СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возвратное местоимение себя

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока.  Урок открытия новых знаний.

Цели урока.

Предметные: языковая и лингвистическая.

1). Повторить ранее изученное о местоимении.

2). Познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя.

3). Научиться правильно употреблять местоимение себя в устной и письменной речи.

Метапредметные.  I. Познавательные.

1). Отбирать информацию.

2). Установление причинно-следственных связей.

3). Оформление информации в виде схемы.

                                 II. Коммуникативные.

1).Умение строить рассуждение.

Оборудование: учебник, карточки.

Просмотр содержимого документа
«Возвратное местоимение себя»



Конспект урока русского языка в 6 классе

по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова.



Тема урока. Возвратное местоимение себя.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели урока.

Предметные: языковая и лингвистическая.

1). Повторить ранее изученное о местоимении.

2). Познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя.

3). Научиться правильно употреблять местоимение себя в устной и письменной речи.

Метапредметные. I. Познавательные.

1). Отбирать информацию.

2). Установление причинно-следственных связей.

3). Оформление информации в виде схемы.

II. Коммуникативные.

1).Умение строить рассуждение.

Оборудование: учебник, карточки.



План урока.

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Актуализация знаний. (10 мин)

III. Введение в тему урока. (7 мин)

IV. Открытие нового знания. (5 мин)

V. Чтение правила. (3 мин)

VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений. (10 мин)

VII. Подведение итогов. (6 мин)

VIII. Домашнее задание. (2 мин)







Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Садитесь.


Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний.


Начнем с небольшого опроса, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал по предыдущий материал.

Что называется местоимением?

(на этот же вопрос отвечает несколько учеников)





Как изменяются местоимения?

(на этот же вопрос отвечает несколько учеников)





Какими членами предложения могут быть местоимения?

(на этот же вопрос отвечает несколько учеников)



- А теперь попробуйте дать полное определение того, что называют местоимением.















Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?



Хорошо, а теперь проверим, как хорошо вы научились определять падеж у личных местоимений. Ученикам раздаются карточки. Они их подписывают и выполняют задание. (Раздаются карточки)





Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.



Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, изменяются по родам и числам.



В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.



Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, изменяются по родам и числам.В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.



После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.



Ученики выполняют задание на карточках

III. Введение в тему урока.

Теперь открываем свои тетради. Записываем число, классная работа. Давайте с вами запишем предложение.

Вы в тетрадях, а Катя на доске.

Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.

Объясни постановку знаков препинания.

Хорошо, составьте схему предложения. 

Найдите местоимение и определите его разряд.

Определите синтаксическую роль местоимения.








Катя выходит к доске.







Я поставила запятую, потому что здесь 2 грам. основы.

[ ], и [ ].

Мест. они –личное.

Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного.



IV. Открытие нового знания.


А теперь разберите по составу глаголы данного предложения.



Какая начальная форма у этих глаголов?

Что такое –сь(ся) ?

Что обозначает суффикс –СЯ?






Хорошо, местоимение, с которым мы сегодня познакомимся очень себялюбивое и живет в одиночестве. А называется оно так же как глаголы с суффиксом –ся. Каково тема нашего урока?


Так, кто еще как думает?


Молодец, Снежана.

Итак, тема нашего урока возвратное местоимение себя.

Закружились, превратились(глаголы разбираются по составу учеником у доски)

Закружиться, превратиться

Это суффиксы.

Возвратность глагола. Это действие, которое переходит на себя. Грамматическая примета – постфикс –СЯ(СЬ). 



Возвратные местоимения.





Возвратное местоимение, потому что оно одно.



V. Чтение правила.


Откройте учебники на странице 69 и прочитайте правило.

Что вы узнали об этом местоимении?

Хорошо, давайте составим с вами схему нашего одинокого местоимения.

род

СЕБЯ число

И.п.

Верная схема?

Почему нет?



Хорошо, молодцы, зачеркиваем.

род

СЕБЯ число

И.п.


Ученики читают правило.



У него нет И.п, рода и числа.











Нет.

Потому что у этого местоимения нет И.п., рода и числа, нужно зачеркнуть их.

VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений.


Упражнение 445 на странице 70. Прочитаем задание.

Сколько раз повторяется местоимение себя?

В каком падеже стоит это местоимение?

Хорошо, кто такой питон?

А почему он пишется с большой буквы?



Хорошо, а теперь давайте попробуем посмотреть, как будет выглядеть местоимение себя в других падежах. К доске выходит один человек, а вы записываете в тетрадочках склонение местоимения себя.

У доски поработает Никита.

Проверяем.















Все согласны в Никитой?

Хорошо. Все верно. Теперь попробуем применить эти знания на практике. Упражнение 446. (не забудьте, что в тексте у вас стоит цифра 3).

Проверяем. Первое предложение разберет Леша.









Хорошо, дальше Лера.







Хорошо, следующий Даня.

Так, Даня, в твоем предложении над словом шутки стоит цифра 3, так что выходи к доске и разбирай это слово. Какой разбор тебе предстоит сделать?



Пока Даня работает у доски. Проверяем следующее предложение. Семен, пожалуйста.







Хорошо, теперь давайте проверим Даню.







Ты молодец. Все верно.

Сейчас я раздам вам карточки. Но для начала, скажите, что такое фразеологизм?

Хотя наше местоимение живет одно в своем разряде, оно очень знаменитое. Оно входит в состав многих фразеологизмов. Ваша задача своими словами объяснить значение фразеологизмов с местоимением себя.

Это будет вам небольшая подсказка к домашней работе.

Ученики читают задание.



4 раза.

В В.п.



Это змея.

Потому что в данном тексте это имя собственное.

И.

Р.

себя

Д.

себе

В.

себя

Т.

собой

П.

о себе













 















Да.









Для себя жить – тлеть, для семьи –гореть, а для народа-светить. Здесь мест.себя стоит в Р.п. Гореть-вставляем –о, потому что без ударения, а под ударением –а. Светить-вставляем-е, проверочное слово-свет.

Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут. О себе-стоит в Пр.п., не кричи-пишем раздельно, потому что не с глаголом пишется раздельно.

Нет лучше шутки. Чем над собой. Над собой-Тв.п.



Мне нужно сделать морфологический разбор существительного.



Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет. О себе-стоит в Д.п. Не хочет –не с глаголом пишем раздельно, окончание –ет, т.к. глагол 1 спряжения.


Шутки-сущ.

I. Н.ф.-шутка

II.ПМП-нариц.,неод.,ж.р.,1-е скл.

НМП-Р.п., ед.ч.

III.Нет(чего?) шутки –дополнение.





Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.













Ученики устно объясняют значение фразеологизмов.



VII. Подведение итогов.



И в заключение давайте немного поиграем. Попробуйте отгадать загадки про личные местоимения.

1) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

2) Сколько личных местоимений в слове семья?

3) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте?

4) Какие местоимения самые чистые?

А теперь подведем итоги.

  • -С каким местоимением вы сегодня познакомились?

  • -Каковы грамматические особенности возвратного местоимения?

  • -Каким членом предложения оно является?





ЯМЫ



Семь Я





ЯКОРЬ



ВЫМЫТЫ





С возвратным местоимением себя.

У него нет И.п, рода и числа.



В предложении является дополнением.

VIII. Домашнее задание.



Запишите домашнее задание.

1 Упр. 449.

Всем спасибо за урок, до свидания!

Записывают домашнее задание.

До свидания!



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!