Тема 18. Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки
Вопросы:
1. Задачи музыкального восприятия
2. Формы организации музыкального восприятия
3. Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы
4. Требования к репертуару по слушанию музыки
1.Задачи музыкального восприятия
Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушанияВосприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека. Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения. Свойствами музыкального восприятия является целостность, эмоциональность, осознанность, образность. Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что 1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека); 2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений). Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.
2. Формы организации музыкального восприятия
Восприятие музыки в УДО проводится в следующих формах:
1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.
2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности:
А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут)
Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут).
3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения).
Задачи музыкального восприятия:
1. Формирование способности сопереживания образу;
2. Развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку);
3.Формирование оценочного отношения к музыке;
4.Обогащение слухового опыта;
5.Формирование знаний о музыке.
В каждой возрастной группе особое внимание уделяется и таким задачам, как: развитие слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей в младшем возрасте; развитие репродуктивного мышления и музыкальной памяти в среднем возрасте; формирование знаний о музыке, начал музыкального вкуса и оценочного отношения в старшем возрасте.
3.Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы
Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог, во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному), и, во-вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие восприятие. В организации восприятия музыкального произведения, как правило, придерживаются следующих этапов: 1. Первичное восприятие музыки (целостное).
А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор.
Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание).
В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?», ―Каков характер музыки, ее настроение?‖ В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса ―О ком (о чем) рассказывает музыка?»
2. Повторное восприятие (дифференцированное).
А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей;
Б) параллельно с исполнением фрагментов произведения - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»
3. Узнавание и осознанное восприятие (целостное):
А) узнавание произведения по отрывку;
Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности; В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например, Э. Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П. Мусоргский «Гном»; П.И. Чайковский «Баба Яга», А.К. Лядов «Баба Яга», М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; Э. Григ «Утро» и М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского.
4.Требования к репертуару по слушанию музыки
В целом в музыке, предлагаемой для восприятия дошкольниками, необходимо преобладание гаммы светлых, жизнерадостных чувств и настроений, поскольку музыка воздействует на ребенка физиологически.
1. Художественность музыкального репертуара. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения. Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые являются общепризнанными музыкальными шедеврами, что не исключает использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому требованию.
2. Разнообразие музыки. В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора, так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». По данным некоторых исследований, способность к восприятию различной музыкальной стилистики с возрастом снижается, подобно тому, как снижается способность к овладению вербальными языками (музыка и речь имеют общую интонационную природу).
3. Доступность произведения. Как по критериям эмоциональной доступности, доступности музыкального языка, так и по критерию времени восприятия музыки (около 2-ух минут непрерывного звучания);
Этим требованиям удовлетворяют известнейшие произведения, получающие все более широкое использование в практике работы УДО. Например, классическая музыка: фортепианные пьесы из альбомов П.И. Чайковского (Детский альбом), А.Т. Гречанинова (Детский альбом), Р. Шумана (Альбом для юношества), С.С. Майкапара (Бирюльки), Г.В. Свиридова (Альбом пьес для детей), Д.Д.Шостаковича (Танцы кукол), белорусского композитора Г. Вагнера («Детский альбом», «Вмире сказок») и др.; симфонические произведения: «Детская симфония» И. Гайдна, Сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», симфонические картины А.К. Лядова «Кикимора», «Баба Яга» и др.
Тема . Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки
Вопросы для обсуждения
1. Этапы организации музыкального восприятия, используемые методы и приемы.
2. Требования к репертуару по слушанию музыки.
Задания:
1. Примите участие в ролевой игре по организации музыкального восприятия с детьми дошкольного возраста. (Преподаватель выступает в роли педагога дошкольного учреждения, студенты – в роли детей дошкольного возраста).
2. Проанализируйте процесс собственного восприятия музыкального произведения от целостного к дифференцированному и вновь к целостному восприятию; оцените эффективность предложенных методов и приѐмов активизации вашего музыкального восприятия.
3.Назовите методы и приѐмы, использованные педагогом при восприятии данного музыкального произведения, по возможности предложите свой вариант организации восприятия.
4*. Напишите конспект организации музыкального восприятия с детьми дошкольного возраста. Конспект оформляется следующим образом:
Название произведения, его автор:____________________________
Возрастная группа _____________ № заня-тия | Этап восприятия произведения | Методы и приемы организации восприятия | Методика организации восприятия |
Тема . Методика приобщения дошкольников к восприятию музыки
Вопросы для обсуждения
1. Этапы организации музыкального восприятия, используемые методы и приемы.
2. Требования к репертуару по слушанию музыки.
Задания:
1. Примите участие в ролевой игре по организации музыкального восприятия с детьми дошкольного возраста. (Преподаватель выступает в роли педагога дошкольного учреждения, студенты – в роли детей дошкольного возраста).
2. Проанализируйте процесс собственного восприятия музыкального произведения от целостного к дифференцированному и вновь к целостному восприятию; оцените эффективность предложенных методов и приѐмов активизации вашего музыкального восприятия.
3.Назовите методы и приѐмы, использованные педагогом при восприятии данного музыкального произведения, по возможности предложите свой вариант организации восприятия.