.
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
1.Организационный. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг. | Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | | Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
2.Мотивационный Актуализация знаний Фронтальная работа. | Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. | Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). Выдвигают предположение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Записывают тему урока в тетрадь. | Повторить алгоритм выполнения заданий, связанных с положительными и отрицательными числами (сравнение, изображение положительных и отрицательных чисел на координатном луче, действия над положительными и отрицательными числами). | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа. | Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать? Предлагает выполнить Лабораторно-практическую работу. | Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. | Умение применять знания полученные ранее для изучения нового. | Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание. |
4. Реализация намеченного (изучение нового материала). Работа в группах. | Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу; группах. | Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике. | Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью координатной прямой и алгоритма, применять правило при решении примеров. | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает решить №1166 (а,б). Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров. | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
6. Закрепление изученного. | Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками в тетрадях и на доске. Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске). Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся | Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение. Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. | Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач. | Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
7. «Творческое применение знаний». Работа в группах. | Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера на все действия. | Работают в группах, ищут различные способы решения примера, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный. | Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач. | Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Р:принимать и осуществлять учебную задачу П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. |
8. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации: | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. | Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач. | Л.принятие социальной роли обучающегося Р. Адекватно осуществляют самооценку. П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения К. |
9. Рефлексия. | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | | Л: независимость и критичность мышления; Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Учитель: Андреева Н.С.
Образовательная: обеспечить на уроке системное повторение раздела «Положительные и отрицательные числа», повторить алгоритм выполнения заданий, связанных с положительными и отрицательными числами (сравнение, изображение положительных и отрицательных чисел на координатном луче, действия над положительными и отрицательными числами).
Развивающая: развитие внимания, логического мышления, учебной активности и творческих способностей учащихся, самостоятельности в принятии решений.
Воспитательная: привитие интереса к изучению предмета, к изучению данной темы; учебной активности; творческих способностей учащихся.
Коррекционно-развивающая: Развивать речь обучающихся, обогащая ее математической терминологией, развивать пространственные представления обучающихся, развивать память, воображение, мышление, развивать устойчивый интерес к знаниям.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Сегодня у нас не обычный урок. Сегодня у нас урок – суд. Кто знает, что такое суд? Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. (приложение 1) | Высказывания детей. Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. |
2 Актуализация знаний. - Уважаемые адвокат, господа присяжные, господа обвинители заседание суда объявляется открытым. Слушается дело - 43 + 27. - Чтобы узнать в чем суть Дела нам с вами необходимо выполнить задание. ( Задание1 . Заполните пропуски: Чтобы сложить два отрицательных числа, надо перед скобками поставить знак минус, а в скобках _модули этих чисел сложить. Чтобы сложить числа с разными знаками, надо перед скобками поставить знак большего модуля__,а в скобках из большего модуля вычесть меньший.. Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо поставить знак минус, а модули этих чисел перемножить. Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо поставить знак +, а модули этих чисел перемножить. Чтобы разделить два числа с разными знаками, надо поставить знак минус, а модули этих чисел разделить. Чтобы разделить два отрицательных числа, надо поставить знак +, а модули этих чисел разделить. - Кто выполнит задания поднимите зеленую карточку. - Давайте прочитаем вместе что получилось. Слайд - Ребята, для чего нам нужно знать все эти правила, | Работают с карточками, вписывают недостающие слова в правила. Отвечают на вопросы. |
3. Планирование действий по достижению цели. - В суд поступило заявление от учеников 6 Б класса гимназии №3 г. Ставрополя с обвинениями против положительных и отрицательных чисел, что данные числа неправильно влияют на восприятие, мышление учеников, пытаются окончательно заморочить головы 6 – классников, их изучение в школьном курсе необязательно. Что скажет по этому поводу адвокат? - Cуду необходимо объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны и вынести справедливый приговор. - – Ребята, у вас на столах лежат карточки с точками . Ваша задача, решить примеры и выделить те точки, которые соответствуют вашим ответам. Работаем в парах. – А теперь, выделенные точки, плавно соедините линией. Что же у вас получилось? - Ребята, скажите с чем в жизни можно сравнить отрицательные числа? - А положительные? - Давайте еще раз посмотрим в листочки которые мы заполнили в начале урока и выполним следующее задание. ( На доске и на партах учеников задание – квадрат) - Перед вами квадрат. В нем зашифровано слово. Вы сможете отгадать его если выполните действия с положительными и отрицательными числами. - Какое слово у вас получилось? - Молодцы! - Что означает это слово? Заглянем в толковый словарь .Ожегова Сергея Ивановича Как он объясняет слово здоровье? "Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма его полное физическое и психическое благополучие". Что нужно выполнять, чтобы сохранить здоровье? Дети отвечают: Не зря говорится в пословице: "В здоровом теле здоровый дух!" Физминутка Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели – встали, сели – встали За минутку сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь | (Адвокат) Как адвокат положительных и отрицательных чисел с данным заявлением не согласна, считаю, что они являются необходимостью, способной в ученике развивать знания, которые помогают решать трудные задачи не только на уроках, но и в жизни. (Ученик) Ваша честь, уважаемые заседатели! Когда мы впервые столкнулись с этими, так называемыми, целыми числами, мы просто ничего не поняли. Но потом они нас удивили и насторожили. Во-первых, послушайте, какие у них клички: положительные и отрицательные. По-моему, они очень опасны для математики как науки, засоряют своими свойствами наши светлые умы. Решают, делаю вывод. Предлагают свои ответы ( долг, прибыль…) (У)Кроме того, эти числа все время путают учеников при решении заданий. Вот посмотрите разве можно что-то здесь разобрать. (А)Конечно, можно. Просто надо знать правила. Мне удалось раздобыть их. Утреннюю зарядку Заниматься спортом |
4.Закрепление полученных знаний. - Найди и исправь ошибки в вычислениях ( работа в паре) - А сейчас, зная правила, вы сможете справиться с заданием! Вам предлагаются задания на 3 уровня сложности – выберите сами какое вы будете решать, решив -просигнальте карточкой, и решение - на край парты. ( Хожу смотрю по рядам). (Решают на листах – фамилии подписаны , по выбору – из 3-х выбирают 1: на 3, или на 4, или на 5). - Время написания с.р. вышло. Обменяйтесь листочками с соседом и проверьте, пожалуйста, правильность ответов. Правильные ответы и правила оценивания на доске. | Выполняют работу в паре, помогают друг другу. ( У) Кажется, я что-то начинаю понимать. Выполняют самостоятельную работу, оценивают соседа, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку. |
5.«Итог урока» - А у тебя, ______, какое сейчас мнение? - Что на это скажет адвокат? - Уважаемый адвокат есть у вас что еще добавить? - А знаете ли вы, что положительные и отрицательные числа применяются в географии, истории и других науках и т.д - Что на это скажут ученики 6Б класса? - Сегодня на протяжении всего заседания мы обсуждали положительные и отрицательные числа.Как вы думаете, какие цели мы сегодня ставили перед собой? -Верно. | (У) Все равно, я считаю, что положительные и отрицательные числа нужно убрать из школьного курса математики и отправить на пожизненное заключение в отдаленные уголки Вселенной. (А) Не спешите. При расследовании данного дела мне пришлось проделать большую работу: изучить правила, определение, запись и свойства положительных и отрицательных чисел. (А) Хочу добавить, что положительные и отрицательные числа широко применяются в быту, в жизни человека. Примером является термометр, показывающий температуру воздуха, почвы или воды. В зимнее время, когда на улице лютый мороз, температура бывает минусовой, летом - плюсовой (А) Ваша честь, я не буду отрицать всего того, что мы услышали о положительных и отрицательных числах . Но разве можно это использовать против чисел? Вы сами были свидетелями работы присяжных и учеников 6 Б во время процесса, как они увлеченно и , главное, правильно и точно выполняли задания. А какую роль числа играют в жизни человека! Ответы учеников: Ученик: Я и не думал, что все так интересно. Ученик: Я поменял свое мнение и считаю, не надо положительные и отрицательные числа исключать . Ученик: А правила мы выучим. |
6.Рефлексия. Домашнее задание. - Как судья сегодняшнего заседания считаю, что цель его достигнута - Уважаемые адвокат, господа присяжные, господа обвинители на основании Закона об образовании Российской Федерации и Государственных стандартов образования , выслушав обе стороны, рассмотрев все представленные материалы по делу, Суд решил: Подсудимых положительные и отрицательные числа оправдать; Ни в коем случае из школьной программы не исключать; Поставить следующие оценки:___________________; - Всем повторить параграфы 31 - 36 и выполнить упражнения № 1162 – 1167 (Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров. Оцените выбор домашней работы: 5 баллов –выбрали все; 4 балла- выбрали 3 - 4 задания , 3 балла – выбрали 2 номера) и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа. На этом заседание суда окончено - Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. Спасибо за урок | Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала. Выбирают и записывают домашнюю работу. Оценивают свой выбор домашней работы. |
Приложение 1 Лист самооценки.