Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 16 города Евпатории Республики Крым»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам. директора по ВР Директор школы
от 18. 08.2017 Ж.М.Кондрацкая О.А. Донцова
протокол № 1 23.08.2017г. Приказ №385 \01-16 Руководитель МО от 24.08.2017
Л.А.Горохова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Весёлые старты»
для 5 А, Б классов
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы:
Степанищева Татьяна Станиславовна
(учитель физкультуры)
г. Евпатория 20
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действ (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Содержание учебного курса:
Знакомство с учащимися. Техника безопасности при проведении занятия. Виды подвижных игр. ОФП.
Подвижные игры на развитие совершенствование навыков бега «Шишки, желуди, орехи ».
Подвижные игры на развитие скоростных способностей «Лабиринт».
Подвижные игры на совершенствование и развитие скоростных способностей «Бери и убегай». Подвижные игры на совершенствование способностей ориентироваться в пространстве «Посадка картофеля», «Вызов номеров».
Подвижные игры на развитие и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве «Сокол и лиса», «Караси и рыбак».
Подвижные игры на развитие навыков в прыжках «Точный прыжок», «Удочка».
Подвижные игры на совершенствование скоростно-силовых способностей.
Подвижные игры на совершенствование выносливости.
Метание на дальность.
Подвижные игры на совершенствование быстроты «Сороконожка», «День и ночь».
Подвижные игры на развитие и совершенствование метания на дальность «Подвижная цель». Подвижные игры на развитие метания на точность «Метко в цель».
Подвижные игры на развитие и совершенствование метания в цель «Метатели». Подвижные игры на развитие и совершенствование навыков броска на дальность и точность. «Подвижная цель».
Подвижные игры на развитие и совершенствование навыков метаний на дальность, и точность. Подвижные игры на развитие умений и навыков ловли мяча.
Подвижные игры на развитие и совершенствование умений и навыков ловли мяча.
Подвижные игры на развитие умений и навыков ловли и передачи мяча.
Подвижные игры на развитие и совершенствование навыков ловли и передачи мяча.
Подвижные игры на развитие умений и навыков броска мяча в цель.
Подвижные игры на развитие умений и навыков ведения и броска мяча.
Подвижные игры на развитие и совершенствование умений и навыков ведения и броска мяча. Подвижные игры на развитие умений и навыков ведения мяча правой и левой рукой.
Подвижные игры на развитие и совершенствование умений и навыков ведения мяча правой и левой рукой.
Подвижные игры на развитие умений и навыков ведения мяча правой и левой рукой, броска мяча в цель.
Подвижные игры на развитие умений и навыков ведения ловли и передачи мяча.
Подвижные игры на развитие умений и навыков ведения мяча правой и левой рукой.
Передачи мяча. Подвижные игры на развитие умений передачи левой рукой.
Подвижные игры на развитие умений ведения и передачи мяча.
Подвижные игры с мячом на комплексное развитие способностей дифференцирования параметров «Мяч в корзину».
Игры на комплексное развитие и совершенствование способностей дифференцирования параметров.
Подвижные игры на развитие координационных способностей, «Корзинки».
Подвижные игры на комплексное развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями, «Перестрелка» «Мяч с четырех сторон» мини-баскетбол. Подвижные игры со скакалками на совершенствование прыжковых качеств, ««Прыжки по полоскам», «Точный прыжок». Подвижные игры на совершенствование скоростных качеств «Хватай, убегай"». Игры с использованием гимнастических лавочек и шведских стенок на совершенствование силовых способностей, «Эстафеты».
Тематическое планирование
№ раздела и темы | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Основы знаний и умений в различных жизненных ситуациях | Во время занятий |
2. | Строевые упражнения | Во время занятий |
3. | Общефизическая подготовка | Во время занятий |
4. | Подвижные игры | 68 |
| Всего | 68 |
Календарно-тематическое планирование ( 5-В; Г классов)
№ п/п | Дата | Тема урока | |
план | факт | План | факт | |
1 | | 05.09 | | Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса |
2 | | 08.09 | | ОФП. Подвижная игра Эстафеты. |
3 | | 12.09 | | ОФП. Подвижная игра «Удочка». Прыжки через Скакалку. |
4 | | 15.09 | | ОРУ. Подвижная игра ««Куры в огороде»». |
5 | | 19.09 | | ОРУ. Подвижная игра «Хитрая лиса». Эстафета по кругу. |
6 | | 22.09 | | Равномерный бег. Игра «Встречная эстафета ». |
7 | | 26.09 | | Преодоление малых препятствий. «Игра с лазанием и перелазанием». |
8 | | 29.09 | | Подвижные игры «Вызов номеров», «Быстрее по местам». |
9 | | 03.10 | | Подвижные игры «Удочка», «Точный прыжок» . |
10 | | 06.10 | | Подвижная игра «Бери и убегай». |
11 | | 10.10 | | Подвижная игра «Охотники и утки» |
12 | | 13.10 | | ОРУ. Подвижная игра «Караси и рыбак» |
13 | | 17.10 | | ОРУ. Подвижные игры «Сороконожка», «Третий лишний». |
14 | | 20.10 | | ОРУ. Подвижная игра «Перестрелка». |
15 | | 24.10 | | Ловля и передача мяча в движении. |
16 | | 27.10 | | Игра «День и ночь». |
17 | | 07.11 | | Игра «Подвижная цель» |
18 | | 10.11 | | ОРУ. Игра «Метко в цель». |
19 | | 14.11 | | ОРУ. Игра «Лабиринт». |
20 | | 17.11 | | ОРУ. Игра «Белые медведи» |
21 | | 21.11 | | ОРУ. Игра «Охотники и утки» | |
22 | | 24.11 | | ОРУ. Игра «Белые медведи» |
23 | | 28.11 | | ОРУ. Игра «Горелки» |
24 | | 01.12 | | ОРУ. Игра «Бросай – беги » |
25 | | 05.12 | | ОРУ. Игра «Сокол и лиса» |
26 | | 08.12 | | Эстафета прыжками. |
27 | | 12.12 | | Эстафета с передачей эстафетной палочки |
28 | | 15.12 | | Игра« 25 передач» |
29 | | 19.12 | | Игры «Мяч среднему», «Мяч соседу» |
30 | | 22.12 | | ОРУ. Игра «Быстрая передача». |
31 | | 26.12 | | Игра «Снайперы». Комбинированная эстафета |
32 | | | | ОРУ. Игра «Мяч с четырех сторон » |
33 | | | | Игра «Мяч капитану» |
34 | | | | «Хватай, убегай», « 25 передач» |
35 | | | | . Подвижная игра «Сороконожка» | |
36 | | | | Игра «Перестрелка» . Эстафета с обменом мячей. | |
37 | | | | Броски в цель. Эстафета с мячом | |
38 | | | | Подвижная игра «Снайперы». | |
39 | | | | Весёлые старты. Итоговое занятие | |
40 | | | | ТБ. ОФП. Подвижная игра Эстафеты. | |
41 | | | | Подвижная игра «Салки с мячом» | |
42 | | | | Броски в цель. Эстафета прыжками. | |
43 | | | | Эстафеты с ведением мяча | |
44 | | | | Ловля и передача мяча в движении. | |
45 | | | | Игры с использованием гимнастических лавочек и шведских стенок на с | |
46 | | | | Ловля и передача мяча в движении. Эстафеты с мячом | |
47 | | | | Подвижная игра «Салки с ножным мячом» | |
48 | | | | Ведение мяча на месте правой и левой рукой в движении. | |
49 | | | | Игры «Мяч среднему», «Мяч соседу» | |
50 | | | | Эстафета с мячами, скакалками. Игра «Подвижная цель» | |
51 | | | | Игра «Запрещённое движение». Эстафета с обменом мячей. | |
52 | | | | Эстафета с передачей эстафетной палочки | |
53 | | | | Игра «Снайперы». | |
54 | | | | Игры «Мяч среднему», «Мяч соседу» | |
55 | | | | Игра «Подвижная цель» | |
56 | | | | Подвижная игра «Запрещённое движение». | |
57 | | | | Эстафета с передачей эстафетной палочки | |
58 | | | | Подвижная игра «Снайперы». | |
59 | | | | ОРУ. Игра «Караси и рыбак» | |
60 | | | | ОРУ. Игры «Сороконожка», «Третий лишний». | |
61 | | | | ОРУ. Игра «Перестрелка». | |
62 | | | | ОРУ. Игра «Караси и рыбак» | |
63 | | | | Подвижная игра «День и ночь». Эстафета с мячами, скакалками | |
64 | | | | Игра «Подвижная цель» | |
65 | | | | ОРУ. Игра «Метко в цель». | |
66 | | | | ОРУ. Игра«Лабиринт». | |
67 | | | | ОРУ. Игра «Белые медведи» | |
68 | | | | Весёлые старты. Итоговое занятие | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Весёлые старты»
Учебно-методическое обеспечение
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с. 2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2012 г. - / Мастерская учителя.
3. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2012. – № 11. – С. 75–78.
5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2012. – 124 c.
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2012 г. – / Мастерская учителя.
7. Организация работы спортивных секций в школе. Волгоград- Изд.2-е- М.: «Учитель», 2014.-167с.
8. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы: М: «ВАКО», 2013–400 с.
9. Справочник учителя физической культуры- Волгоград: «Учитель», 2011.- 251 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2012. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2013. – 112 с.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2013. – 268 с.
13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2010, с.57.
14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 2011. – 120 с.
15. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Москва «Просвещение» 2011 г
16. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. Москва 2010 г
17. Кук М. Упражнения для юных футболистов. Москва «АСТ» «Астрель» 2007 г.
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
«Весёлые старты»
Учебные пособия натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы);
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.; измерительные приборы: весы, часы.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.
Спортивный инвентарь:
- баскетбольная площадка, щит, кольцо, баскетбольные мячи;
гимнастические маты;
легкоатлетический инвентарь (набивной мяч, рулетка для прыжка и др.),
спортивная площадка;
футбольные мячи, мини ворота, насос, конусы, секундомер.
волейбольные мячи.
Описание некоторых игр и эстафет.
«Салки».Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком.
«Вызов номеров».Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия.
«Пустое место».Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим.
«Команда быстроногих».Играющие образуют четыре команды, стоящие в колоннах по одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят кружки, в которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым - 3 очка, третьим - 2 очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
«День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - «день», другая - «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д.
«Эстафета с булавами».Играющих делят на две равные команды, выстраивают в колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12-15 м против каждой колонны ставят в ряд три булавы в 0,5 м одна от другой. По сигналу педагога стоящие впереди бегут к булавам, собирают их, бегут обратно и передают их следующему игроку. Те бегут с булавами, расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются обратно и т. д. Выигрывает команда, закончившая игру раньше.
«Встречная эстафета».Играющих делят на две равные команды и выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки, получившие флажки. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков раньше.
«Круговая охота».Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга - внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их поймать.
«Кто подходил ?»Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.
Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
«Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".
«Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.
Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".
Побеждает последний пойманный игрок.
"Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь".
2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
« Два Мороза».На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос" по сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы-два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я-Мороз Красный Нос,
Я-Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -
и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.
«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.
По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.
Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не считается проигравшим.
«Метание в цель».Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5 м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Гонка мячей над головой, сидя в колоннах».Две- четыре равные команды выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.
«Подвижная цель».Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится водящим.
«Мяч соседу».Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая передачу.
«Передал - садись».Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
«Быстрая передача».Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 15-20 передач, выигрывает.
«Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второй-первый. Первые номера - одна команда, вторые -
другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.
«Не давай мяча водящему».Все играющие образуют круг, В середине круга два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу.
«Мяч среднему».Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.
«Охотника и утки».Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.
«Гонка мячей по кругу».Две команды играющих образуют два круга. Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой.
«Гонка мячей по рядам».Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим
соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
«Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу.
В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив.
«Эстафета с ведением мяча»Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
«Бомбардировка».Играющих делят на две равные команды. На каждой половине поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2-3 м от нее проводят линию города. Команды получают по 8-10 булав и расставляют их произвольно в своем городе. Игроки размещаются на своей половине площадки между средней линией и линией города. Каждой команде дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи, стараясь сбить булавы. Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает команда противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин. Побеждает команда, сбившая большее количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав запрещается.
«Перестрелка».Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в свою команду. Пленный должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника.