Программа объединения дополнительного образования «Звёздочки»
для учащихся 1-х классов составлена на основе нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576).
2. Основной образовательной программы начального общего образования
3. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Плана внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Содержание рабочей программы.
Работа над певческой установкой и дыханием
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Тематический план
№ п/п | Тема | |
1. | Вводное | 1 |
| «Музыкальная подготовка» | |
2. | Развитие музыкального слуха | 2 |
3. | Развитие музыкальной памяти | 2 |
4. | Развитие чувства ритма | 2 |
| «Вокальная работа» | |
1. | Прослушивание голосов | 4 |
2. | Певческая установка. Дыхание. | 3 |
3. | Распевание | 11 |
4. | Дикция | 4 |
5. | Работа с ансамблем над репертуаром | 4 |
Итого часов | | 33 |
Количество часов в год | Количество часов по четвертям |
I | II | III | IV |
33 | 8 | 8 | 9 | 8 |
Место учебного курса «Звёздочки» в учебном плане
Данная программа рассчитана на 33 часа из расчета один учебный час в неделю для 1 класса.
Возраст детей от 6-8 лет. Занятия проводятся согласно учебному расписанию.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Тема | Кол час | Дата п | Дата ф |
| 1 четверть | 8 | | |
| Вводное. Вокальные упражнения | 1 | 02.09 | |
| Разучивание песни: «Твои ученики» Ю.Чичков, М.Дербенев. | 1 | 07.09 | |
| Разучивание песни «Твои ученики» | 1 | 17.09 | |
| Разучивание песни «Я возьму этот большой мир» Чернышев, Рождественский. | 1 | 21.09 | |
| Разучивание «Твои ученики», «Я возьму этот большой мир» | 1 | 28.09 | |
| Вокальные упражнения, разучивание «Ходит песенка по кругу» | 1 | 05.10 | |
| Работа над дикцией, интонац. упражнения. | 1 | 12.10 | |
| Разучивание песни: «Ходит песенка по кругу» | 1 | 19.10 | |
| 2 четверть | 8 | | |
| Вокальные упражнения, дикция, интонация | 1 | 09.11 | |
| Исполнение песен | 1 | 16.11 | |
| Вокальные упражнения | 1 | 23.11 | |
| Разучивание песни: И. Ермолова «теперь мы первоклашки» | 1 | 30.11 | |
| Разучивание песни: И. Ермолова «теперь мы первоклашки» | 1 | 07.12 | |
| Разучивание песни: муз. И. Ермолов »Падают снежинки» | 1 | 14.12 | |
| Разучивание песни: муз. Вережникова «Зимний вальс» | 1 | 21.12 | |
| Разучивание песни: муз. Вережникова «Зимний вальс» | 1 | 28.12 | |
| 3 четверть | 9 | | |
| Исполнение песен | 1 | 18.01 | |
| Вокальные упражнения | 1 | 25.01 | |
| Разучивание песни: муз. А. Куреляк «Мы – Россия» | 1 | 01.02 | |
| Е. Шмаков «Детские страдания» | 1 | 08.02 | |
| Е. Шмаков «Детские страдания» | 1 | 22.02 | |
| Разучивание песни:А. Куреляк «Сердце матери» | 1 | 01.03 | |
| Разучивание песни:А. Куреляк «Сердце матери» | 1 | 08.03 | |
| Разучивание песни:В. Ударцев «Подари улыбку» | 1 | 15.03 | |
| Исполнение песен Разучивание песни:Ю. Купцова «Дети солнца» | 1 | 22.03 | |
| 4 четверть | 8 | | |
| Разучивание песни:Ю. Купцова «Дети солнца» | 1 | 05.04 | |
| Вокальные упражнения | 1 | 12.04 | |
| Исполнение песен | 1 | 19.04 | |
| Разучивание песни: « Эти запахи победы» | 1 | 26.04 | |
| Разучивание песни: « Эти запахи победы» | 1 | 03.05 | |
| Разучивание песни: «Мы любим вас учителя родные» | 1 | 10..05 | |
| Разучивание песни: «Мы любим вас учителя родные» | 1 | 17.05 | |
| Разучивание песни: «Школьные качели» | 1 | 24.05 | |