СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренний мир человека и возможности его познания.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внутренний мир человека и возможности его познания.»

ема: Внутренний мир человека и возможности его познания.

Цели:

1. Дать представление о сложности внутреннего мира;

2. Сформировать у учащихся интерес к самопознанию;

3. Развивать способность анализировать информацию, делать выводы;




Ход занятия:

  1. Вводная часть.

- Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона.

I. Вводная часть

- Вступительная беседа.

Давайте мысленно перенесемся в эпоху Средневековья. Мы бредем по вымощенным мостовым, узким улочкам, разглядываем дома. Вот на одном из них мы видим вывеску: огромный крендель и пара булочек. Из открытого окна аппетитно пахнет свежей выпечкой, да так, что кружится голова и хочется есть.

А вот над входом красуется сапог - великан и из дома доносится мерный стук мастера. Здесь нам помогут, если сломался каблук или оторвалась подошва.

Недалеко видна знакомая эмблема: чаша, вокруг которой обвилась змея. Значит, здесь опытный аптекарь приготовит лекарство, которое поможет от головной боли.

И чаще всего у детей ремесленников не существовало другого выбора, как продолжить дело своих отцов: сын банкира будет преумножать капиталы отца, сын врача – лечить людей, используя опыт предшествующих поколений, сын лавочника – торговать разными товарами.

А теперь вернемся в наше время.

С раннего детства вам задавали вопрос: "Кем ты хочешь быть?" или же: "Кем ты хочешь стать?" Ответ на него зависел и от вашего возраста, от настроения в тот момент и степени серьезности отношения к данной проблеме. Как же найти единственно верный, правильный жизненный путь, определиться в профессиональной деятельности?

А что значит правильный выбор? (Как вы думаете?)

(Чтобы профессия нравилась, соответствовала интересам, способностям человека, приносила доход, давала возможность развиваться, расти профессионально)

Что влияет на правильный выбор профессии?

(Мода, престижность, семейные династии, советы значимых людей, информация о профессиях)

С вашей точки зрения, какие качества личности мы должны учитывать при выборе профессии?

(Темперамент, характер, интеллект, коммуникативные способности, интересы)

Все перечисленные вами компоненты входят в структуру психологического портрета личности.

И сегодня мы постараемся для себя открыть самого себя.

"Современное производство и профессиональное образование"

Внутренний мир человека и возможности его познания”

…Я знаю, есть на все ответ; 
Я знаю, где черно, где красно; 
Я знаю, что где на обед; 
Я знаю, лжем мы ежечасно; 
Я знаю, хищна волчья стая; 
Я знаю, жалобы напрасны; 
Я знаю все, себя не зная... 

Франсуа Вийон - французский поэт

В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь опустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили:

Что они решили? Как вы думаете?

Где может быть спрятана самая главная тайна?

А теперь послушайте, как эта притча заканчивается:

“Давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.”

Почему боги оказались правы?

А в чем нет?

Вывод. Действительно, мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о земле, океане, далеких светилах. Но что бы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит любопытство по отношению к самому себе.

Человек  -  самое неизведанное и самое интересное для себя самого.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в ваш внутренний мир и попробуем сделать несколько открытий.

Сейчас мы выполним работу, которая поможет вам сделать первое открытие.

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями.

Есть ли у кого-то точно такой же?

Какое же первое открытие можно сделать?

Вывод. У каждого из вас получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Все мы разные (самостоятельно запишите вывод в тетради, а затем сформулируйте и напишите название нашей работы)“Учимся ценить индивидуальность”.

А какие мы, узнаем в ходе дальнейшего нашего общения. Это будет следующее наше открытие.

Оказывается, что стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Еще в Древней Греции на фронтоне Дельфийского храма была надпись:

Познай самого себя и весь мир откроется перед тобою. То, что невидимо для тебя станет, видимо, то, что неслышимо для тебя станет слышимо”.

Каждый из нас рано или поздно начинает задавать себе вопросы: “Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным “Я”? Чем я похож на других? Чем я от них отличаюсь?

И сейчас мы с Вами сделаем второе открытие, выполнив практическую работу по методике американских психологов Куна и Мак-Портленда “Кто Я?”

В течение 5 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 10 слов или предложений. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важных или неважных. Пишите их так, как они приходят вам в голову.

Давайте сделаем вывод:

Как вы себя воспринимаете: как носителя социальных ролей или личных индивидуальных качеств, как вы к этому относитесь? 

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы как раз и определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Как вы думаете, для чего нужно человеку осознавать себя? Что это ему дает?

Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности:

  • узнать себя;

  • оценить себя;

  • изменить себя;

  • принять себя.

Оказывается, познать свое “Я” весьма не просто. Наш внутренний мир столь же сложен, как и внешний, он включает в себя как бы три уровня, три этажа.

1 этаж - то, что осознается человеком, благодаря наблюдениям.

Это наша сознательная жизнь – наши переживания, мысли, мечты, желания, цели.

2 этаж - то, что происходит без осознания, но при желании может быть человеком осознано.

Неосознаваемые процессы - это стереотипы, привычки, описки, оговорки. Мы говорим в таких случаях: “сорвалось с языка автоматически”, “вышло само собой”, “сделал по привычке”.

3 этаж - то, что происходит бессознательно.

Бессознательная жизнь нашего Я – это наши страхи, желания, которым нет объяснения, неосознаваемые мотивы поведения, влечения, всплески необъяснимой памяти (дежавю).

Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности.

Удобным окном во внутренний мир, познающей себя личности служит простая схема, которая называется “Окном Джохари”. Еще 60 лет назад два психолога Джозеф Луфт и Харри Ингхэм предложили свою модель, которая не утратила актуальности и сегодня. Собственно и название Джохари – это производное от имен психологов.

С помощью окна Джохари можно заглянуть в себя и попробовать найти свои слабые стороны и понять, как усилить сильные стороны.

Оно выглядит следующим образом:

Каждый человек несет в себе как бы четыре “пространства” своей личности.

Я знаю, другие знают (арена)

Это все то, что я и все знают обо мне - это наш открытый мир: социальные роли, черты характера, увлечения, отношения человека к разным явления жизни

Я знаю, другие не знают (видимость)

это то, что мы тщательно скрываем от других (мысли, мечты, секреты, тайны, страх пред чем-то или кем-то)

Я не знаю, другие знают (слепое пятно)

это возможность увидеть “бревно в своем глазу”. Это то, что мы не хотим у себя замечать, на что закрываем глаза, это наша завышенная самооценка (привычка перебивать говорящего в середине слова)

Я не знаю, другие не знают (неизвестное)

Скрытые потенциальные возможности развития, которые проявляются чаще всего в стрессовых ситуациях

Вывод. Цель человеческого развития попробовать расширить это окно, уменьшая “слепое пятно” и “неизвестное”.

То есть все зоны в идеале должны исчезнуть либо быть совсем маленьких размеров. А открытая зона должна быть максимально большой.

И вот какое еще одно открытие, которое мы сегодня сделаем.

IV. Подведение итогов

Вывод. Самопознание – это необходимость при выборе профессии. Человек должен уметь разбираться в себе, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, правильно выбрать профессию, достичь своих целей в жизни.

(А теперь сформулируйте вывод самостоятельно)

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Выскажите свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли вас посетили?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!