СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны»».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 5 класс

Просмотр содержимого документа
««Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны»».»









Урок музыки в 5 классе на тему:


«Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны»».






Разработала:

учитель музыки

МКОУ ЧСОШ

Солопова И.О









с. Чапаевское

2018



Цель урока:Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомитьс историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

  2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А.Гаврилина.

  3. Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.



Развивающие:

  1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

  2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности:групповая, индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:


Личностные:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;


  • выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством


Познавательные:

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;


Регулятивные:

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,



Коммуникативные:

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;


  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;



Информационные:


  • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;


  • использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;



  • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.


«Родина…  Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»

В.М.Шукшин

Ход урока:

Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».

Учитель приветствует детей

(Дети садятся)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд

Дети: О Родине.

Слайд

Учитель:А что мы называем Родиной? (ответы детей)

Молодцы, спасибо.

Слайд

Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных.Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.Но для начала давайте вспомним:

- Что такое вокальная музыка?

- Что значит петь аккапельно?

- Симфония это…

- Программная музыка это…

Слайд

Предлагаю определить тему урока сложив слова которые вы видите на экране. ( Дети предлагают свои варианты темы сложив данные слова).

Слайд

Объявляет тему урока.

Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».


Эпиграф сегодняшнего урока

Колокола! Ваш звучный звон-

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Клич и стон,

Как отголосок

Жизни бывшей.

Колокола!

Руси венец,

Червонным золотом

Горящий,

Ваш звон-

Связующая нить

Меж будущим

И настоящим.

Галина Голуб


Учитель:Настроиться нам поможет колокольный звон

Видео

Слайд

- Скажите какие задачи у нас сегодня на уроке? (Что мы должны узнать, чему научиться, послушать, спеть).

Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Учитель: Сегодня мы также познакомимся с русским композитором

Валерий Александрович Гаврилин родился в семье учителей на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была репрессирована и выслана далеко за пределы города.

Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма.

Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет.

Современники вспоминали: « самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора.

Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и с очень добрыми карими глазами, красивым голосом»

Видео

Слайд

Учитель :Второй человек перед вами русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России Шукшин Василий Макарович (1929 —1974) - воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах.

Он писал так …

Деревня…Серые избы, пыльные улицы,

крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла…

А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба.

Попадаются еще небольшие озерки;

вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале.

Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать…

В душу с тишиной вместе вкрадывается

беспокойно-нежное чувство ко всему на свете.

Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо:

подожди, подожди, дружок.

Слайд _.


Учитель:Всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям.

Слайд


Учитель: Как вы думаете, чьё творчество, рассказы вдохновили В.А. Гаврилинана написание своего самого крупного произведения «Перезвоны».

Дети: Творчество В.М. Шукшина

Учитель: Валерий Александрович Гаврилин,вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо.

И вот к этому сочинению в подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о малой родине», дала толчок для появления «Перезвонов».Давайте прочтём слова В.А.Гаврилина:

Слайд.

Таким образом, основой вокального произведения становится проза. Почему Гаврилин дал название своему произведению «Перезвоны»?

Дети- ответы…( Колокола, звон…)

Слайд

Учитель:

Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и память о прошлом. Колокольный звон на Руси сопровождал человека всюду.Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Слайд

Благовест, перезвон, трезвон, набат.

- Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихотворении:

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола».

Учитель : Таким образом - герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ?... России, Родины…

Слайд _

Учитель:Жанр своему произведению В.А.Гаврилин определил такое симфиния-действо. Давайте разберёмся в понятиях симфония-действо.

Слайд.

Симфония-действо– это нечто среднее между оперой и кантатой. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от кантаты – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма,скорее вид музыкально-поэтического театра.Роль симфонического оркестра выполняет хор.

Учитель:Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно дляхора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова.

Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.

Читают

Хорошо сидеть на берегу реки и думать…

В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок…


И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу…



Красота родины, ясность её поднебесная и земная – редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце…


Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…


Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить.3 минуты на самостоятельную работу.

(слушают)Разбор, анализ.

Ответ детей.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

Слайд _6.(смотрим картины подбираем музыку)


П. Джогин «На Валааме»


Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»



А.Израйлян «Утро»

Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.

Ответы детей.

Пение

Распевка «Родина моя»

Слайд

Слайд

Работа над песней


Учитель:Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Я думаю, вы согласитесь со мной, что Родина, Душа и Совесть-главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с народом, со своей страной.

Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных, литературных и живописных образов. У нас это получилось.


Тест оценивание учащихся


Рефлексия

Слайд.


«Для меня сегодняшний урок…»

Учитель:



Домашнее задание.

1.Цитаты из рассказов В.М.Шукшина о Родине

2. Рисунок Моя малая родина

3 Составить кроссворд по этой теме














Выявление особенностей музыкального произведения. (Класс делится на группы. В процессе звучания музыкального фрагмента учащиеся выбирают созвучное музыке высказывание автора и подтверждают его характерными особенностями музыкального произведения. Каждая группа высказывает своё мнение. Учитель координирует работу учащихся направляет на поиск истины через разнообразные формы деятельности: анализ интонации, ритмическое построение, средства музыкальной выразительности. )

Разбор, анализ:

«Вечерняя музыка». № 1

  1. Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?

Рассуждение – русская песенность через образ вечера. Мелодия – течение реки. Мужской хор – звук колокола. Появление пульсации в партии сопрано созвучно со словами «…но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок».

Пропеть главные интонации, ритмическое интонирование, пластическое дирижирование.

Повторное слушание и исполнение, разделив класс на партии:

Девочки – мелодия.

Мальчики – «бом-бом».


«Весело на душе». № 2

  1. Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?

Рассуждение – образ русского танца, народное гуляние с шутками и прибаутками.

Создание образа из высказывания: «…огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться».

Девочки – «ходом», мальчики – «водом»;

Ритмическая пульсация (ладошками то коленям) – «топ-топ-топ-топом»;

Ритмическое интонирование – «Весело на душе»

Повторное слушание и исполнение по партиям.

Фрагмент «Весело на душе» раскрывает древние русские традиции «Проводы масленицы». Праздник, во время которого надо было выплеснуть всю энергию. Всеобщий разгул и веселья целую неделю, а затем смирение и покорность весь великий пост. Вот почему в музыкальном фрагменте такая неуёмная сила.


«Молитва». № 4

  1. Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?

Рассуждение – на фоне хорового молитвенного распева звучит колокол и низкий мужской голос читает текст. (Текст составлен композитором из фрагментов «Поучение Владимира Мономаха» ).

«…Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…»

Что олицетворяет колокол в данном фрагменте? (Хотят достучаться до души и сердца.Это звучит сама душа).









Библиография

1.Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 1998. - №4. 1. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159с.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки 5-6 классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – 229с.

3. Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 – 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. – М.: МИРОС, 1994. – 152с.


Электронные ресурсы:

  • Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Фонорхрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 5 класс» [Электронный ресурс] МР3, стерео, 2012 г.

  • Видео DVD «Колокола России», создан самостоятельно.

  • Видео (МР4) В.Гаврилин «Весело на душе», «Молитва», «Вечерняя музыка».

  • Мультимедийные презентации:созданные учителем: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!