Воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС
Учитель начальных классов
Чуркина Светлана Петровна
(высшая квалификационная категория)
2013-2014 уч.г.
Принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
- Принцип ориентации на идеал.
- Аксиологический принцип.
- Принцип следования нравственному примеру.
- Принцип идентификации (персонификации).
- Принцип диалогического общения.
- Принцип полисубъектности воспитания.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
- («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», М., «Просвещение», 2011.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», М., «Просвещение», 2011.
… Воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом ФГОС общего образования… («Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М., «Просвещение», 2013.)
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, края, в котором находится образовательное учреждение
Для ценностного самоопределения нужны такие формы как – дебаты, тематический диспут…
… проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.
Лучше всего приобретается опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде и уж тем более в открытой общественной среде.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Элементарный опыт природоохранительной деятельности
Развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Элементарные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки в жизни человека и общества .
Первоначальные навыки коллективной работы, уважение к труду старших и сверстников, бережное отношение к результатам труда
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Интерес к произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
Стремление к опрятному внешнему виду, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Представления о правилах поведения
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его.
Различение хороших и плохих поступков, знание правил этики, культуры речи.
Первоначальное представление о базовых национальных российских ценностях.
Элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.