СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный воздух

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Волшебный воздух»

















Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

"Волшебный воздух "

для детей старшего дошкольного возраста










Выполнила:

Сыравнева Елена Анатольевна








г. Смоленск



Цель:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Задачи:

1. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения.

2. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха.

3. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

4. Научить детей выполнять элементарные опыты.

Оборудование и материалы:

У воспитателя - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек губки, комок земли.

У детей - ёмкости с водой, стакан в водой, веер, трубочки для коктейля, губки, вертушки.


Ход занятия

Организационный момент


Воспитатель:

Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

(Звучит лёгкая приятная музыка).

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно.


- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.


- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).


Воспитатель:

- Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.


Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух).




Основная часть занятия


Воспитатель:

: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.


Воспитатель сначала рассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.


(Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).


Воспитатель: Что сейчас в пакете?

Дети: Кубики.

Воспитатель: Какой стал пакет?

Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

Воспитатель: Почему? (Ответы детей).


(Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).


Воспитатель: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?


Дети: Ничего.


Воспитатель: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем). Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?


Дети: Воздух!


Воспитатель: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?


Дети: Шипение, так выходит воздух.


Воспитатель: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?


Дети: Невидимый.


Воспитатель: А какой он по цвету?


Дети: Бесцветный.


В-ль Воспитатель: А по запаху?


Дети: Без запаха.


Воспитатель: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.


Практическая часть занятия


Опыт 1. “Обнаружение воздуха”


Воспитатель: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы).


Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.


Дети: стакан внутри сухой.


Воспитатель: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).


Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.


Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей).


Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.


Воспитатель: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?


Дети: Пузыри.


Воспитатель: Откуда они взялись?


Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.


Опыт 2. “Как увидеть воздух”


Воспитатель: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?


Дети: Пузырьки.


Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.


Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

Воспитатель: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей).


Воспитатель: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.


Воспитатель читает стихотворение:


Осторожно ветер из калитки вышел;

Постучал в окошко, побежал по крыше.

Поиграл немножко ветками черёмух,

Пожурил за что-то воробьев знакомых.

И расправив бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонку с пылью.


Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”


Воспитатель предлагает рассмотреть губку, комочек земли.

Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

Дети: да, нет (мнения разделились).


Воспитатель: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?


Дети: Не знаем, воздух.


Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.


- А есть ли воздух в кусочке земли? (Ответы детей).


Проделать опыт с комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в комочке земли, есть воздух.


Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.


Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.


Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.


Земля - опускают руки вниз.


Вода - вытягивают руки вперёд.


Огонь - прячут руки за спину.


Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).


Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.


Дети возвращаются на свои места.


Опыт 5. “Запахи воздуха”


Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?


Дети: Ничего, пусто, воздух.


Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.


1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).


Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.


Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

Заключительная часть занятия


Беседа с детьми.


Воспитатель: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?


Дети: Мы им дышим!


Воспитатель: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).


Какой воздух нам нужен?


Дети: Чистый, свежий!


Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?


Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.


Воспитатель: А что значит чистый воздух?


Дети: Это когда легко и свободно дышится.


Воспитатель: Всегда ли нам воздух друг?


Дети дают разные ответы.


Воспитатель: А где бывает грязный воздух?


Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.


Воспитатель: А что значит грязный воздух?


Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.


Воспитатель: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?


Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.


Воспитатель: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда). В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.




Загадки


1. Я берёзку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)


2. Кто это такой садовник,

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты? (Дождь)


3. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)


4. С горы сбегая без труда

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда,

Руби хоть топором.

Нагрей её и к облакам,

Она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам -

Зовут её (Вода)


5. Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала,

Нам казалось шла с бедой.

Оказалось шла с водой.

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась. (Туча)


6. Ветер дует “ух-ух-ух”…

С тополей сбивает (Пух)


Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.


Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомились с разными свойствами воздуха. Вы узнали что воздух есть везде вокруг нас. Понравилось Вам наше путешествие?







Использованная литература:

1. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Знакомимся с окружающим миром; Дрофа - Москва, 2007. - 488 c.
2. Бортникова Елена Знакомство с окружающим миром. Для детей 4-5 лет; КнигоМир - Москва, 2010. - 348 c.
3. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет; Сфера - Москва, 2012. - 128 c.
4. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет; Сфера - Москва, 2012. - 192 c.
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет; Академия Развития, Астрель - Москва, 2009. - 801 c.