Урок русского языка в 6 классе по теме
«Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».
Цели урока:
- 1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах: ввести термин «постфикс», познакомить с его отличительными признаками , с историей его возникновения.
- 2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм.
- 3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.
В конце урока вы должны ответить на три вопроса :
- В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»?
- Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах?
- В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?
Проверка домашнего задания
- Упражнение на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему .
- Тест на тему «Значение возвратных глаголов»
Устная рецензия на ответ.
Правило « 5 П»:
1.Правильность ответа
2.Полнота ответа
3. Последовательность изложения
4. Примеры, подобранные самостоятельно
5. Правильное речевое оформление
Актуализация знаний.
Работа с таблицей. Упр194 .
- Сравните написание и произношение возвратных глаголов, стоящих в инфинитиве и в 3 л. ед. числа.
- Вспомните орфографическое правило, которое надо применить, чтобы правильно написать эти возвратные глаголы
Коллективная работа над составлением алгоритма применения правила «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах»
Алгоритм действий
1. Найти глагол с орфограммой –тся, -ться
2. Установить, от какого слова зависит глагол
3. Поставить от этого слова вопрос к глаголу
Что делать? Что делает?
Что сделать? Что сделает?
Пишем Ь Не пишем Ь
Диктант на замену. Замените часть предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль.
- Коля никогда никого не дразнит.
- При встрече надо приветствовать друг друга.
- Чувствовать обиду по пустякам некрасиво.
Сделайте вывод
- Какой темой объединены эти предложения?
- Сравните предложения. В каких из них мысль выражена короче? Благодаря чему это становится возможно?
Работа с текстом « Откуда взялась морфема -СЯ?»
- Выразительно прочитайте текст.
- Что отражает заглавие текста: тему или главную мысль?
- Что нового вы узнали из текста?
- Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»
Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой
- Выписать из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят.
- Вставить, где требуется , пропущенные буквы.
- Образец :
могли (что дела ть ?) использова ться (инф.)
Проверь себя !
- Могло (что дела ть ?) находи ться
- Могло (что дела ть ?) отделя ться
- Слова (что дела ют ) не разделяю тся
- СЯ (что дела ет ?) пише тся
- Морфема (что дела ет ?) появляе тся
- Она (что дела ет ?) присоединяе тся
Сделайте вывод.
- В какой форме возвратного глагола пишется Ь?
- В какой форме возвратного глагола Ь не пишется.
- Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа особой морфемой?
На уроке русского языка
Знакомьтесь!
Катя
Аня
Лена
Иван Петрович
Интересный вопрос :
Чем является –ся в возвратном глаголе?
Существует несколько точек зрения
- - СЯ называют частицей
- - СЯ является суффиксом
- - СЯ – это постфикс
Мне нравится частица, «частица» - это русское слово
Аня
-СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы
Лена
А может быть, это постфикс ?
Катя
А, может быть, это постфикс ?
-СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы
Катя
Мне нравится частица, «частица» - это русское слово
Лена
Аня
А как вы думаете , ребята ?
Термин «постфикс» латинского происхождения. В этом слове «пост» означает «после». Постфикс – морфема, которая находится в конце слова, после всех других морфем.
Сравните : «постскриптум» - приписка в конце письма после подписи.
Иван Петрович
В русском языке уже есть термин «частица». Частица – это служебная часть речи. Чтобы не было путаницы, мы должны использовать другое название.
Мне нравится частица, «частица» - это русское слово
Аня
Иван Петрович
Да, -СЯ служит для образо-вания возвратного глагола. Но суффикс – морфема, которая стоит после корня перед окончанием.
СЯ
Морфема -СЯ находится после окончания. Термин должен быть более точным.
-СЯ – это суффикс, потому что
-СЯ служит для образования возвратного глагола
Лена
Термин «постфикс» является более точным. Морфема -СЯ так же, как и суффикс, служит для образования слов, но стоит
после окончания.
ся
Катя
Может быть, это постфикс ?
Ребята ! Будьте точными, употребляйте термины правильно.
Итоги урока
Ответьте на вопросы:
- В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»?
- Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах?
- В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?
Домашнее задание
1. § 85
2. На выбор:
Упр 198
или
Написать грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»
Источники
- http://school-collection.edu.ru/2_Альбом/2_Иллюстрации/2_Интересный%20вопрос/[I-RUS_06]_[MA_00-AQ]/[I-RUS_06-04]_[ML_13-UF].swf