Внеклассное занятие 1 класс
Составитель: Карпович Ю.В.
Тема занятия: Человек - друг или враг природы? (общеинтеллектуальное направление)
Цель:
Закрепление понятия «экология», знания насекомых(бабочек), луговых цветов.
Повторить правила поведения на природе.
Развивать положительное отношение к экологии родного края.
Планируемый результат /Формирование УУД:
Личностные УУД
- сопереживать за жизнь обитателей животного и растительного мира.
- осознавать причастность к экологической проблеме, понимать свою значимость в решении экологических проблем
Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, принимать решения в совместной деятельности
Регулятивные УУД
- на основе сравнения делать выводы, обобщения, развивать умения контролировать свои действия;
Познавательные УУД
- развивать внимание, зрительную память, наблюдательность
Информационная карта занятия.
Тип занятия: внеурочное занятие.
Форма занятия: беседа, творческая работа.
Продолжительность занятия: 35 минут
Программа: Школа России
Ресурсы:
Материально-техническое оснащение:
Для учащихся:
Для учителя:
компьютер;
макет поляны (без цветов и бабочек)
схемы знаков, которые можно установить в природе;
набор шаблонов к уроку (бабочки, цветы)
бытовой мусор (муляжи)
книги, энциклопедии о животных
Ход урока:
1.Организационный момент
Очень рада всех сегодня видеть на нашем занятии.
В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас?
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Проверим всё ли готово.
Сегодня нашими помощниками будут знания и дружба. А ещё нам понадобятся наши умелые руки.
2.Актуализация знаний.
Сегодняшнее занятие мы начнем с погодной минутки.
(дети рассказывают о погоде)
- Подумайте о весенних деньках, кто из вас любит весну?
- А какое время года вы любите ещё? (Лето)
-Назовите летние месяцы по порядку.
Лето- это замечательное время года.А за что вы любите лето? (каникулы, тепло, можно купаться, ездить на природу, играть с друзьями) Назовите летние месяцы. (июнь, июль, август)
-Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие и создадим кусочек лета. Согласны?
Итак, в путь!
(Звучит фонограмма песни «Вот оно, какое наше лето!») Слайд 1.1
- По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идём по мягкой травушке
Мы летнею порой!
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики,
Синеют васильки.
- Предлагаю вам остановиться на полянке.
3.Беседа о влиянии человека на животный и растительный мир.
-Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся. Аудиозапись звуков природы Слайд1.2
- Что вы услышали, придя на поляну?
- Действительно, это звуки природы. Их издают насекомые, которые обитают на поляне, лугу. Вспомните насекомых, которые обитают на лугу.
- Но есть на поляне такие насекомые, которые не издают никаких звуков, а
привлекают наше внимание больше других.
Загадка:
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом обмотаюсь и засыпаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но тёплой весной я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.
(бабочка)
3.1.РАССКАЗ О БАБОЧКАХ
- Вы, конечно, знаете многое о бабочках из уроков окружающего мира. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
Красота бабочки в лёгкости и крыльях.
За их красоту люди дали бабочкам красивые имена:
- махаон Слайд 2
- аполлон Слайд 3
- адмирал Слайд 4
- зорька Слайд 5
Бабочек на земном шаре много.
- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно: Посмотрите на экран и попробуйте определить название бабочек.
Объясните, почему им дали такое название ?
1. лимонница/крушинница (крылья бабочки имеют лимонный цвет) Слайд 6
2. павлиний глаз (окраска крыльев похожа на павлиньи перья) Слайд 7
3. пестрянка(имеет пеструю окраску) Слайд 8
4. голубянка(имеют голубую окраску)Слайд 9
5. крапивница (гусеницы этой бабочки, питаются крапивой) Слайд 10
- Некоторых из бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. Слайд 11-14
Что привлекает бабочек и насекомых? (Цветы)
Какие полевые цветы, вы уже знаете и можете назвать?
-одуванчик Слайд 15
-клевер Слайд 16
-колокольчик Слайд 17
-ромашка Слайд 18
-подорожник Слайд 19
Какие из этих растений являются лекарственными?
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
4. Постановка проблемного вопроса путешествия
Мы прибыли на нашу поляну.( А сейчас, давайте осмотримся вокруг? показываю макет поляны с мусором) Определите, что лишнего на лугу? (мусор) (много мусора, и нет цветов и бабочек)
Вы только посмотрите, какой беспорядок! На лугу нет ни цветов, ни бабочек, ни животных, как вы думаете, почему всё живое исчезло с этой поляны?
- Пришло время узнать цель нашего путешествия. Слайд 20
Человек - друг или враг природы? |
Как вы думаете, почему человек может стать врагом природы?
-Почему же нельзя брать лишнего у природы, рвать цветы и ловить бабочек уносить с собой детенышей животных и птенцов, мусорить?
Дети отвечают, говорят о связи объектов природы.
Бабочки нужны цветам для опыления.
Птенцы и детёныши животных скорее всего погибнут.
- А как же мусор оставленный человеком влияет на природу?
Обучающиеся высказывают предположения о влиянии мусора на объекты природы.
- Всё верно, мусор и природа не совместимы, ведь он загрязняет и отравляет при распаде окружающую среду! Бросая мусор мы не задумываемся о том, что многие растения и животные могут погибнуть от ядовитых веществ, выделяемых при разложении мусора.
- Что же или кто является источником мусора?
-Как называется наука изучающая взаимодействие природы и человека? (экология)
Значит, когда мы разбрасываем мусор, мы делаем плохо? И по нашей вине живая природа погибает?
-Но как же быть если, вы отдохнули на полянке, и после отдыха осталось много мусора? Знаете ли вы, что можно сделать с мусором?(выбросить в специально отведенных местах, растительный мусор закопать, пластик и металл использовать вторично)
Как использовать бытовой мусор вторично? Бумагу, металл, стекло сдать в специальные приемные пункты, и использовать для поделок.
Молодцы!
5.Экологическая задача
- Пришло время ответить на главный вопрос:
Человек - друг или враг природы?
-Может ли человек влиять на природу?(да)
-Как же изменить ситуацию на поляне к лучшему? (убрать, забрать мусор)
Давайте сделаем это!
-Вместе уберем всё лишнее с нашей поляны! И станем друзьями природы, сохраним красоту природы вместе!
Наша полянка теперь чистая от мусора, но она совсем пуста. Мы можем оживить её с помощью цветов и бабочек, которые мы с вами изготовили на уроках труда из вторичного сырья, на нашем чистом лугу!
- Давайте оживим луг.
(Групповая работа)
( На столе – макет поляны. Детям необходимо выбрать цветы, бабочек и «оживить» поляну.
Посмотрите, какая живая красивая, летняя поляна у нас получилась! Надеюсь, что каждая поляна в наших лесах будет такой же прекрасной и чистой.
6.Рефлексия
Давайте вспомним и повторим правила поведения на природе.
Чего нельзя делать, находясь на поляне? И почему?
-разводить костер;
-ломать ветки;
-шуметь;
-рвать цветы, ловить бабочек;
-уносить детенышей и птенцов с собой;
-оставлять мусор;
Разбрасывая мусор можно спровоцировать пожар.
А оставив костер не потушенным, можно уничтожить не только поляну, но и всех живых существ, живущих на ней и лес растущий рядом.
7.Творческая работа: Прежде чем покинуть поляну, подумайте, какие знаки можно установить, чтобы сохранить красоту природы как можно дольше.
На столе у вас лежат шаблоны запрещающих знаков. Нарисуйте на них, то чего нельзя де лать находясь на природе и перечеркните красной чертой, так как показано на экране. Слайд 21
Смогли ли мы ответить на главный вопрос? Человек – друг или враг природы?
(Обучающиеся делают вывод: человек может стать другом, если будет бережно относиться к окружающему миру, и будет врагом природы если не будет выполнять правил поведения на природе.
8.Итог
- Наше путешествие подошло к концу.
Давайте установим изготовленные запрещающие знаки на нашей поляне. (Обучающиеся выходят с запрещающим знаком, устанавливают на макете и объясняют свой выбор.)
Молодцы! Слайд 22
Мы с вами сегодня сделали очень много для сохранения природы! Научились беречь её. Похлопаем друг другу!
Урок подошёл к концу. Всем большое спасибо.