Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 33» города Смоленска
Выступление на педсовете на тему
«Духовно – нравственное развитие и воспитание
младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Из опыта работы
учителя начальных классов Жеребицкой Ирины Николаевны
2016 год
Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце». В.А.Сухомлинский
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться уже в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, с формирования моральных привычек. Вы со мной согласитесь, что всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Сегодня я расскажу о своей работе по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся моего класса.
Моя деятельность как учителя по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:
сочетание учебной и внеклассной работы;
развитие творческой деятельности обучающихся;
установление взаимодействия с родительской общественностью.
Она направлена на
формирование устойчивого интереса обучающихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
на воспитание патриотизма и гражданственности;
на эстетическое развитие детей;
на формирование семейных ценностей.
Духовно – нравственное воспитание красной нитью проходит через все учебные предметы начальной школы. Это уроки русского языка, окружающего мира, истории, технологии, литературного чтения.
Остановлюсь на уроках литературного чтения. В процессе работы над художественным произведением у учащихся формируется умение определять эмоциональный характер героев, давать оценку поступкам героев, способности к сопереживанию, высказыванию личных суждений.
Универсальным способом разговора с детьми на духовно-нравственные темы является чтение сказок. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Во многих сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место героя. Сказка помогает ребёнку размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
В 3 и 4 классе мы изучаем былины. Былинные богатыри являются примером бескорыстия, мужества, справедливости, трудолюбия.
На уроках русского языка мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Пословицы хвалят положительные качества человека и порицают его недостатки. С особой силой выражается в пословицах любовь к Родине, к матери. Например: Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Одна у человека мать, одна и родина. Очень часто для написания изложений, диктантов мы выбираем тексты, содержание которых воспитывает в детях любовь к родной природе, заботливое отношение к старшим, бережное отношение к животным.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Составной частью духовно – нравственного становления личности является воспитание гражданственности и патриотизма. В прошлом году мой класс участвовал в акции «Я знаю гимн России». Зная, насколько сложен текст гимна для первоклассников, среди которых ещё не все умели читать, я начала подготовку со знакомства с авторами гимна, с лексическим значением большого количества слов, непонятных детям. Мы учились произносить сначала отдельные слова, потом целые фразы. И только потом исполнили его с музыкальным сопровождением вместе с учителем музыки. На классном часе, посвящённом Дню Конституции, мы вели разговор о родной стране, о символах нашего государства, о правах и обязанностях граждан России, о любви к своей Родине и своему народу.
Воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к своей малой родине способствовали детские проекты, приуроченные к 1150летию города Смоленска.
Хотелось бы остановиться на педагогическом потенциале занятий внеурочной деятельностью. Если предметные результаты обучающихся достигаются в процессе освоения учебных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социо - культурная практика - организуемое учителем и воспитанниками событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения, совместной социально значимой деятельности, способствует развитию взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, в процессе которых ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
В прошлом году я вела кружок «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Программа данного кружка обеспечивала реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. Её содержание способствовало усвоению правил поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, раскрывало сущность нравственных поступков и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Посещая занятия кружка «Город мастеров», учащиеся развивали свои мыслительные и творческие способности, учились взаимодействовать друг с другом, получали опыт созидательной и общественно – полезной деятельности. Ведь нет ничего дороже, сделанного своими руками! Мы обращали внимание на умение взаимодействовать, работая в паре, в группе, на аккуратность выполненных работ. Всем нам хорошо известно, что если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Именно в семье закладываются такие понятия как любовь, милосердие, добро, уважение. Недаром говорят, что семья, согретая любовью, всегда надёжна и крепка! Ученики моего класса были активными участниками проекта «Моя семья». Собрав и оформив интересную информацию о своей семье, дети с большим желанием хотели озвучить результаты своей проектной деятельности.
А 15 сентября этого года мои ученики вместе со своими родителями стали участниками праздника, посвящённого Дню семьи, любви и верности, организованного Смоленской епархией. Дети и родители стали зрителями театрализованного представления и участниками мастер-класса, организованного на Соборном дворе.
Важным направлением духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является краеведческая работа. В этом учебном году во внеурочную деятельность в параллели 2 классов введён курс «Азбука Смоленского края» (автор Болотова С.А.). Его программа обеспечивает реализацию духовно – нравственного направления внеурочной деятельности. Цель курса – формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.
Реализуя Концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, в своём классе я провожу диагностические исследования.
В прошлом учебном году в своём 1 Б классе я провела диагностику отношения к жизненным ценностям. В диагностике участвовало 26 учащихся. Детям был предложен список из 10 желаний, из которых можно было выбрать любых 5. Список желаний вы видите на экране. Здесь представлены положительные и отрицательные желания. Результаты оказались следующие:
Быть человеком, которого любят, захотели 20 чел.
Иметь много денег -11чел. (42%)
Иметь самый современный компьютер – 12 чел.
Иметь верного друга – 22 чел.
Мне важно здоровье родителей – 21чел.
Иметь возможность командовать другими – 3чел.
Иметь много слуг и ими распоряжаться – 1чел.
Иметь доброе сердце – 18 чел.
Уметь сочувствовать и помогать другим людям – 16 чел.
Иметь то, чего у других никогда не будет – 3чел.
Таким образом, высокий уровень отношения к жизненным ценностям имели 7 чел., средний – 18 чел., низкий – 1 чел.
Эту диагностику я провела во 2 классе в конце 1 четверти. Результаты представила в таблице:
Название диагностики | Диагностика отношения к жизненным ценностям |
Учебный год | 2012-13 | 2013-14 |
Класс | 1Б | 2Б |
Результативность: высокий уровень средний уровень низкий уровень | 7 18 1 | 10 15 1 |
Заслуживает внимания и диагностика нравственной мотивации. В ней приняли участие 26 учащихся. Она проводилась следующим образом. Детям были прочитаны 4 вопроса с вариантами ответов. Их вы видите на экране. Результаты данной диагностики оказались следующие:
Высокий уровень нравственной мотивации имеют 6 чел., средний – 6 чел., низкий – 14 чел.
Эту диагностику я тоже повторила во 2 классе с целью выявления положительной динамики. Результаты представлены в таблице:
Название диагностики | Диагностика нравственной мотивации |
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 |
Класс | 1Б | 2Б |
Результативность: высокий уровень средний уровень низкий уровень | 6 6 14 | 8 9 9 |
Вывод: Сравнительный анализ проведённых диагностик показывает, что организация и проведение с обучающимися воспитательных мероприятий духовно – нравственного содержания, внеурочная деятельность по данному направлению положительно влияют на нравственную мотивацию и уровень отношения к жизненным ценностям младших школьников. Рост высокого и среднего уровня в моём классе составляет от 7% до 11%, за такой короткий период это не так много, но тем не менее мы наблюдаем положительную динамику формирования личностной культуры обучающихся.
7