СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение и творческое развитие школьников.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О практике внеклассного чтения, которая  позволяет создать систему уроков, несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся. А создание именно системы занятий позволяет выявить изменения уровня развития творческих способностей школьников.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение и творческое развитие школьников.»

Внеклассное чтение и творческое развитие школьников.

Современному обществу нужны образованные, творческие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства. Культуру ребенка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно, книги. «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека»… А где как не на уроках литературы ребенок приобщается к чтению?

Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса. 

         Одна из главных целей уроков литературы – формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Чтение, анализ произведения, характеристика героев, особенности стиля писателя – все это важно не само по себе, а является путем к постижению авторского замысла, заставляет читателя задуматься над очень важными, общечеловеческими проблемами добра и зла, смысла жизни, места человека в мире…

            В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача развития художественного вкуса. 
В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем. 
           В своей практике для решения поставленных задач я обращаюсь не только к программным произведениям, но и к произведениям для самостоятельного чтения.

             Уроки внеклассного чтения в 5-6 классах я провожу два раза в месяц. В прошлом учебном году с пятиклассниками мы обсуждали произведения А.Гайдара «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», Г. Р. Троепольского «Белый Бим, Чёрное ухо», Д. В. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик», В. П. Катаева «Сын полка» и Е. Ильиной «Четвертая высота», Д. Лондона «Белый клык», Ю. Яковлева «Рыцарь Вася», «Багульник», рассказы современных писателей по выбору учащихся. Разговор о героях этих книг затронул души детей, равнодушных не было. К каждому уроку ребята приносили свои рисунки, кроссворды, писали отзывы-рекомендации, а я готовила презентации и работала над интересными формами проведения таких занятий. Это были не только библиотечные часы, но и интерактивные путешествия на место событий, описываемые в книге, разговор о фильме и книге в кинотеатре, экскурсия по страницам произведения и так далее.

           Уроки внеклассного чтения в старших классах я провожу реже – 1 раз в месяц, так как программа по литературе очень насыщена. Девятиклассникам я в основном рекомендую читать произведения современных авторов. В прошлом году мы начали цикл внеклассных занятий по произведениям Бориса Акунина.

                  Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей, «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др. 
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть: 
- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы; 
- тематическое разнообразие; 
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся); 
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения); 
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.). 

В своей деятельности я могу выделить следующие основные направления внеклассной работы: 
1. Читательское направление.
2. Исследовательское направление.
3. Творческое направление. 
4. Литературные праздники. 
5. Игровое направление. 
6. Направление межпредметного характера – «содружество искусств» - литературно – музыкальная композиция, школьный театр, литературно – музыкальные журналы. 
7. Проектная технология. 

На базе нашей школы уже десять лет работает школьное творческое объединение развитой молодёжи и литературный клуб. В рамках работы этих двух объединений ежемесячно проходят различные мероприятия, направленные на повышение читательских интересов подрастающего поколения. Многие ребята пишут стихи и рассказы. Их печатают в школьной газете и школьных сборниках творческих работ.
Ежегодно мои ученики принимают участие в конкурсах и конференциях и занимают призовые места.

       Таким образом, практика внеклассного чтения позволяет создать систему уроков, несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся. А создание именно системы занятий позволяет выявить изменения уровня развития творческих способностей школьников.

Рассохина Софья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония»»

г.о. Отрадный

Самарской области