Воспитательная программа “Ступени Успеха”
Фокинова Татьяна Аркадьевна, учительница якутского языка и литературы МБОУ “Сунтарская СОШ №1 имени А. П. Павлова” с. Сунтар Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия)
Я работаю классным руководителем с 1994 года. За эти годы выпустила 4 класса. Последний выпуск был в 2014 году. На основе философии народа саха и его воспитатльных традициях я разработала авторскую программу “Ступени роста” и работал по этой программе в двух последних выпусках.
В последнее время ситуация в мире, да и в стране, не из лучших. По СМИ идет большой негатив: войны, агрессии, экономические кризисы, безработица и т.п. В такой ситуации молодой человек, только что оканчивающий среднюю школу, находится в смятении, не зная что его ждет в будушем. Это может привести его к депрессии, стрессовому состоянию, боязни и страху перед новым.
Поэтому особенно велика роль классного руководителя в воспитании и формировании личности учащихся. Надо сформировать такую личность, которая противостояла бы невзгодам и препятствиям, встречающимся в жизни, находила бы выход из любых ситуаций, умела организовать свою жизнь самостоятельно. И опора на народные традиции воспитания детей, на народную мудрость наших предков показалась мне выходом из положения.
По философии народа саха человек – дитя природы. Он живет в согласии с природой и по его законам. С малых лет он растет в атмосфере любви и уважении к Матери Природе, осознает необходимость защиты и охраны окружающей среды. Поэтому свое потомство он учил природоохранным традициям и обрядам своего народа, учил его своим примером жизни и труда.
Идея Программы: воспитать на основе этнопедагогических традиций духовно развитую, культурную, творческую личность, готовую к самореализации.
Цель :воспитание и обучение учащихся природосообразно на основе философии “человек-дитя природы, природа – его дом” жить в согласии с законами природы, придерживаясь всех норм и моралей человеческой жизни.
Гипотеза: если в ребенке с малых лет воспитывать здоровый образ жизни, привить навыки самовоспитания, саморазвития и самореализации согласно педагогических традиций народа саха, то из него вырастет физически и нравственно здоровый, духовно развитый, культурный и высокообразованный, уверенный в себе и способный противостоять негативным проявлениям молодой человек.
Методы работы:
Обучение ребенка родному языку.
Применение народной педагогики в воспитании.
Организация воспитательной работы в классе согласно временному календарю.
Изучение традиций и обрядов своих предков, сбережение и развитие его.
Развитие духовных качеств учащихся.
Направления работы:
Изучение родословной.
Традиции этнопедагогики народа саха (педвсеобуч, распространение опыта воспитания лучших семей).
Обучение здоровьесберегающим технологиям (беседы врачей, соблюдение режима дня).
Трудовое воспитание и обучение (субботники, акции, десанты, тимуровская работа, занятия Кут-сур, )
Обучение родному языку, национальной культуре (уроки якутского языка и культуры, разные мероприятия).
Нравственное воспитание (ознакомление с обрядами, традициями, классные часы, встречи со специалистами, занятия Кут-сур).
Профориентационная работа (беседы, тестирование, работа в классе, кружки, секции).
Половое воспитание (беседы врачей, психологов, соцпедагогов, уроки труда, методы этнопедагогики).
Эстетическое воспитание (развитие способностей и талантов, участие в конкурсах, занятия Кут-сур).
Развитие речи. Культура речи (кружок “Аман ес”, занятия Кут-сур)
Развитие личности (система воспитательной работы класса. школы).
Механизм реализации
1 этап. 5 класс. «Я – дитя природы».
2 этап. 6-7 класс. «Природа – мой дом».
3 этап. 8-9 класс. «Я-человек».
4 этап. 10-11 класс. «Ягражданин».
Ожидаемые результаты:
приобретение ключевых социальных компетентностей, формирование духовного развития и здорового образа жизни.
приобретение навыков саморегуляции, саморазвития и самореализации приведет к успешной и счастливой жизни.
3. принятие философии народа саха, применение традиций и обрядов национальной культуры в жизни, толерантность сделает жизнь гармоничной и полной.
Модель Выпускника:
Гражданин с активной жизненной позицией.
Человек без вредных привычек, придерживающийся здорового образа жизни.
Личность, осознающая себя частью своего народа.
Человек, придерживающийся законов природы и охраняющий окружающую среду.
Использованная литература:
1. Мин-оҕобун. Мин -киһибин. Мин-гражданиммын. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова, Н.П.Карпова.- Дьокуускай, 2007.
2. Киһитийии сэһэнэ. Е.П.Чехордуна.-Дь., 2006.
3. Киһи дьон-сэргэ ортотугар.-Дь., 1979.
4. Культура народа саха. К.Д.Уткин.-Я., 1998.
5. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Я., 1993.
6. Төрүт култуура. Г.С.Попова-Санаайа.-Дь, 2007.
7. Ыал үтүө үгэһин удьуордааһын. Е.П.Чехордуна. – Дь.2006.
8. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Я., 1979.
9. Этнопедагогика. Г.Н. Волков.-Чебоксары, 1974.