Урок 44
Возведение в степень произведения и степени
Цели: вывести правило возведения в степень произведения двух и более сомножителей; формировать умение вычислять степень произведения, а также рационально преобразовывать выражения, содержащие степень произведения либо предполагающие использование данного свойства.
Ход урока
I. Организационный момент
Устная работа.
Вычислите.
а) 23 · 53; в) 122; д) 53 ·
; ж) (bx)5;
б) 103; г) 32 · 42; е) (2а)3; з) (ab)n.
II. Объяснение нового материала.
(ab)n = anbn. |
Для любых а и b и произвольного натурального п верно равенство (ab)n = anbn. |
Доказательство:
(ab)n = (ab) · (ab) · ... · (ab) по определению степени п раз;
(ab) · (ab) · ... · (ab) = (aa...a)(bb...b) по свойствам умножения п раз п раз; (ab)n = anbn.
Вывод:
1) каждый множитель возводить в эту степень;
2) результаты перемножить.
Пример:
(abсd)4 = ...
Решение:
(abcd)4 = a4b4c4d4.
Рассмотреть пример 1 со с. 97 учебника.
III. Формирование умений и навыков.
1. № 428.
2. Выполните возведение в степень, представив предварительно основание степени в виде произведения множителей –1 и х:
а) (–х)2; б) (–х)8; в) (–х)100; г) (–х)2п;
д) (–х)3; е) (–х)9; ж) (–х)71; з) (–х)2п + 1.
Решение:
а) (–х)2 = ((–1) · х)2 = (–1)2 · х2 = 1 · х2 = х2;
е) (–х)9 = ((–1) · х)9 = (–1)9 · х9 = –1 · х9 = –х9;
г) (–х)2п = ((–1) · х)2п = (–1)2п · х2п = 1 · х2п = х2п;
з) (–х)2п + 1 = ((–1) · х)2п + 1 = (–1)2п + 1 · х2п + 1 = –1 · х2п + 1 = –х2п + 1.
3. № 431.
Решение:
а и –а – противоположные числа.
а2;
(–а)2 = ((–1) · а)2 = (–1)2 · а2 = 1 · а2 = а2,
значит, а2 = (–а2).
4. № 432.
Решение:
 | Пусть а – сторона квадрата, тогда площадь квадрата равна а2. Если сторона квадрата увеличится в 2 раза, то станет равна 2а, а его площадь будет равна (2а) · (2а) = = (2а)2 = 22 · а2 = 4а2, то есть увеличится в 4 раза. |
Аналогично рассуждаем для остальных случаев.
5. № 433.
Решение:
 | Пусть а – ребро куба, тогда его объем равен а3. Если ребро увеличить в 3 раза, то объем куба будет вычисляться по формуле (3а) · (3а) · (3а) = (3а)3 = = 33 · а3 = 27а3, значит, объем увеличится в 27 раз. |
6. № 434.
Для решения используем данные задачи № 432.
Решение:
Поверхность куба состоит из 6 квадратов площадью а2, то есть равна 6а2.
Если ребро куба увеличить в 3 раза, то площадь боковой грани составит 9а2, а общая площадь поверхности равна 6 · 9а2 или 54а2.
Новая площадь больше в 9 раз, значит, и краски потребуется в 9 раз больше, то есть 40 · 9 = 360 г. Следовательно, 350 г краски на хватит.
Ответ: не хватит.
7. Представьте произведение в виде степени.
а) x5y5; б) 36a2b2; в) 0,001x3c3;
г) –х3; д) –8х3; е) –32a5b5;
ж) x5y5z5; з) 0,027a3b3c3; и)
x3a3z3.
8. Вычислите значение выражения, используя свойство степени произведения.
а) 53 · 23; в) (0,5)3 · 603;
б)
· 204; г) (1,2)4 ·
.
IV. Итоги урока.
– Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.
– Сформулируйте правило возведения в степень произведения.
– Сколько сомножителей может стоять в формуле степени произведения?
– Чему равно значение выражения (3 · 5 · 78)0?
Домашнее задание: № 429; № 430; № 435; № 436; № 437.
Урок 45
Возведение в степень произведения и степени
Цели: вывести правило возведения степени в степень; формировать умение выполнять преобразование выражений, содержащих степень в степени.
Ход урока
I. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Возведите в степень произведение. а) (xyz)8; б)
; в) (–2а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 252 · 42; б)
· 93; в) (–0,5)3 · 403.
Вариант 2
1. Возведите в степень произведение. а) (abc)10; б)
; в) (–4а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 203 · 53; б)
· 252; в) (–0,2)4 · 504.
II. Объяснение нового материала.
1. Устная работа.
Представьте в виде степени.
а) (а5)3 = а5 · а5 · а5 = … ; б) (у2)5 = … ;
в) (ат)7 = … ; г) (ат)п = … .
В результате появится запись:
2. Доказательство свойства можно оформить в виде таблицы.
Свойство. При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.
(23)2 = 23 · 23 = |  |
по первому свойству степени |
= 23 + 3 = |  |
по определению умножения |
= 23 · 2 Итак, (23)2 = 23 · 2 | = am · n  |
Подчеркиваем, что формулу можно применять в следующем виде:
(am)n = am n = an m = (an)m. |
III. Формирование умений и навыков.
1. № 438 (устно).
Решение:
а) (х3)2 = х3 · 2 = х6;
з) (b5)2 = b5 · 2 = b10.
2. № 440, № 441.
№ 441.
Решение:
а) ап · а3 = ап + 3;
г) (а2)т = а2т.
3. № 443, № 445, № 446.
№ 443.
Решение:
а) 220 = 22 · 10 = (22)10; б) 220 = 24 · 5 = (24)5;
в) 220 = 25 · 4 = (25)4; г) 220 = 210 · 2 = (210)2.
№ 445.
Решение:
12 = 1 · 12; а12 = (а1)12;
12 = 2 · 6; а12 = (а2)6;
12 = 3 · 4; а12 = (а3)4;
12 = 4 · 3; а12 = (а4)3;
12 = 6 · 2; а12 = (а6)2;
12 = 12 · 1; а12 = (а12)1.
№ 446. Решение:
а2 = т;
а6 = а2 · 3 = (а2)3 = т3.
4. Представьте выражение в виде квадрата числа.
а) а4; б) b6; в) d8; г) c10;
д) d20; е)
; ж) 1
; з)
.
5. № 447, № 449 (а, б), № 450 (а, б).
№ 447.
Решение:
а) x3 · (x2)5 = x3 · x2 · 5 = x3 · x10 = x3 + 10 = x13;
б) (a3)2 · a5 = a3 · 2 · a5 = a6 · a5 = a6 + 5 = a11;
в) (a2)3 · (a4)2 = a2 · 3 · a4 · 2 = a6 · a8 = a6 + 8 = a14;
г) (x2)5 · (x5)2 = x2 · 5 · x5 · 2 = x10 · x10 = (x10)2 = x10 · 2 = x20;
д) (a3a3)2 = (a6)2 = a6 · 2 = a12;
е) (aa6)3 = a3 · (a6)3 = a3 · a6 · 3 = a3 · a18 = a3 + 18 = a21.
№ 449.
Решение:
а) x5 · (x2)3 = x5 · x6 = x11;
б) (x3)4 · x8 = x12 · x8 = x20.
№ 450.
Решение:
а)
= 24 = 16;
б)
= 5.
6. (Устно.) Найдите примеры, в которых допущена ошибка.
1) (ab)3 = a3b3; 5) (–32)3 = 36;
2) (–2bc)2 = –4b2c; 6) (c4)2c3 = c9;
3) (2 · 5)4 = 10000; 7)
= a24;
4) (–33)2 = 36; 8)
= 26a6b14.
IV. Итоги урока.
– Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.
– Сформулируйте правило возведения степени в степень. приведите примеры.
– Каков алгоритм возведения степени в степень?
– Чему равно значение выражения:
; (x3)0?
Домашнее задание: № 439; № 442; № 444; № 448; № 449 (в, г);
№ 450 (в, г).
Вариант 1
1. Возведите в степень произведение. а) (xyz)8; б)
; в) (–2а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 252 · 42; б)
· 93; в) (–0,5)3 · 403.
Вариант 2
1. Возведите в степень произведение. а) (abc)10; б)
; в) (–4а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 203 · 53; б)
· 252; в) (–0,2)4 · 504.
Вариант 1
1. Возведите в степень произведение. а) (xyz)8; б)
; в) (–2а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 252 · 42; б)
· 93; в) (–0,5)3 · 403.
Вариант 2
1. Возведите в степень произведение. а) (abc)10; б)
; в) (–4а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 203 · 53; б)
· 252; в) (–0,2)4 · 504.
Вариант 1
1. Возведите в степень произведение. а) (xyz)8; б)
; в) (–2а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 252 · 42; б)
· 93; в) (–0,5)3 · 403.
Вариант 2
1. Возведите в степень произведение. а) (abc)10; б)
; в) (–4а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 203 · 53; б)
· 252; в) (–0,2)4 · 504.
Вариант 1
1. Возведите в степень произведение. а) (xyz)8; б)
; в) (–2а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 252 · 42; б)
· 93; в) (–0,5)3 · 403.
Вариант 2
1. Возведите в степень произведение. а) (abc)10; б)
; в) (–4а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 203 · 53; б)
· 252; в) (–0,2)4 · 504.
Вариант 1
1. Возведите в степень произведение. а) (xyz)8; б)
; в) (–2а)3; г)
.
2. Вычислите значение выражения. а) 252 · 42; б)
· 93; в) (–0,5)3 · 403.
Урок 46
Возведение в степень произведения и степени
Цели: обобщить знания по теме «Степень и её свойства»; закрепить умения преобразовывать числовые и буквенные выражения, содержащие степень.
Ход урока
I. Обобщение и систематизация материала.
Повторяем и систематизируем теоретический материал и практическую часть.
Дана таблица. В левом столбце заполнить пропущенные места, в правом – выполнить задания.
Степенью числа а с натуральным показателем п называется __________ п ________, каждый из которых равен а. Степень числа а с показателем, равным 1 ________________ | 1. Представьте в виде степени произведение: а) (–8) · (–8) · (–8) · (–8) · (–8)= б) (х – у) · (х – у) · (х – у) · (х – у)= 2. Возведите в степень: 34= (–0,2)5= = Назовите основание и показатель записанных степеней: |
При умножении степеней с одина- ковыми основаниями ____________ складывают, а ________ оставляют прежним | Выполните действия: а4 · а12= b6 · b9 · b= 32 · 33= |
При делении степеней с одинаковыми основаниями ________ оставляют прежним, а из ______ числителя _________________ знаменателя | Выполните действия: b8 : b2= n7 : n6= c9 : c= 57 : 54= |
При возведении степени в степень _________ оставляют прежним, а _________ перемножают | Выполните действия: (m3)7= (k4)5= (22)3= |
При возведении в степень произведения возводят в эту степень _______________ и результаты перемножают | Выполните возведение в степень: (–2a3b)5= = |
Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна _________ | Вычислите: при х = 2,6 3х0 = |
II. Закрепление умений и навыков.
Каждый учащийся выполняет задания, к ним прилагается ключ, в котором использован весь алфавит, чтобы исключить угадывание ответов по буквам. В случае правильного решения – правильное слово.
РОМАШКА |  это | У Н И К А Л Ь Н О | Г Л О Б А Л Ь Н О | Г Е Н И А Л Ь Н О | | |
№ п/п | Задание I ряд | Ответ | | № п/п | Задания II ряд | Ответ |
| код | | | код |
1 | т3 · т2 · т8 | т13 | У | 1 | а4 · а3 · а2 | а9 | Г |
2 | р20 : р17 | р3 | Н | 2 | (24)5 : (27)2 | 64 | Л |
3 | с5 : с0 | с5 | И | 3 | 3 · 32 · 30 | 27 | О |
4 | (3а)3 | 27а3 | К | 4 | (2у)5 | 32у5 | Б |
5 | т · т5 · т3 · т0 | т9 | А | 5 | (т2)4 · т | т9 | А |
6 | 214 : 28 | 64 | Л | 6 | (23)2 | 64 | Л |
7 | (–х)3 · х4 | –х7 | Ь | 7 | (–х3) · (–х)4 | –х7 | Ь |
8 | (р · р3)2 : р5 | р3 | Н | 8 | (р2 · р5) · р0 : р4 | р3 | Н |
9 | 37 · (32)3 : 310 | 27 | О | 9 | (35)2 · 37 : 314 | 27 | О |
№ п/п | Задание III ряд | Ответ |
| код |
1 | а4 · а · а3а | а9 | Г |
2 | (7х)2 | 49х2 | Е |
3 | р · р2 · р0 | р3 | Н |
4 | с · с3 · с | с5 | И |
5 | т · т4 · (т2)2 · т0 | т9 | А |
6 | (23)7 : (25)3 | 64 | Л |
7 | –х3 · (–х)4 | –х7 | Ь |
8 | (р2)4 : р5 | р3 | Н |
9 | (34)2 · (32)3 : 311 | 27 | О |
Ключ
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л |
т9 | 32у5 | 81 | а9 | х3 | 49х2 | т5 | р4 | с5 | 27а3 | 64 |
|
М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц |
34 | р3 | 27 | 25 | х7 | р6 | т3 | т13 | а8 | 81а3 | с7 |
|
Ч | Ш | Щ | Ъ | Ь | Ы | Э | Ю | Я | | |
16а4 | 25 | 10у5 | 9у7 | –х7 | а2 | 32х5 | 49у3 | х5 | | |
III. Итоги урока.
Домашнее задание: № 534; № 535; № 539; № 547; № 548.
№ п/п | Задание | Ответ |
| код |
1 | а4 · а · а3а | | |
2 | (7х)2 | | |
3 | р · р2 · р0 | | |
4 | с · с3 · с | | |
5 | т · т4 · (т2)2 · т0 | | |
6 | (23)7 : (25)3 | | |
7 | –х3 · (–х)4 | | |
8 | (р2)4 : р5 | | |
9 | (34)2 · (32)3 : 311 | | |
Математика –это
№ п/п | Задание | Ответ | | № п/п | Задания | Ответ |
| код | | | код |
1 | т3 · т2 · т8 | | | 1 | а4 · а3 · а2 | | |
2 | р20 : р17 | | | 2 | (24)5 : (27)2 | | |
3 | с5 : с0 | | | 3 | 3 · 32 · 30 | | |
4 | (3а)3 | | | 4 | (2у)5 | | |
5 | т · т5 · т3 · т0 | | | 5 | (т2)4 · т | | |
6 | 214 : 28 | | | 6 | (23)2 | | |
7 | (–х)3 · х4 | | | 7 | (–х3) · (–х)4 | | |
8 | (р · р3)2 : р5 | | | 8 | (р2 · р5) · р0 : р4 | | |
9 | 37 · (32)3 : 310 | | | 9 | (35)2 · 37 : 314 | | |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л |
т9 | 32у5 | 81 | а9 | х3 | 49х2 | т5 | р4 | с5 | 27а3 | 64 |
|
М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц |
34 | р3 | 27 | 25 | х7 | р6 | т3 | т13 | а8 | 81а3 | с7 |
|
Ч | Ш | Щ | Ъ | Ь | Ы | Э | Ю | Я | | |
16а4 | 25 | 10у5 | 9у7 | –х7 | а2 | 32х5 | 49у3 | х5 | | |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л |
т9 | 32у5 | 81 | а9 | х3 | 49х2 | т5 | р4 | с5 | 27а3 | 64 |
М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц |
34 | р3 | 27 | 25 | х7 | р6 | т3 | т13 | а8 | 81а3 | с7 |
Ч | Ш | Щ | Ъ | Ь | Ы | Э | Ю | Я | | |
16а4 | 25 | 10у5 | 9у7 | –х7 | а2 | 32х5 | 49у3 | х5 | | |
Математика –это
№ | Задание | Ответ | | № | Задания | Ответ |
| код | | | код |
1 | т3 · т2 · т8 | | | 1 | а4 · а3 · а2 | | |
2 | р20 : р17 | | | 2 | (24)5 : (27)2 | | |
3 | с5 : с0 | | | 3 | 3 · 32 · 30 | | |
4 | (3а)3 | | | 4 | (2у)5 | | |
5 | т · т5 · т3 · т0 | | | 5 | (т2)4 · т | | |
6 | 214 : 28 | | | 6 | (23)2 | | |
7 | (–х)3 · х4 | | | 7 | (–х3) · (–х)4 | | |
8 | (р · р3)2 : р5 | | | 8 | (р2 · р5) · р0 : р4 | | |
9 | 37 · (32)3 : 310 | | | 9 | (35)2 · 37 : 314 | | |
№ п/п | Задание | Ответ |
| код |
1 | а4 · а · а3а | | |
2 | (7х)2 | | |
3 | р · р2 · р0 | | |
4 | с · с3 · с | | |
5 | т · т4 · (т2)2 · т0 | | |
6 | (23)7 : (25)3 | | |
7 | –х3 · (–х)4 | | |
8 | (р2)4 : р5 | | |
9 | (34)2 · (32)3 : 311 | | |
Степенью числа а с натуральным показателем п называется __________ п ________, каждый из которых равен а. Степень числа а с показателем, равным 1 ________________ | 1. Представьте в виде степени произведение: а) (–8) · (–8) · (–8) · (–8) · (–8)= б) (х – у) · (х – у) · (х – у) · (х – у)= 2. Возведите в степень: 34= (–0,2)5= = |
При умножении степеней с одина- ковыми основаниями ____________ складывают, а ________ оставляют прежним | Выполните действия: а4 · а12= b6 · b9 · b= 32 · 33= |
При делении степеней с одинаковыми основаниями ________ оставляют прежним, а из ______ числителя _________________ знаменателя | Выполните действия: b8 : b2= n7 : n6= c9 : c= 57 : 54= |
При возведении степени в степень _________ оставляют прежним, а _________ перемножают | Выполните действия: (m3)7= (k4)5= (22)3= |
При возведении в степень произведения возводят в эту степень _______________ и результаты перемножают | Выполните возведение в степень: (–2a3b)5= = |
Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна _________ | Вычислите: при х = 2,6 3х0 = |
Степенью числа а с натуральным показателем п называется __________ п ________, каждый из которых равен а. Степень числа а с показателем, равным 1 ________________ | 1. Представьте в виде степени произведение: а) (–8) · (–8) · (–8) · (–8) · (–8)= б) (х – у) · (х – у) · (х – у) · (х – у)= 2. Возведите в степень: 34= (–0,2)5= = |
При умножении степеней с одина- ковыми основаниями ____________ складывают, а ________ оставляют прежним | Выполните действия: а4 · а12= b6 · b9 · b= 32 · 33= |
При делении степеней с одинаковыми основаниями ________ оставляют прежним, а из ______ числителя _________________ знаменателя | Выполните действия: b8 : b2= n7 : n6= c9 : c= 57 : 54= |
При возведении степени в степень _________ оставляют прежним, а _________ перемножают | Выполните действия: (m3)7= (k4)5= (22)3= |
При возведении в степень произведения возводят в эту степень _______________ и результаты перемножают | Выполните возведение в степень: (–2a3b)5= = |
Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна _________ | Вычислите: при х = 2,6 3х0 = |
Степенью числа а с натуральным показателем п называется __________ п ________, каждый из которых равен а. Степень числа а с показателем, равным 1 ________________ | 1. Представьте в виде степени произведение: а) (–8) · (–8) · (–8) · (–8) · (–8)= б) (х – у) · (х – у) · (х – у) · (х – у)= 2. Возведите в степень: 34= (–0,2)5= = |
При умножении степеней с одина- ковыми основаниями ____________ складывают, а ________ оставляют прежним | Выполните действия: а4 · а12= b6 · b9 · b= 32 · 33= |
При делении степеней с одинаковыми основаниями ________ оставляют прежним, а из ______ числителя _________________ знаменателя | Выполните действия: b8 : b2= n7 : n6= c9 : c= 57 : 54= |
При возведении степени в степень _________ оставляют прежним, а _________ перемножают | Выполните действия: (m3)7= (k4)5= (22)3= |
При возведении в степень произведения возводят в эту степень _______________ и результаты перемножают | Выполните возведение в степень: (–2a3b)5= = |
Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна _________ | Вычислите: при х = 2,6 3х0 = |
Степенью числа а с натуральным показателем п называется __________ п ________, каждый из которых равен а. Степень числа а с показателем, равным 1 ________________ | 1. Представьте в виде степени произведение: а) (–8) · (–8) · (–8) · (–8) · (–8)= б) (х – у) · (х – у) · (х – у) · (х – у)= 2. Возведите в степень: 34= (–0,2)5= = |
При умножении степеней с одина- ковыми основаниями ____________ складывают, а ________ оставляют прежним | Выполните действия: а4 · а12= b6 · b9 · b= 32 · 33= |
При делении степеней с одинаковыми основаниями ________ оставляют прежним, а из ______ числителя _________________ знаменателя | Выполните действия: b8 : b2= n7 : n6= c9 : c= 57 : 54= |
При возведении степени в степень _________ оставляют прежним, а _________ перемножают | Выполните действия: (m3)7= (k4)5= (22)3= |
При возведении в степень произведения возводят в эту степень _______________ и результаты перемножают | Выполните возведение в степень: (–2a3b)5= = |
Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна _________ | Вычислите: при х = 2,6 3х0 = |