© 2021, id25174822 258 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Адрес: 636460, Россия, Томская область, Колпашевский район,
с. Тогур, ул. Свердлова 15, тел./факс: +7(38254) 5-47-85
ИНН 7007005924, КПП 700701001, Л/сч. 02 ТОГНШ О74e-mail: [email protected]
Только согласованное функционирование двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Л.С. Выготский
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенность восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Обогащение эмоционального развития ребенка-дошкольника может осуществляться через обогащение содержательных (переживания, эмоции) и инструментальных (выражение) компонентов эмоциональной сферы посредством направленных психологических воздействий.
Актуальность обусловлена тем, что в дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает "язык чувств" - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонации голоса и тому подобное.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не только показывать страх или слезы. Он обучается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Хотя дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
В дошкольной педагогике и психологии разработан достаточный теоретический материал и практический опыт по развитию эмоциональной сферы дошкольников, как в процессе учебных занятий, так и вне.
Однако практика последних лет в дошкольных учебных заведениях выявила существенные недостатки в методическом обеспечении развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе учебных занятий. Результаты исследований свидетельствуют о том, что детям дошкольного возраста присущ высокий уровень тревожности. Они чувствуют себя изолированными в семье, не владеют навыками конструктивного общения. В связи с этим мы видим в том, что нами была определена тема исследования, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе учебно-воспитательной работы, а именно в условиях театрализованной деятельности.
Проблема развития эмоциональной сферы у дошкольников была изучена многими психологами, педагогами: Выготским Л.С., Кряжевой Н.Л., Борисовой А.А., Андреевой И.Н., Изотовой Е.И., Никифоровой Е.В., Губановой Н.Ф., Эльконином Д.Б., Леонтьевым А.Н., Лисиной М.И., Запорожцем А.В., но многое было не раскрыто в этих исследованиях в частности, как обеспечить благоприятное развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях театрализованной деятельности, и в связи с этим надо, устранить возникшие противоречия между недостатком в методической обеспечение развития эмоциональной сферы дошкольников и влиянием театрализованной деятельности на развития эмоциональной сферы дошкольников.
Цель: развитие социальных умений коммуникативной гибкости, создание чувств принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства других людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», профилактика нарушений поведения, школьной дезадаптации.
Добиваясь данной цели, необходимо применять деятельностный подход, для осуществления которого наиболее эффективной будет театрализация. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Театрализованные игры пользуются у детей большой любовью, они доставляют им огромную радость, часто смешат: малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, переживают из-за неудач любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. «Проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Театрализация позволяет победить застенчивость, стеснительность, обидчивость, страх и образно отражает задачи развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста:
Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
Познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
Развивать язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Развивать навыки совместной деятельности в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера.
В соответствии с поставленными задачами программы необходимо использование теоретических методов исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы) и эмпирических (наблюдение, беседы, психологическое тестирование, активный эксперимент, методы математической обработки данных).
В коррекционно-развивающей работе с детьми с детьми старшего дошкольного возраста необходимо руководствоваться следующими принципами:
Принцип индивидуализации предполагает учет возраста, типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребенка.
Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребенка.
Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять.
Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Теоретико–методологическую базу программы составили психологические положения М.И. Лисиной о понимании общения, как особой коммуникативной деятельности и его возрастного развития; об утверждении специфичности потребностей и мотивов вступления дошкольников в общение друг с другом и особенностей такого общения (М.И. Лисина, С В Радченко, А.Г. Рузская, Р.К. Терещук, Е.О. Смирнова и др.); теоретические подходы, которые рассматривают взаимосвязь эмоций и общения (Г.М. Андреева, П.К. Анохин, А.А. Бодалев, Л.Г. Буева, Я.Л. Коломенский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, А.Г. Рузская, М.Ю. Смирнова и др.); положения об особенностях эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте и специфичности эмоциональных состояний в процессе общения со сверстниками (Л.А. Абрамян, Н.А. Аксарина, Е.Г. Бабанова, М.П. Денисов, А.В. Запорожец, Е.М. Листик, Н.А. Менчинская, ЯЗ. Неверович, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.); принципы практической психологии; положения И.Г. Вечкановой о роли театрализованных игр в эмоциональной регулировки ребенка; параметры диагностики и развития эмоциональной сферы у детей в процессе использования игр-драматизаций (Н.А. Ветлугина, Л.Г. Стрелкова). Вопросы коррекции эмоциональной сферы дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю.В. Айзиной, О.В. Винокуровой, А.В. Вялых, С Т Дмитриевой, Е.Г. Жадько, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Г.З. Кобелевой, Н.Л. Кряжевой, Е.М. Листик, И.Г. Малкина-Пых, Н.В. Нижегородцевой, Л.А. Никифоровой, И.А. Пазухиной, С В Проняевой, О.Н. Саранской, С И Семенаки, Т.В. Семеновских и др. Ученые подчеркивают взаимосвязь развития эмоциональной сферы дошкольников с развитием речевых умений детей в условиях театрализованной деятельности.
Предполагается, что продуманная, организованная работа по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности будет способствовать повышению уровня их эмоциональной отзывчивости. При этом театрализованная деятельность может обеспечить обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников, уверенности в себе, преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников при использовании театрализованных игр, постановок, упражнений. (Приложение 1)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста под названием «Вместе весело шагать…» реализуется в несколько этапов:
I этап. Выявление уровня эмоционального развития каждого ребенка и готовности детей к участию в театрализации.
В рамках исследования состояния эмоционального развития детей рекомендовано использование следующих диагностических методов.
Методика «Диагностика уровня эмоционального развития», разработаная М. М. Безруких.
Для диагностики необходимы:
карточка со схематическими лицами, выражающими разные эмоции;
карточки с вариантами незаконченных предложений;
карточка с изображением разных эмоциональных ситуаций;
карточка с заданием «Мимика»;
три сюжетные картинки («Бабушка и котёнок»).
Требования к проведению обследования. Карточки с заданием следует показывать последовательно (а не все сразу) только после ответа ребенка.
Уровни эмоционального развития:
до 5 балл – низкий уровень эмоционального развития – дети неспособны выполнить задание даже с чьей – то помощью; не адекватно различают эмоции на рисунках лиц; не адекватно реагируют на происходящее; не способны закончить предложение, имеющую разную эмоциональную окраску; не способны подобрать картинки к ситуации; не способны графически изобразить эмоции;
от 5 - 10 баллов – средний уровень эмоционального развития у детей не которые задания не вызывают трудности, выполняют самостоятельно, ответы адекватны ситуации, выполнение задания затруднено, есть неточности или требуется помощь (разъяснение и наводящие вопросы);
от 11 - 15 баллов – высокий уровень эмоционального развития – у детей задания не вызывают трудности, выполняют самостоятельно, ответы адекватны ситуации; адекватно различают эмоции на рисунках лиц; адекватно реагируют на происходящее; способны закончить предложение, имеющую разную эмоциональную окраску; способны подобрать картинки к ситуации; способны графически изобразить эмоции.
По ходу выполнения задания не следует торопить ребенка и переходить к следующим заданиям, если не получен ответ на предыдущее.
Задание 1. «Лица». Рисунок № 1 (Приложение 2).
Педагог показывает ребенку рисунок, на котором изображены лица с разными эмоциональными выражениями (радость, грусть, испуг, злость, удивление).
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Как ты думаешь, какое настроение у человека с таким выражением лица?»
Если ребенок затрудняется ответить, педагог оказывает помощь в виде наводящих вопросов.
Задание 2. «Закончи предложение».
Я смеюсь, когда...
Мне грустно, когда...
Я злюсь, когда...
Я удивляюсь, когда...
Мне страшно, когда...
Педагог читает начало предложения. Ребенку надо адекватно закончить предложение.
Задание 3. «Эмоциональные ситуации». Рисунок № 2 (Приложение 2).
Педагог показывает ребенку картинки, на которых изображен мальчик в различных ситуациях.
Инструкция ребенку: «Посмотри на картинки и скажи, какое лицо надо нарисовать каждому мальчику».
Если ребенок затрудняется назвать эмоцию, можно предложить ему схематические рисунки из задания 1, чтобы он выбрал из них нужное выражение лица.
Задание 4. «Мимика».
В этом задании ребенка просят мимически изобразить разные эмоции. Инструкции даются последовательно: новое задание — после выполнения предыдущего.
Инструкция ребенку: «Покажи, какое у тебя лицо, когда ты радуешься..., когда удивляешься..., когда злишься..., когда грустишь..., когда пугаешься».
Задание 5. «Бабушка и котенок». Рисунок № 3 (Приложение 2).
Ребенок получает сюжетные картинки в смешанном порядке.
Инструкции даются ребенку последовательностью только после выполнения каждого этапа задания.
Инструкция 1: Разложи картинки так, чтобы получилась история.
Инструкция 2: Расскажи историю.
Инструкция 3: Как ты думаешь, какой конец у этой истории? Придумай и расскажи.
Инструкция 4: Посмотри, котенок испортил работу бабушки?
Примечание: это задание оценивается не только по параметру эмоционального развития (умение сопереживать), но и параметрам творческого развития (умение придумать окончание рассказа), речевое развития (умение составлять рассказ), а также в блоке мышления, где оценивается умение последовательно раскладывать картинки (умение устанавливать причинно – следственные связи). Таким образом, после того как ребенок выполнить это задание, исследователь получает сразу четыре балловых оценки по блокам: эмоциональное, творческое, речевое развитие и мышление.
После выполнения заданий педагог (психолог) производит обработку данных, которые представлены в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1
Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
№ | Имя ребенка | Эмоциональное развитие | |||||
Задания (показатели деятельности) | |||||||
Задание 1. «Лица» | Задание 2. «Закончи предложение» | Задание 3. «Эмоциональные ситуации» | Задание 4. «Мимика» | Задание 5. «Бабушка и котенок» | Всего баллов |
Итого:
Низкий уровень – …….. детей;
Средний уровень – ……. детей;
Высокий уровень – ….. детей.
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинке (Ильин Е.П.).
Опираясь на поставленные задачи, целесообразно изучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и каким образом, они выражают свои эмоции.
Для этого целесообразно использование картинок из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью педагог (психолог) демонстрирует основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми, в три этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы (Приложение 3).
При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника — и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.
Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.
На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний, и сравниваются графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций проводится беседа по вопросам (Приложение 4).
В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать, как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.
При выполнении детьми заданий у них возникают переживания, которые вызывали ситуации, объекты и действия, которые приведены в приложение (Приложение 5). Эти переживания вызывают определенные действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией (Приложение 6).
Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:
ответ краткий («Я люблю играть»);
ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;
ответ развернутый и подробный.
Третий этап: детям предлагается изобразить заданную эмоцию мимикой, пантомимикой. Ответы детей записываются в таблицу 2.
Таблица 2
Наличие понимания эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
№ | Имя ребёнка | Понимание эмоционального состояния по изображению | Изображение заданной эмоции | |||||||||||||
Мимика | Пантомимика | |||||||||||||||
| | Радость | Удивление | Страх | Гнев | Грусть | Радость | Удивление | Страх | Гнев | Грусть | Радость | Удивление | Страх | Гнев | Грусть |
Итого:
«+» - наличие понимания
«-» - отсутствие понимания
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Данный тест позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия ребенка к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Для выполнения данного теста исследуемому ребёнку предлагается бумага, простой карандаш, листок. На листе пишется имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при использовании этого карандаша наиболее ярко видны изменения в стиле нажима.
Инструкция для ребёнка: «Мне сказали, что ты очень хорошо умеешь рисовать, прямо как настоящий художник. Это правда? Я хочу попросить тебя нарисовать домик. Рисовать его можно только простым карандашом. Домик может быть любым: тот, в котором ты живешь; сказочный; тот, который ты видел где – то и т.д. Подумай, какой домик ты хочешь нарисовать. Я дам тебе столько времени, сколько нужно. Постарайся нарисовать дом как можно лучше».
Как только ребенок начинает рисовать, включается секундомер.
После того, как дом нарисован, нужно попросить ребенка нарисовать дерево, а затем человека – так хорошо, как только сможет.
Пока ребенок рисует, педагог (психолог) вписывает в протокол:
Аспекты, касающиеся времени;
Последовательность изображения деталей каждого рисунка, пронумеровывая их;
Все комментарии, самопроизвольно сделанные ребёнком в процессе рисования;
Любую эмоцию ребенка в процессе выполнения теста.
После проводится пострисуночный опрос, для того чтобы ребенок мог отразить свои чувства, отношение, потребности и т.п., а так же для того, чтобы прояснить испытателю непонятные аспекты рисунков.
Список вопросов для рисунка человека, дерева и дома (Приложение 7).
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива (Приложение 8).
Показателями негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников выступает тревожность, агрессивность, раздражительность. В этом тесте выявляются следующие параметры:
длительная штриховка;
отсутствие окон;
перерисовывание объекта;
широко расставлены руки;
дерево, как два дерева;
ограничение пространства,
подчёркнутая талия;
отсутствие руки, ноги;
мёртвое дерево, больной человек;
выделенное лицо;
облака.
Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по тесту «Дом. Дерево. Человек» необходимо подсчитать и внести в таблицу 3.
Таблица 3
Наличие факторов негативных эмоциональных состояний
у старших дошкольников
№ | Имя ребенка | Нет окон | Длительная штриховка | Перерисование объекта | Дерево как два ствола | Подчёркнутая талия | Отсутствие руки, ног | Мертвое дерево, большой человек | Выделенное лицо | Облака | Широко расставленные руки | Ограничение пространства | Количество негативных фактов |
Итого:
+ наличие факторов
– отсутствие факторов
Диагностика театрализованной деятельности (Мигунова Е.В.).
Данная диагностика имеет два аспекта:
Диагностика уровня владения языком чувств.
Диагностика готовности детей к участию в театрализации.
Для диагностики необходимо: наборы кукольных театров кукольного; иллюстрации к сказке «Заячья избушка»; цветная бумага; клей; цветные шерстяные нитки; пластиковые бутылочки; цветные лоскутки; иллюстрации к нескольким сказкам; детские музыкальные и шумовые инструменты; фонограммы с русскими народными мелодиями; маски; костюмы; атрибуты; декорации.
При анализе готовности детей к театрализации и владением языком чувств, учитываются следующие критерии:
Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.
Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.
Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.
Оцениваются аспекты исследования по следующим параметрам:
Владение языком чувств:
- 3 балла - проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
- 2 балла - интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
- 1 балл - не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Готовность к участию детей в театрализации:
- 3 балла - творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;
- 2 балла - владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
- 1 балл - различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (16 -18 баллов). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (10 - 15 баллов). Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики, персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (6—9 баллов). Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Творческое задание № 1. Разыгрывание сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» (Приложение 9).
Творческое задание № 2. Создание спектакля по сказке «Заячья избушка» (Приложение 9).
Творческое задание № 3. Сочинение сценария и разыгрывание сказки (Приложение 9).
Данные диагностики обрабатываются и заносятся в таблицу 4.
Таблица 4
Уровень развития готовности детей к участию в театрализации
и владением языком чувств
№ | Имя ребенка | Готовность детей к участию в театрализации | Владение языком чувств детьми | Всего баллов | ||||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 |
Итого:
Высокий уровень: ……….. детей
Средний уровень: ………... детей
Низкий уровень: ………….. детей
II этап. Обогащение эмоционального опыта детей с помощью реализации методов и приемов, направленных на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:
Вовлечение детей в традиционные школьные праздники.
Проведение специальных учебных занятий.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
Программа развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности «Вместе весело шагать…» состоит из трех разделов:
«Я и эмоции»
Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, что его беспокоит и что радует; снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
«Я+Я»
Содержание этого раздела поможет ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения; понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развивать уверенность в себе.
«Я и мое окружение»
Содержание этого раздела поможет детям развивать коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
| | |
| | |
| | |
| | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Раздел | Темы занятий |
«Я и эмоции» | Сентябрь |
Торжественная линейка «Здравствуй, школа!», посвященная Дню знаний. | |
Педагогическая диагностика. Обработка результатов. | |
День здоровья. | |
День пожилых людей. | |
Октябрь | |
День учителя | |
Занятие «Волшебные средства понимания» | |
Занятие «Радость» | |
Театрализованный праздник «В гостях у осени» | |
Ноябрь | |
Занятие «Удивление» | |
Занятие. «Страх» | |
Занятие «Гнев». | |
Декабрь | |
Занятие «Горе» | |
Занятие. «Интерес» | |
Итоговое занятие «Наши эмоции» | |
Бал-маскарад «Проделки Снежной королевы». | |
«Я + Я» | Январь |
Тайна моего имени. | |
Автопортрет. | |
Я знаю, я умею, я могу. | |
Февраль | |
Моя волшебная страна | |
Мой волшебный дом. | |
День защитника Отечества. | |
«Я и мое окружение» | Март |
Мы так похожи. | |
8 марта - Праздник наших мам. | |
Русский праздник «Масленица». | |
Апрель | |
День смеха. | |
День космонавтики. | |
Мы такие разные. | |
Мои друзья. | |
Май | |
Мальчики и девочки. | |
День Победы - праздник всей страны. | |
Одна команда. | |
Выпускной бал |
III этап. Применение детьми своих эмоциональных проявлений.
На этом этапе необходимо повторное диагностирование с целью выявления результативности методов и приемов, развивающих эмоциональную сферу старших дошкольников.
Методика «Диагностики уровня эмоционального развития» М. М. Безруких.
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинке (Ильин Е.П.).
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бук
Диагностика театрализованной деятельности (Мигунова Е.В.)
Должны знать |
| Должны уметь |
|
|
|
Ожидаемые результаты
Эмоции они важны так в нашей жизни: ведь век технический у нас.
И часто, очень часто, дети не понимают смысл многих фраз.
Они смеяться не умеют, и трудно им переживать.
Ах, милые, мои вы, детки, вы в куклы не умеете играть!
Ваш первый друг-компьютер (это точно). Но он - машина, он – не человек;
Играете в стрелялки часто. Ах, этот уж технический мне век!
Ведь это страшно, очень страшно, когда увидев клоуна, не смешно,
Или, когда не жалко никого.
Поэтому, о, милые коллеги, хочу призвать вас и попросить:
Давайте будем вместе, все мы, учить детей с эмоциями жить!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Методические рекомендации к организации
занятий по театрализации.
Во время занятий: внимательно выслушивать ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героям ми произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого получилось, похожа и почему, а не у кого лучше; в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Требования к организации театрализованных игр в детском саду
Содержание и разнообразие тематики.
Постоянное включение театрализованных игр в все формы педагогического процесса, что делает их такими ж необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на занятии подобраны в сочетании с движениями, речью мимикой, пантомимой в различных вариациях.
Рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:
В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и его личный опыт, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, нос приятие создаваемых образов.
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, влияющие на развитие творческого потенциала.
Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачами, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у не решительных воспитывать уверенность, а у импульсивных — умение считаться с мнением коллектива.
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.
Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержание сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, проводятся речевые упражнения, репетиционная работа.
Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструментов, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.
Первые театрализованные игры проводит педагог, вовлекая детей. На занятиях используются небольшие упражнения и игры, на которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации. И лишь в дальнейшем педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности:
С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу.
Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.
Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников.
Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Рис.1
Рис. 2
Рис.3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Кто изображен на картинке?
Что он делает?
Как он себя чувствует?
Как ты догадался об этом?
Опиши картинку.
Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?
Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?
Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Что ты любишь?
Что ты не любишь?
Когда тебе весело?
Что ты делаешь, когда тебе весело?
Когда тебе грустно?
Что ты делаешь, когда тебе грустно?
Когда тебе страшно?
Что ты делаешь, когда тебе страшно?
Когда ты злишься?
Что ты делаешь, когда злишься?
Когда ты удивляешься?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:
природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);
предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»);
нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);
ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);
деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Я люблю играть», «Люблю рисовать»);
недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:
адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);
несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);
неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Для рисунка человека:
Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Сколько ему (ей) лет?
Кто он?
Это твой родственник, друг или кто-нибудь другой?
О ком ты думал, когда рисовал?
Что он делает? (И где он в это время находится)?
О чем он думает?
Что он чувствует (какое у него настроение)?
О чем тебя заставляет думать нарисованный человек?
Кого тебе напоминает нарисованный человек?
Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?
Какая, на твой взгляд, погода на рисунке?
Чего больше всего хочет этот человек? Почему?
Как одет этот человек?
Для рисунка дерева:
Что это за дерево?
Где приблизительно находится это дерево?
Каков приблизительно возраст этого дерева?
Это дерево стоит отдельно или среди других деревьев?
Когда ты смотришь на это дерево, как тебе кажется: оно расположено выше тебя, ниже или вы с ним одинакового размера?
Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?
Есть ли на рисунке ветер?
Покажи, в каком направлении дует ветер?
Расскажи подробнее, что это за ветер?
Если бы на этом рисунке ты изобразил солнце, где бы
оно располагалось?
Что тебе напоминает это дерево?
Это дерево здоровое?
Это дерево сильное?
Кого тебе напоминает это дерево? Почему?
Чего больше всего хочется этому дереву? Почему?
Если бы вместо птицы (другого дерева или другого
объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному
дереву) был человек, то кто бы это мог быть?
Для рисунка дома:
Сколько этажей у этого дома?
Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой - ни-
будь?
Это твой дом (если нет, то чей)?
Когда рисовал этот дом, кого ты представлял в качестве его хозяина?
Тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим? Почему?
Если бы этот дом был только твой, и ты мог распоряжаться им как хочется, какую комнату ты бы выбрал для себя? Почему? С кем бы ты хотел жить в этом доме, почему?
Когда ты смотришь на рисунок домика, он далеко или близко от тебя?
Когда ты смотришь на рисунок дома, тебе кажется, что он выше, ниже или одного размера с тобой?
О чем напоминает тебе этот домик?
Этот дом приветливый, дружелюбный?
Как ты думаешь, все ли дома дружелюбные?
Какая погода на этом рисунке?
О ком ты думаешь, глядя на этот дом? Почему?
Чего больше всего хочется этому дому?
Для чего нужна труба на крыше?
Куда ведет эта дорожка?
Если бы вместо дерева (куста, или любого другого
объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому)
был человек, то кто бы это мог быть?
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Аспекты оценки рисунка ребенка
Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждой жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своём рисунке, какие детали имеют для него личную значимость двумя способами: позитивным или негативным. Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значения таких деталей следует с учётом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определённые трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю, взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1 РАЗЫГРЫВАНИЕ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный или кукольный театр.
Задачи:
понимать основную идею сказки, сопереживать героям;
уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
уметь составлять на столе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке;
подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей;
уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материалы: наборы кукол театров.
Ход
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника, самого героя или его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке»
спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает
поочередно героев театра.
♦ Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3.Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4.Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2 СОЗДАНИЕ СПЕКТАКЛЯ ПО СКАЗКЕ «ЗАЯЧЬЯ ИЗБУШКА»
Цели: изготовить персонажи, декорации; подобрать музыкальные характеристики главных героев; разыграть сказку.
Задачи:
понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать;
давать характеристики главных и второстепенных героев; —уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала;
подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю;
уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
проявлять активность в деятельности.
Материалы: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам.
Воспитатель предлагает помочь Петрушке — изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2.Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого? Что будет потом?» Ответить на них надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3.Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4.Воспитатель обращает внимание, что сказка понравится малышам, если будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5.Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3 СОЧИНЕНИЕ СЦЕНАРИЯ И РАЗЫГРЫВАНИЕ СКАЗКИ
Цели: импровизировать на тему знакомых сказок; подбирать музыкальное сопровождение; изготовить или подобрать декорации, костюмы; разыграть сказку.
Задачи:
побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки;
уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец;
уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки;
проявлять согласованность своих действий с партнерами. Материалы: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. «Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр, и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям».
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к сказкам
«Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и др. (по выбору). Все эти
сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех
героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят
сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет.
♦ Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка.)
♦ Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать
историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых
обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4.Показ спектакля гостям.
Список используемой литературы:
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И. Божович. - Воронеж: МОДЭК, 2005.- 251 с.
Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 192 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 378 с.
Готовы ли дети учиться? Комплект материалов для диагностики детей предшкольного возраста / Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Часть 1. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с.
Готовы ли дети учиться? Комплект материалов для диагностики детей предшкольного возраста / Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Часть 2. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с.
Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н.Ф. Губанова. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
Данилина, Т.А. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 160 с.
Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1991. -389 с.
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.И. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752с.
Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль, 2007. - 167 с.
Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2003. - 160 с.
Фалькович, Т.А. Сценарии занятий по культурно – нравственному воспитанию: старшая и подготовительная группа / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
Щёткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду / А.В. Щёткин. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-304 с.