с моим заданием.

Приветствуют учителя и одноклассников.















Выполняют разминку.

-Пятиугольник

5


-Круг

-Шестиугольник

6


-Прямоугольник


-Треугольник

3


-Геометрические

2.Основная часть занятия

-Ребята, а что такое головоломка, как вы думаете?

-Какие головоломки вы знаете?

-Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с еще одной интересной головоломкой.

-Что бы определить, как она называется, отгадайте ребус (Слайд 1)

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

-Кто знает, что же это за головоломка?

-Его определение вы узнаете, открыв наш «Конверт знаний» . Прочитайте.

-Действительно, слово «танграм» в переводе с китайского означает 7 дощечек мастерства.

-Головоломка состоит из семи танов, то есть плоских фигур, которых разделили на семь частей – две большие (1, 2), две маленькие (3, 4) и один средний треугольник (5), один квадрат (6) и один параллелограмм (7).

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. (Слайд 2)

-У вас на столах лежат конверты с "Танграмом". Достаньте и проверьте, все ли у вас есть.

-Сколько всего геометрических фигур в конверте?

-На какие группы можно разделить фигуры по форме?

-На какие три группы можно разделить фигуры по форме?

-Сколько больших треугольников? Средних? Маленьких? (2,1,2)

-На какие группы можно разделить четырехугольники?

-Сейчас вы поработаете в парах. Поупражняемся в складывании фигурок. Из двух больших (маленьких) треугольников получите квадрат, параллелограмм, большой треугольник.


-Какой вывод можно сделать?



-Итак, складывая фигуры по-разному, мы получаем новые контуры.

-На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется, это сложить из деталей фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Проверим?

-У каждой игры есть свои правила. Прочитайте правила в нашем «Конверте знаний».

-А сейчас работая в парах, попробуем собрать фигуру.

1. Первую фигурку нашего зайца начнем составлять с головы — квадрата. К голове приложим ушки: треугольник среднего размера и параллелограмм. Туловище сделаем из 2 больших треугольников, а лапки из маленьких.

2. Наш зайчик чего-то испугался и поменял свою форму: прижал ушки, сложил лапки. Выложим из 2 больших треугольников туловище, соединив их в форме параллелограмма. К туловищу присоединим голову из квадрата, а к голове — уши из параллелограмма. Осталось сделать лапки из 2 маленьких и 1 среднего треугольника.

3. Заяц перестал бояться и решил выглянуть из-за куста: он навострил уши (параллелограмм и средний треугольник), а еще у него появился хвостик — маленький треугольник.

-Вот видите, сколько разных вариаций одного животного можно сложить.

-С помощью наших геометрических фигур, можно составлять не только животных, но и людей, дома, цифры и т.д. (Слад 3).

-Составьте свои фигуры. Распределитесь на группы 4 группы по 5 человек.

-Прочитайте правила работы в группах. (Слайд 4).

-Каждая группа получает свой конверт с заданием: «Составьте фигуру из танов на тему…»

1 группа - тема «На пруду»

2 группа - тема «Аквариум»

3 группа - тема «В море»

4 группа – тема «В мире животных»

-Головоломка-это задача, для решения которой требуется сообразительность.

Перечисляют головоломк .





-Зашифровано слова Танграм.





Высказывают предположения. Прогнозируют работу на занятии.

Затрудняются ответить.


Читают определение танграма из «Конверта знаний».








Воспринимают новую информацию.











В процессе проверки знакомятся с фигурами и проверяют, все ли фигуры на месте.


7


-Четырехугольники и треугольники.


-Большие, средние, маленькие.


-2 больших треугольника, 1 средний и 2 маленьких.

-Квадраты и не-квадраты.

Складывают геометрические фигуры.

Формулируют вывод.

- Из двух фигур можно получить знакомую фигуру, но уже другую (было два треугольника – получили квадрат, сложили по-другому – параллелограмм или еще больший треугольник и т. д.

Читают правила головоломки.


Работают в парах. Моделируют заданную фигуру на парте. Показывают результат работы.





Работают в группах по заданию.


Представляют результаты групповой работы.

3.Заключительная часть (рефлексия познавательной деятельности)

-С какой новой головоломкой мы познакомились?

-Чему учились сегодня на занятии?

-У вас на столе лежат смайлик. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению : красный – грустный, желтый – нейтральный и зеленый – веселый.

-Спасибо за работу.

-Мы познакомились с танграмом.

Полагают варианты ответов.

Определяют настроение в конце занятия.



Отметка:____________

Подпись учителя:_______________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!