СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности младших школьников»

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»            Сообщение на тему: «Воспитание толерантности младших школьников»            Выполнила: Шипицына Кристина,  студентка 413 группы

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

  

Сообщение на тему:

«Воспитание толерантности младших школьников»

 

 

 

 

 

Выполнила: Шипицына Кристина, студентка 413 группы

Толерантность   (от лат.  tolerantia  терпение) социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть не толерантными.

Проявлять толерантность   – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Критерии толерантности: равноправие, доброжелательность и терпимое отношение к инвалидам, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.  Проявление нетерпимости чаще всего встречается в неприятии таких особенностей человека или целой группы людей, как:  поведение и мнение; черты характера; политические убеждения; манера одеваться; культура речи и другие национальные традиции; религиозные убеждения; образ жизни.

Критерии толерантности: равноправие, доброжелательность и терпимое отношение к инвалидам, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем. 

Проявление нетерпимости чаще всего встречается в неприятии таких особенностей человека или целой группы людей, как:

поведение и мнение; черты характера; политические убеждения; манера одеваться; культура речи и другие национальные традиции; религиозные убеждения; образ жизни.

Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают складываться взаимоотношения в классе между учащимися, пришедшими из разных микросоциумов. Это одна из основных причин возникновения конфликтов. В первый класс приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, материальным положением и семейными традициями. В начальной школе дети ещё этого не понимают, они не видят того, что они разные. Очень часто взрослые заблуждаются, считая, что раз нет конфликтов, то и проблемы не существует. Однако, чем старше становятся дети, тем чаще возникают конфликтные ситуации межличностного характера.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают складываться взаимоотношения в классе между учащимися, пришедшими из разных микросоциумов. Это одна из основных причин возникновения конфликтов. В первый класс приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, материальным положением и семейными традициями. В начальной школе дети ещё этого не понимают, они не видят того, что они разные. Очень часто взрослые заблуждаются, считая, что раз нет конфликтов, то и проблемы не существует. Однако, чем старше становятся дети, тем чаще возникают конфликтные ситуации межличностного характера.

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла застегнуть любимое платье. 2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других. 3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла застегнуть любимое платье.

2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летние лагеря, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах. 5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья в нашей стране может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т.д., но посещение исторических мест России по бюджету почти каждому.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летние лагеря, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.

5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья в нашей стране может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т.д., но посещение исторических мест России по бюджету почти каждому.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т.д. 7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т.д.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, но и как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию и взаимному пониманию. Только при таких условиях возможен эффективный результат в данной работе.  

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, но и как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию и взаимному пониманию. Только при таких условиях возможен эффективный результат в данной работе.

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!