СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война, изменившая карту Европы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- формирование понимания того, сто победа Пруссии в войне создала условия для окончательного объединения германских государств под ее эгидой и для провозглашения  Германской империи;

- формирование представлений о причинах и последствиях франко-прусской войны, в том числе о возникших между Германией и Францией противоречиях, которые наряду с другими приведут к первой мировой войне; 

- формирование представлений о причинах возникновения Парижской коммуны и ее поражении;

- формирование убежденности в том, что, во-первых, каждый человек, принимая решение, обязан продумывать возможные их последствия;  во-вторых, поиск компромисса всегда предпочтительней открытого конфликта, т.к первый обеспечивает конструктивное решение, приемлемое для обеих сторон, а второй неизбежно приводит к разрушению. 

Просмотр содержимого документа
«Война, изменившая карту Европы.»

Тема: «Война, изменившая карту Европы»

Цели:

- формирование понимания того, сто победа Пруссии в войне создала условия для окончательного объединения германских государств под ее эгидой и для провозглашения Германской империи;

- формирование представлений о причинах и последствиях франко-прусской войны, в том числе о возникших между Германией и Францией противоречиях, которые наряду с другими приведут к первой мировой войне;

- формирование представлений о причинах возникновения Парижской коммуны и ее поражении;

- формирование убежденности в том, что, во-первых, каждый человек, принимая решение, обязан продумывать возможные их последствия; во-вторых, поиск компромисса всегда предпочтительней открытого конфликта, т.к первый обеспечивает конструктивное решение, приемлемое для обеих сторон, а второй неизбежно приводит к разрушению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дополнительная литература:

  1. Бисмарк О. мысли и воспоминания.: в 3 т./ пер. с нем. – М. издательство политическая литература, 1940-1941г.

  2. Беседы по поводу прусско-французкой войны. // Отечественные записи, 1870, август,

  3. франко-немецкая война 1870-1871гг: история войны до падения империи, составленная Военно-историческим отделом Прусского Генерального штаба. Пер. с нем. – СПб.: издательство И. Маслова, 1884г.

  4. Дебидур А. Дипломатическая история Европы. 1814-1878 В 2 т. / пер. с франц. – СПб – Ростов-на-Дону

  5. Дрио Э.история Европы в конце 19 в. /пер с франц. – СПб

  6. Парижская коммуна/ пер с франц. Под ред. Бркоа Ж . и др. – М.: Прогресс, 1964г.

Ход урока.

  1. Оргмомент, постановка учебной задачи.

Ребята, на прошлых уроках мы с вами узнали о возникновении Второй империи во Франции, о стремлении Пруссии объединить вокруг себя немецкие земли; познакомились с Наполеоном III, императором Франции и прусским канцлером. Сегодня нам предстоит узнать, к чему привело столкновение интересов этих стран, как на ходе и результатах этого столкновения сказалась амбициозность этих политиков. Мы узнаем о войне перекроившей карту Европы, о том, как поплатился народ Франции за нежелание своего императора подавить свои амбиции и пойти на поиски компромисса с Пруссией.

  1. Новый материал.

  1. причины франко-прусской войны:

а) кризис власти во Франции:

- неудачи во внешней политике;

- крестьянские волнения из-за непосильных налогов и гнете ростовщиков.

- волнения рабочих из-за безработицы, нищеты, высоких цен;

- недовольство общества высокими военными расходами.

б) желание Пруссии за счет войны с Францией сплотить вокруг себя немецкие государства.

2) Эмская депеша.

Летом 1870г. Между Францией и Пруссией разгорелся спор о том, кому из их ставленников достанется испанская корона. Прусский король Вильгельм решил отказаться от этих притязаний. Наполеону III хотелось получить подтверждение этих намерений. Он отправил в Эмс, где отдыхал Вильгельм, своего посла. Вильгельм сообщил ему что письменное уведомление об этом он направит в Париж, как только вернется в Берлин, продолжение же разговора считает бессмысленным и просит посла удалиться. Вечером король по обыкновению, послал Бисмарку депешу с описанием произошедшего. В планы последнего не входило мирное урегулирование ситуации. Он сократил полученное письмо и передал в прессу. На следующее утро газеты сообщили, что прусский король выгнал посла Франции, заявив, что считает разговор бессмысленным. Наполеон III воспринял все случившиеся как оскорбления.

19 июля 1870г. Франция объявила войну Пруссии.


3)Ход войны.

Игровая задача: с ходом войны мы познакомимся с помощью игры «Реставрация». Представьте себе, что вы работники архива. Вам в руки попал важный, но очень плохо сохранившийся документ. Наша задача – восстановить его содержание.

Текст для реставрации:

«Ф. как агрес. сказ. в дипл. изоляц. Она б. плохо подгот к войне. Не хват. оруж., карт местн. Не б ад рук-ва. Снабж не обесп. П объед кокр себя 22 северогерм гос-ва. К ним + и Австр. 4. 08 нем нач наступ Фр ст терп пораж за пораж. Их арм : на 2 ч. Войска марш. Базена б окруж под ком. Н III и марш Мак-Магона – у креп Седан на с – в Ф 1.09 зд произ реш сраж Фр арм б разгр Н III – плен».

(Учащиеся по очереди читают восстановленные ими предложения данного текста)

4) Третья Республика.

Игровая задача: прочтите п. «Третья Республика» запишите смысл этого пункта с помощью трех простых предложений.

Ожидаемый результат:

«Германские войска окружили Париж. Временное правительство подписало унизительный договор о перемирии с Пруссией. На выборах в Национальное собрание Третьей республики победу удержали монархисты.»

5) Парижская коммуна.

Осада Парижа привела к парализации промышленности, голоду, отчаянию. После заключение мира осаду немцы сняли, но положение парижане улучшилось, т.к. правительство потребовало платы за жилье и погашения долгов. От национальных гвардейцев потребовали сдать оружие.

В результате в Париже вспыхнуло восстание. 26.03.71 была создана Парижская коммуна – орган городского самоуправления.

Вот названия законов, принятых новой властью:

  • Декрет Коммуны о непризнании власти Версальского правительства 29 марта 1871г.

  • Декрет об упразднении постоянной армии.

  • Декрет о квартирной плате.

  • Декрет о ломбарде.

  • Декрет об отмене высоких окладов чиновникам.

  • Декрет об бесплатной выдаче учебных пособий учащимся коммунальных школ.

  • Постановление по открытию музеев.

Вопрос: какие проблемы занимали коммунаров? Чьи интересы защищала Коммуна?

Версальское правительство Тьера пошло на соглашение с Бисмарком ради подавления восставшего Парижа. Пруссаки блокировали город и передали версальцам части французской армии, племенные под Мецем и Седаном. Коммунары приняли декрет о заложниках, который своей жестокостью оттолкнул от них многих Парижан.

21 мая версальцы ворвались в Париж. Началась «кровавая майская неделя».

6) Итоги войны и оценка Парижской коммуны.

Споры об оценке парижской коммуны, продолжаются до наших дней. Одни считают ее бунтом, лишившим Францию возможности продолжить борьбу. Другие – великим подвигом парижского пролетариата, показавшего всем угнетенным пример создания диктатуры пролетариата.

(Диктатура – ничем не ограниченная власть, защищающая интересы одного класса)

Парижская коммуна еще раз показала миру весь ужас гражданской войны.

Что дала франко-прусская война Европе?

  • Завершилось объединение немецких земель вокруг Пруссии и возникла Германская империя.

  • Франция была вынуждена выплатить репарацию денежные выплаты в размере 5 млрд. золотых франков, что ослабило экономический потенциал Франции.

  • Германия присоединила французские области Эльзас и Лотарингию, что создало дополнительную напряженность между двумя государствами: французы требовали реванша.

Вывод: решив проблему объединения Германии, франко-прусская война породила ряд новых проблем, не менее сложных.

Закрепление: Игра: «Запоминай-ка»

Игровая задача: прослушать слова, зачитываемые учителем, записать по памяти как можно больше из них.

После выяснения лидера, записавшего наибольшее количество слов проводится второй тур.

I тур:

1. война

2. Бисмарк

3. Париж

4. коммуна

5. Наполеон III

6. Пруссия

7. восстание

8. Франция

9. Германия

10. кризис


II тур.

Мец

Диктатура

Тьер

Баррикада

Седан

Контрибуция

Эльзас

Базен

Эмс

Лотарингия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!