СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все действия с положительными и отрицательными числами

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - суд над положительными и отрицательными числами. 

Просмотр содержимого документа
«Все действия с положительными и отрицательными числами»

.


Проект урока - суда по математике 6 класса

Тема: Все действия с положительными и отрицательными числами

Технологическая карта



Этап урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Организационный.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки.

Аутотренинг.



Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

Настраиваются на рабочий лад.


Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.




2.Мотивационный

Актуализация знаний







Фронтальная работа.

Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.



Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

Выдвигают предположение о теме урока.

Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу.

Записывают тему урока в тетрадь.





Повторить алгоритм выполнения заданий, связанных с положительными и отрицательными числами (сравнение, изображение положительных и отрицательных чисел на координатном луче, действия над положительными и отрицательными числами).


Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

3. Планирование действий по достижению цели.

Фронтальная работа.

Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать?

Предлагает выполнить Лабораторно-практическую работу.

Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность….

Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план.

Умение применять знания полученные ранее для изучения нового.

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.


4. Реализация намеченного (изучение нового материала).

Работа в группах.

Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу; группах.

Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы,

применяют полученные знания на практике.

Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью координатной прямой и алгоритма, применять правило при решении примеров.

Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает решить №1166 (а,б).

Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров.


Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров.

Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

6. Закрепление изученного.

Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками в тетрадях и на доске.

Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске). Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся

Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.

Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку.

Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач.

Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

7. «Творческое применение знаний».

Работа в группах.

Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера на все действия.

Работают в группах, ищут различные способы решения примера, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный.

Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач.

Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Р:принимать и осуществлять учебную задачу

П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение

К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

8. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:



Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

Работают дома с текстом.

Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач.

Л.принятие социальной роли обучающегося

Р. Адекватно осуществляют самооценку.

П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

К.

9. Рефлексия.

Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.

Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму.


Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.



Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №3 г.Ставрополь


Тип урока: урок закрепления


Предмет: математика

Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Класс: 6

Учитель: Андреева Н.С.


Тема урока: «Все действия с положительными и отрицательными числами»

( продолжительность урока 45 мин)


Цель урока:

  • систематизировать правила сложения, вычитания, умножения и деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками;

  • Выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме и внести коррективы в их работе;

  • Развивать умения совместной работы, объективного оценивания своей работы и работы напарника.


Задачи урока: сформировать навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.

  1. Образовательная: обеспечить на уроке системное повторение раздела «Положительные и отрицательные числа», повторить алгоритм выполнения заданий, связанных с положительными и отрицательными числами (сравнение, изображение положительных и отрицательных чисел на координатном луче, действия над положительными и отрицательными числами).

  2. Развивающая: развитие внимания, логического мышления, учебной активности и творческих способностей учащихся, самостоятельности в принятии решений.

  3. Воспитательная: привитие интереса к  изучению предмета, к  изучению данной темы; учебной активности; творческих способностей учащихся.

  4. Коррекционно-развивающая: Развивать речь обучающихся, обогащая ее математической терминологией, развивать пространственные представления обучающихся, развивать память, воображение, мышление, развивать устойчивый интерес к знаниям.

Тип урока :Урок закрепления.

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: ( плакаты в классе )

«Главное- делайте все с удовольствием: это страшно украшает жизнь»
Лев Давидович Ландау

  • Презентация «Действия с положительными и отрицательными числами»

  • Компьютер с проектором

  • Стол для судьи

  • Стол для адвоката

  • Стол для обвинителей

  • Столы для присяжных заседателей - все остальные ученики

  • Карточки успеха






Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Сегодня у нас не обычный урок. Сегодня у нас урок – суд. Кто знает, что такое суд?

Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.

(приложение 1)



  • Высказывания детей.

  • Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

2 Актуализация знаний.

- Уважаемые адвокат, господа присяжные, господа обвинители заседание суда объявляется открытым. Слушается дело - 43 + 27.

- Чтобы узнать в чем суть Дела нам с вами необходимо выполнить задание. ( Задание1 . Заполните пропуски:

  1. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо перед скобками поставить знак минус, а в скобках _модули этих чисел сложить.

  2. Чтобы сложить числа с разными знаками, надо перед скобками поставить знак большего модуля__,а в скобках из большего модуля вычесть меньший..

  3. Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо поставить знак минус, а модули этих чисел перемножить.

  4. Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо поставить знак +, а модули этих чисел перемножить.

  5. Чтобы разделить два числа с разными знаками, надо поставить знак минус, а модули этих чисел разделить.

  6. Чтобы разделить два отрицательных числа, надо поставить знак +, а модули этих чисел разделить.

- Кто выполнит задания поднимите зеленую карточку.

- Давайте прочитаем вместе что получилось.

Слайд

- Ребята, для чего нам нужно знать все эти правила,



  • Работают с карточками, вписывают недостающие слова в правила.

  • Отвечают на вопросы.






  • формулируют тему.

  • Записывают тему урока.

  • Оценивают себя и одного одноклассника .



3. Планирование действий по достижению цели.

- В суд поступило заявление от учеников 6 Б класса гимназии №3 г. Ставрополя с обвинениями против положительных и отрицательных чисел, что данные числа неправильно влияют на восприятие, мышление учеников, пытаются окончательно заморочить головы 6 – классников, их изучение в школьном курсе необязательно.

Что скажет по этому поводу адвокат?

- Cуду необходимо объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны и вынести справедливый приговор.

- – Ребята, у вас на столах лежат карточки с точками . Ваша задача, решить примеры и выделить те точки, которые соответствуют вашим ответам. Работаем в парах.

– А теперь, выделенные точки, плавно соедините линией. Что же у вас получилось?


- Ребята, скажите с чем в жизни можно сравнить отрицательные числа?

- А положительные?


- Давайте еще раз посмотрим в листочки которые мы заполнили в начале урока и выполним следующее задание. ( На доске и на партах учеников задание – квадрат)


- Перед вами квадрат. В нем зашифровано слово. Вы сможете отгадать его если выполните действия с положительными и отрицательными числами.


- Какое слово у вас получилось?

- Молодцы!

- Что означает это слово?

Заглянем в толковый словарь .Ожегова Сергея Ивановича

Как он объясняет слово здоровье?

"Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма его полное физическое и психическое благополучие".

Что нужно выполнять, чтобы сохранить здоровье?

Дети отвечают:

Не зря говорится в пословице: "В здоровом теле здоровый дух!"

Физминутка

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь











  • (Адвокат) Как адвокат положительных и отрицательных чисел с данным заявлением не согласна, считаю, что они являются необходимостью, способной в ученике развивать  знания, которые помогают решать трудные задачи не только на уроках, но и в жизни.

  • (Ученик) Ваша честь, уважаемые заседатели! Когда мы впервые столкнулись с этими, так называемыми, целыми числами, мы просто ничего не поняли. Но потом они нас удивили и насторожили. Во-первых, послушайте, какие у них клички: положительные и отрицательные. По-моему, они очень опасны для математики как науки, засоряют своими свойствами наши светлые умы.

  • Решают, делаю вывод.


  • Предлагают свои ответы ( долг, прибыль…)



  • (У)Кроме того, эти числа все время путают учеников при решении заданий. Вот посмотрите разве можно что-то здесь разобрать.

  • (А)Конечно, можно. Просто надо знать правила. Мне удалось раздобыть их.



  • Выполняют задание.




  • Физические упражнения

Утреннюю зарядку

Заниматься спортом




4.Закрепление полученных знаний.

- Найди и исправь ошибки в вычислениях ( работа в паре)


- А сейчас, зная правила, вы сможете справиться с заданием! Вам предлагаются задания на 3 уровня сложности – выберите сами какое вы будете решать, решив -просигнальте карточкой, и решение - на край парты. ( Хожу смотрю по рядам).

(Решают на листах – фамилии подписаны , по выбору – из 3-х выбирают 1: на 3, или на 4, или на 5).

- Время написания с.р. вышло. Обменяйтесь листочками с соседом и проверьте, пожалуйста, правильность ответов. Правильные ответы и правила оценивания на доске.




  • Выполняют работу в паре, помогают друг другу.

  • ( У) Кажется, я что-то начинаю понимать.


  • Выполняют самостоятельную работу, оценивают соседа, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

5.«Итог урока»

- А у тебя, ______, какое сейчас мнение?


- Что на это скажет адвокат?

- Уважаемый адвокат есть у вас что еще добавить?

- А знаете ли вы, что положительные и отрицательные числа применяются в географии, истории и других науках и т.д

- Что на это скажут ученики 6Б класса?



- Сегодня на протяжении всего заседания мы обсуждали положительные и отрицательные числа.Как вы думаете, какие цели мы сегодня ставили перед собой?

-Верно.










  • (У) Все равно, я считаю, что положительные и отрицательные числа нужно убрать из школьного курса математики и отправить на пожизненное заключение в отдаленные уголки Вселенной.

  • (А) Не спешите. При расследовании данного дела мне пришлось проделать большую работу: изучить правила, определение, запись и свойства положительных и отрицательных чисел.

  • (А) Хочу добавить, что положительные и отрицательные числа широко применяются в быту, в жизни человека. Примером является термометр, показывающий температуру воздуха, почвы или воды. В зимнее время, когда на улице лютый мороз, температура бывает минусовой, летом - плюсовой

  • (А) Ваша честь, я не буду отрицать всего того, что мы услышали о положительных и отрицательных числах . Но разве можно это использовать против чисел? Вы сами были свидетелями работы присяжных и учеников 6 Б во время процесса, как они увлеченно и , главное, правильно и точно выполняли задания. А какую роль числа играют в жизни человека!

  • Ответы учеников: Ученик: Я и не думал, что все так интересно. Ученик: Я поменял свое мнение и считаю, не надо положительные и отрицательные числа исключать . Ученик: А правила мы выучим.


6.Рефлексия. Домашнее задание.

- Как судья сегодняшнего заседания считаю, что цель его достигнута

- Уважаемые адвокат, господа присяжные, господа обвинители на основании Закона об образовании Российской Федерации и Государственных стандартов образования , выслушав обе стороны, рассмотрев все представленные материалы по делу,

Суд решил:

  1. Подсудимых положительные и отрицательные числа оправдать;

  2. Ни в коем случае из школьной программы не исключать;

  3. Поставить следующие оценки:___________________;

- Всем повторить параграфы 31 - 36 и выполнить упражнения № 1162 – 1167 (Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров. Оцените выбор домашней работы: 5 баллов –выбрали все; 4 балла- выбрали 3 - 4 задания , 3 балла – выбрали 2 номера) и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.

На этом заседание суда окончено

- Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.

Спасибо за урок


  • Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника.

Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.

  • Выбирают и записывают домашнюю работу.

  • Оценивают свой выбор домашней работы.





Приложение 1 Лист самооценки.


№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

1

Формулировка темы урока, цели и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.


2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.


3

Выполнение задания 1 ( заполни пропуски)

Выполнил верно – 2 бала.

Есть ошибки – 1 балл.

Не участвовал в работе – 0 балл.



4

Задание 2

Все верно -1 балл

Есть ошибки – 0 баллов


5


Работа в группе . Задание квадрат

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл


7

Выбор домашнего задания

5 балла –выбрали все задания; 4 балла- выбрали 3- 4 задания , 3 балла – выбрали только 2 номера.




Поставьте себе оценку:

если вы набрали 9-11 баллов - «5»


6 – 8 баллов – «4»

3 – 5 баллов – «3»