Внеклассное чтение и творческое развитие школьников.
Современному обществу нужны образованные, творческие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства. Культуру ребенка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно, книги. «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека»… А где как не на уроках литературы ребенок приобщается к чтению?
Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Одна из главных целей уроков литературы – формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Чтение, анализ произведения, характеристика героев, особенности стиля писателя – все это важно не само по себе, а является путем к постижению авторского замысла, заставляет читателя задуматься над очень важными, общечеловеческими проблемами добра и зла, смысла жизни, места человека в мире…
В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача развития художественного вкуса.
В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.
В своей практике для решения поставленных задач я обращаюсь не только к программным произведениям, но и к произведениям для самостоятельного чтения.
Уроки внеклассного чтения в 5-6 классах я провожу два раза в месяц. В прошлом учебном году с пятиклассниками мы обсуждали произведения А.Гайдара «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», Г. Р. Троепольского «Белый Бим, Чёрное ухо», Д. В. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик», В. П. Катаева «Сын полка» и Е. Ильиной «Четвертая высота», Д. Лондона «Белый клык», Ю. Яковлева «Рыцарь Вася», «Багульник», рассказы современных писателей по выбору учащихся. Разговор о героях этих книг затронул души детей, равнодушных не было. К каждому уроку ребята приносили свои рисунки, кроссворды, писали отзывы-рекомендации, а я готовила презентации и работала над интересными формами проведения таких занятий. Это были не только библиотечные часы, но и интерактивные путешествия на место событий, описываемые в книге, разговор о фильме и книге в кинотеатре, экскурсия по страницам произведения и так далее.
Уроки внеклассного чтения в старших классах я провожу реже – 1 раз в месяц, так как программа по литературе очень насыщена. Девятиклассникам я в основном рекомендую читать произведения современных авторов. В прошлом году мы начали цикл внеклассных занятий по произведениям Бориса Акунина.
Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей, «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
- тематическое разнообразие;
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
В своей деятельности я могу выделить следующие основные направления внеклассной работы:
1. Читательское направление.
2. Исследовательское направление.
3. Творческое направление.
4. Литературные праздники.
5. Игровое направление.
6. Направление межпредметного характера – «содружество искусств» - литературно – музыкальная композиция, школьный театр, литературно – музыкальные журналы.
7. Проектная технология.
На базе нашей школы уже десять лет работает школьное творческое объединение развитой молодёжи и литературный клуб. В рамках работы этих двух объединений ежемесячно проходят различные мероприятия, направленные на повышение читательских интересов подрастающего поколения. Многие ребята пишут стихи и рассказы. Их печатают в школьной газете и школьных сборниках творческих работ.
Ежегодно мои ученики принимают участие в конкурсах и конференциях и занимают призовые места.
Таким образом, практика внеклассного чтения позволяет создать систему уроков, несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся. А создание именно системы занятий позволяет выявить изменения уровня развития творческих способностей школьников.
Рассохина Софья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония»»
г.о. Отрадный
Самарской области