Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин) |
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности | 1. Чтение притчи Я.Корчака о местоимении, вопросы к учащимся; 2. Проверка домашнего задания (упр. 449); 3. Демонстрация темы урока, вопрос о предполагаемой цели урока (слайд 3 — число, классная работа, тема урока); Презентация. 4. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний, итоговый вопрос: в каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения? (3 отметки в журнал) | 1. Отвечают на вопросы к притче: - О каких особенностях местоимений в образной форме поведал польский учитель? - К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение кто из этого текста? (слайд 1 со списком разрядов) Презентация - Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме “малышки Кто”, относятся к местоимениям (слайд 2 с текстом притчи) - Какие разряды местоимений мы уже изучили? Приведите примеры (личные, возвратное) 2. Проверяют домашнее задание; 3. Записывают число, тему урока, определяют цель урока; 4. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, делают вывод об употреблении вопросительных местоимений. | П5, П6, П 14, К13, Р1, Л9, Л11 |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин) |
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | 1. Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!) 2. Слайд 4 с таблицами склонения чей? сколько? 3. Подача теоретического материла об относительных местоимениях; 4. Прием “Я беру тебя с собой”. (4 отметки в журнал) | 1. Читают вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляют вопросительные местоимения; анализируют, какие части речи они заменяют; 2. Склоняют местоимения кто? что? какой? который?, упр. 452 (устно), упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся. 3. Выделяют главное в теоретическом материале об относительных местоимениях, делают выводы об отличительных чертах (функция в предложении); заполняют “Конструктор “События” в форме таблицы “Если ..., то ...”; 4. Угадывают загаданные учителем признаки в игре “Я беру тебя с собой” (личные мест. 3 л, мест-прил, возвр. мест.) | П1, П2, П7, П8, П9, П10, К9, Р2, Р9, Л9 |
3. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний (10 мин) |
Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | 1. Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений; 2. Упр. 454; 3. Прием “Письмо по кругу”, учитель зачитывает вслух результаты; 4. Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов. (6-8 отметок в журнал) | 1. Упр. 453 с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения; 2. Упр. 454; 3. Учащиеся делятся на несколько групп, каждый ученик в группе записывает на листочек вопрос с вопросительным местоимением, группы обмениваются листочками и записывают ответы на вопросы другой группы в виде предложений с относительными местоимениями (например: Что ты читаешь? Я читаю книгу, которую ты мне подарил) 4. Упр. 456. | П3, П4, П11, П 18, П 19, К2, К 8, К10, Р1, Р3, Р6, Л 7, Л11 |
4. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин) |
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности | 1. Подведение итогов урока; 2. Выставление и комментирование оценок; 3. Вопросы учащимся для рефлексии; 4. Трехуровневое домашнее задание: I уровень (обязательный) — задания 1, 2; II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3, 4 (на выбор); III уровень (творческий) — задание 5. (5-10 отметок в журнал) | 1. Отвечают на вопросы для рефлексии: - Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил? - Чем они отличаются? - Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением? - Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего? - Укажите начальную форму местоимения чьими? - Какие задания мне особенно понравились на уроке? При выполнении каких заданий я испытывал затруднения? 2. Записывают домашнее задание. | П3, П7, П10, К5, P3, P4, P5, Л7 |
Приложение 1. Притча Януша Корчака
Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?” А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: “Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?” А тот все отвечал бы: “Нет, нет, нет”. И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: “Кто там?” — и в этом коротеньком “кто” сидят имена всех на свете людей. “Кто” — это местоимение.
Приложение 2. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний
Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
Что возвратить нельзя? (время)
С каким “божьим” цветком часто сравнивают старичков? (“божий одуванчик”)
Что бывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
В каком орехе есть молоко? (кокос)
Чем является Кама по отношению к Волге? (приток)
“Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода”. Чья это песня? (черепахи)
Кого писатель Н.Носов услал на Луну? (Незнайку) молодому капитану из романов Жюля Верна? (пятнадцать)
Приложение 3. Домашнее задание (слайд 5)
Параграф 79, определение вопросительного и относительного местоимения, стр. 72, 74
Упр. 455 с дополнительным заданием составить вопросы с вопросительными местоимениями к каждому предложению.
Упр. 457 (устно)
Сочинить загадки с вопросительными местоимениями.