СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возвратные глаголы

Категория: Русский язык
Тема: Глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку по теме "Возвратные глаголы"

Просмотр содержимого документа
«Возвратные глаголы»

Урок русского языка в 6 классе по теме  «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».

Цели урока:   1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах: ввести термин «постфикс», познакомить с его отличительными признаками , с историей его возникновения. 2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм. 3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.

Цели урока:

  • 1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах: ввести термин «постфикс», познакомить с его отличительными признаками , с историей его возникновения.
  • 2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм.
  • 3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.
В конце урока вы должны ответить на три вопроса :   В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»? Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах? В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?

В конце урока вы должны ответить на три вопроса :

  • В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»?
  • Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах?
  • В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?
Проверка домашнего задания Упражнение на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему . Тест на тему «Значение возвратных глаголов»

Проверка домашнего задания

  • Упражнение на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему .
  • Тест на тему «Значение возвратных глаголов»
Устная рецензия на ответ. Правило « 5 П»: 1.Правильность ответа  2.Полнота ответа 3. Последовательность изложения 4. Примеры, подобранные самостоятельно 5. Правильное речевое оформление

Устная рецензия на ответ.

Правило « 5 П»:

1.Правильность ответа

2.Полнота ответа

3. Последовательность изложения

4. Примеры, подобранные самостоятельно

5. Правильное речевое оформление

Актуализация знаний.    Работа с таблицей. Упр194 . Сравните написание и произношение возвратных глаголов, стоящих в инфинитиве и в 3 л. ед. числа. Вспомните орфографическое правило, которое надо применить, чтобы правильно написать эти возвратные глаголы

Актуализация знаний.

Работа с таблицей. Упр194 .

  • Сравните написание и произношение возвратных глаголов, стоящих в инфинитиве и в 3 л. ед. числа.
  • Вспомните орфографическое правило, которое надо применить, чтобы правильно написать эти возвратные глаголы
 Коллективная работа над составлением алгоритма применения правила «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах»

Коллективная работа над составлением алгоритма применения правила «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах»

Алгоритм действий   1. Найти глагол с орфограммой –тся, -ться 2. Установить, от какого слова зависит глагол 3. Поставить от этого слова вопрос к глаголу  Что делать? Что делает?  Что сделать? Что сделает?  Пишем Ь Не пишем Ь

Алгоритм действий

1. Найти глагол с орфограммой –тся, -ться

2. Установить, от какого слова зависит глагол

3. Поставить от этого слова вопрос к глаголу

Что делать? Что делает?

Что сделать? Что сделает?

Пишем Ь Не пишем Ь

 Диктант на замену. Замените часть предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль.    Коля никогда никого не дразнит. При встрече надо приветствовать друг друга. Чувствовать обиду по пустякам некрасиво.

Диктант на замену. Замените часть предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль.

  • Коля никогда никого не дразнит.
  • При встрече надо приветствовать друг друга.
  • Чувствовать обиду по пустякам некрасиво.
Сделайте вывод Какой темой объединены эти предложения?  Сравните предложения. В каких из них мысль выражена короче? Благодаря чему это становится возможно?

Сделайте вывод

  • Какой темой объединены эти предложения?
  • Сравните предложения. В каких из них мысль выражена короче? Благодаря чему это становится возможно?
 Работа с текстом  « Откуда взялась морфема -СЯ?» Выразительно прочитайте текст. Что отражает заглавие текста: тему или главную мысль? Что нового вы узнали из текста? Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»

Работа с текстом « Откуда взялась морфема -СЯ?»

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Что отражает заглавие текста: тему или главную мысль?
  • Что нового вы узнали из текста?
  • Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»
Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой Выписать из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят. Вставить, где требуется , пропущенные буквы. Образец :  могли (что дела ть ?) использова ться (инф.)

Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой

  • Выписать из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят.
  • Вставить, где требуется , пропущенные буквы.
  • Образец :

могли (что дела ть ?) использова ться (инф.)

Проверь себя ! Могло (что дела ть ?) находи ться Могло (что дела ть ?) отделя ться Слова (что дела ют ) не разделяю тся СЯ (что дела ет ?) пише тся Морфема (что дела ет ?) появляе тся Она (что дела ет ?) присоединяе тся

Проверь себя !

  • Могло (что дела ть ?) находи ться
  • Могло (что дела ть ?) отделя ться
  • Слова (что дела ют ) не разделяю тся
  • СЯ (что дела ет ?) пише тся
  • Морфема (что дела ет ?) появляе тся
  • Она (что дела ет ?) присоединяе тся
Сделайте вывод. В какой форме возвратного глагола пишется Ь? В какой форме возвратного глагола Ь не пишется. Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа особой морфемой?

Сделайте вывод.

  • В какой форме возвратного глагола пишется Ь?
  • В какой форме возвратного глагола Ь не пишется.
  • Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа особой морфемой?
На уроке русского языка  Знакомьтесь! Катя Аня Лена Иван Петрович

На уроке русского языка

Знакомьтесь!

Катя

Аня

Лена

Иван Петрович

 Интересный вопрос :  Чем является –ся в возвратном глаголе?

Интересный вопрос :

Чем является –ся в возвратном глаголе?

Существует несколько точек зрения - СЯ называют частицей - СЯ является суффиксом - СЯ – это постфикс

Существует несколько точек зрения

  • - СЯ называют частицей
  • - СЯ является суффиксом
  • - СЯ – это постфикс

Мне нравится частица, «частица» - это русское слово Аня

Мне нравится частица, «частица» - это русское слово

Аня

-СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы Лена

-СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы

Лена

А может быть, это постфикс ?  Катя

А может быть, это постфикс ?

Катя

А, может быть, это постфикс ? -СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы Катя  Мне нравится частица, «частица» - это русское слово  Лена Аня А как вы думаете , ребята ?

А, может быть, это постфикс ?

-СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы

Катя

Мне нравится частица, «частица» - это русское слово

Лена

Аня

А как вы думаете , ребята ?

 Термин «постфикс» латинского происхождения. В этом слове «пост» означает «после». Постфикс – морфема, которая находится в конце слова, после всех других морфем. Сравните : «постскриптум» - приписка в конце письма после подписи.  Иван Петрович

Термин «постфикс» латинского происхождения. В этом слове «пост» означает «после». Постфикс – морфема, которая находится в конце слова, после всех других морфем.

Сравните : «постскриптум» - приписка в конце письма после подписи.

Иван Петрович

 В русском языке уже есть термин «частица». Частица – это служебная часть речи. Чтобы не было путаницы, мы должны использовать другое название.  Мне нравится частица, «частица» - это русское слово Аня Иван Петрович

В русском языке уже есть термин «частица». Частица – это служебная часть речи. Чтобы не было путаницы, мы должны использовать другое название.

Мне нравится частица, «частица» - это русское слово

Аня

Иван Петрович

Да, -СЯ служит для образо-вания возвратного глагола. Но суффикс – морфема, которая стоит после корня перед окончанием.   СЯ  Морфема -СЯ находится после окончания. Термин должен быть более точным.   -СЯ – это суффикс, потому что -СЯ служит для образования возвратного глагола  Лена

Да, -СЯ служит для образо-вания возвратного глагола. Но суффикс – морфема, которая стоит после корня перед окончанием.

СЯ

Морфема -СЯ находится после окончания. Термин должен быть более точным.

-СЯ – это суффикс, потому что

-СЯ служит для образования возвратного глагола

Лена

 Термин «постфикс» является более точным. Морфема -СЯ так же, как и суффикс, служит для образования слов, но стоит после окончания.  ся Катя Может быть, это постфикс ?

Термин «постфикс» является более точным. Морфема -СЯ так же, как и суффикс, служит для образования слов, но стоит

после окончания.

ся

Катя

Может быть, это постфикс ?

Ребята !  Будьте точными, употребляйте термины правильно.

Ребята ! Будьте точными, употребляйте термины правильно.

Итоги урока   Ответьте на вопросы: В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»? Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах? В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?

Итоги урока

Ответьте на вопросы:

  • В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»?
  • Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах?
  • В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?
Домашнее задание 1. § 85 2. На выбор:  Упр 198  или  Написать грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»

Домашнее задание

1. § 85

2. На выбор:

Упр 198

или

Написать грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»

Источники http://school-collection.edu.ru/2_Альбом/2_Иллюстрации/2_Интересный%20вопрос/[I-RUS_06]_[MA_00-AQ]/[I-RUS_06-04]_[ML_13-UF].swf

Источники

  • http://school-collection.edu.ru/2_Альбом/2_Иллюстрации/2_Интересный%20вопрос/[I-RUS_06]_[MA_00-AQ]/[I-RUS_06-04]_[ML_13-UF].swf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!