МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 83 г. ВЛАДИВОСТОКА»
690911, Владивосток, Анны Щетининой,34; т.278-88-01,278-88-02,278-88-03 ИНН2543032390
E-mail: [email protected], www.school83.pupils.ru
Конспект внеурочного воспитательного мероприятия
по теме « Права и обязанности детей в школе»,
разработанный для проведения в 1 классе
Выполнила:
учитель начальных классов
Плеханова Виктория Юрьевна
г. Владивосток, 2022г
Тема: «Права и обязанности детей в школе»
Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями в школе.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям
Воспитывать стремление детей получать новые знания
Образовательные:
Развивающая:
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
Развивать познавательные способности детей, их кругозор
Формулировать собственное мнение и позицию
Форма проведения: беседа
Оборудование: проектор, памятки для школьников, словарь
Структура мероприятия:
Организация начала 5 мин.
Вводная часть 5 мин.
Основная часть 30 мин.
Заключительная часть 5 мин.
Организация начала
-Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам свое хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне и друг другу, подарите своим одноклассникам хорошее настроение.
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Вводная часть
О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, разгадав кроссворд. Для этого надо назвать качества человека помогающие жить правильно.
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность).
2. Качество человека , который всегда поступает честно по отношению к другим (справедливость)
3.Качество,свидетельствующее о толковости, рассудительности. (разумность)
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. (воспитанность)
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: « Твои права кончаются там, где начинаются (обязанности)
-Итак, вы догадались о чем мы будем говорить (о правах и обязанностях)
-Для чего надо знать оправах и обязанностях? ( Ответы детей)
-Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях в школе.
Основная часть
-Как вы понимаете, что такое право?
-Давайте найдем понятие право в словаре. (Право- свод законов, разработанных государством, по которым может жить человек)
- Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? (семья, родители, школа)
Однажды Маленький Человечек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Всеобщая декларация прав человека”, она была принята ещё 20 ноября 1959 года. В ней говорилось о том, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека.
-Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры. (Данный текст проецируется при помощи мультимедийного проектора на доску)
Это слова из “Всеобщей Декларации прав человека”. Она написана для того, чтобы люди знали свои права.
-Как вы думаете, почему же Декларация называется всеобщей? (Она называется всеобщей, т.к. написана для всех)
- А знаете ли вы свои права ? (ответы детей)
-Например, вы все имеете право просматривать свои любимые журналы, играть в любимые игры, отдыхать, учиться. Этими правами обладают все дети мира.
-А какие права есть у школьника? Есть ли вообще у него права?
Школьник имеет права:
- право на учебу;
- право на каникулы;
- право на занятии в кружках и секциях;
- право на общение друг с другом;
- право на помощь в учебе;
- право на жизнь;
- право на медицинский уход. (появляются на экране)
-Если бы люди имели только права и не обязаны были что-то выполнять, даже если очень хочется, это было бы неправильно.
-Вы знаете, что такое обязанности?
-Давайте найдем данное понятие в словаре. (Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять).
-Какие вы знаете обязанности ученика? (ответы детей)
А какие правила поведения в школе вы знаете?(Добросовестно учиться, соблюдать дисциплину, не пропускать занятия, аккуратно вести дневник, беречь школьное имущество.)
-Мы с вами поговорили о правах и обязанностях, а сейчас проверим на сколько вы это поняли.
- Послушайте стихотворения и отгадайте, какие ошибки совершали зверюшки.
Медвежонок так старался,
Всем подсказывать пытался.
Видно, очень много знал -
Ни на миг не замолкал.
Говорит тогда учитель:
- Вы, ребята, посидите,
А Медведь нам объяснит,
Почему он не молчит.
Всем серьезно он мешает,
С мыслей правильных сбивает,
Все уроки напролет
Отвечать вам не дает!
Мишка, я предупреждаю,
Я зверят здесь обучаю,
И, пока идет урок,
Не звенит еще звонок,
Надо всех успеть спросить,
А подсказки прекратить.
(Не подсказывай)
Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернется посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится.
(Сиди за партой спокойно, не вертись)
Две хвостатые сороки
Разболтались на уроке
И по двойке получили,
Дома близких огорчили.
Что же, пусть теперь узнают:
На уроках не болтают.
Вас не просят отвечать?
Значит, лучше помолчать!
(Не болтай на уроках)
- Ребята, постарайтесь не совершать ошибок , которые допускали герои стихотворений.
Заключительная часть
-Прежде чем подводить итоги, давайте поиграем в игру «Если бы директором был я…»
- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы вы стали директором?
- Как вы понимаете выражение «право на ошибку»?
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?
- Какие ошибки совершаете вы сами?
- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?
- Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
-А сейчас слушая песню «Мир ребенка», раскрасьте шарик подходящим цветом. ( зеленый- все понятно, желтый- не совсем понятно, красный –ничего не понятно)
Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека. Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.
И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с правами и обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.
Памятка для школьника ( раздаётся на руки )
Основные обязанности школьника
- В школу следует приходить аккуратно одетым, причёсанным.
- Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
- В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.
- Мальчики при входе в школу снимают шапки.
- Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
- Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.
- Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
- Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
- Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова: «пожалуйста», «спасибо».
- Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым предметом.
- Выходить па перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
- В коридоре нельзя бегать и кричать.
- Во время перемен можно играть в различные игры.
- Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.
- Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
- Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.
Школьник не имеет права
- опаздывать без уважительной причины;
- не выполнять домашние задания;
- плохо учиться;
- пропускать уроки без уважительной причины;
- врать старшим;
- обижать младших и своих сверстников;
- драться.
Школьник имеет право
- на учебу, на помощь в учёбе;
- на каникулы;
- на занятия в кружках и секциях;
- на общение друг с другом;