СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второстепенный член предложения – определение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка по УМК Занкова

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

8


Барабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района


Тема: Второстепенный член предложения – определение

Цель урока: формирование понятия об определении.

Задачи урока:

предметные - дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения;

познакомить с графическим выделением определения на письме;

развивать умения характеризовать такие единицы речи, как звук, буква, часть речи, член предложения;

развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать; метапредметные - способствовать развитию умений ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма;

воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение сотрудничать в парах и группах.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемый результат обучения: познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении);

коммуникативные УУД - развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе; регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.

Оборудование: учебник «Русский язык» Н.В.Нечаевой, С.Г. Яковлевой 3 класс, 2 часть; буквы к слову «определение»; карточки с частями речи, частями слова, членами предложения; карточки для работы в группах; «Лестница успеха» с человечком» на каждого ученика; компьютер; мультимедийный проектор; экран; колонки; презентация; запись песни «Берёза», «Котёнок»; дерево; листочки на каждого ученика для рефлексии.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

Учитель: Улыбнитесь. Повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.

Учитель: Тихонечко садитесь. Сегодня на уроке мы будем шагать по «Лесенке успеха» (Приложение 1) - за верно выполненное задание каждый будет подниматься на одну ступеньку вверх.

  1. Каллиграфическая минутка.

Учитель: Поиграем в игру «Угадай букву и красиво запиши»:

  • Обозначает гласный звук, который придаёт твёрдость впереди стоящему согласному, состоит из одного элемента (о)

  • Обозначает гласный звук, который придаёт мягкость впереди стоящему согласному, а если стоит в начале слова, после гласного или после Ъ, Ь знаков, обозначает два звука – [й] [э] (е)

Учитель: Напишите 4 строчные буквы е.

  • Обозначает гласный звук, который придаёт мягкость впереди стоящему согласному, состоит из двух одинаковых элементов. (и)

  • Обозначает парный глухой согласный звук, который встречается в слове «подлежащее» (п)

  • Обозначает непарный звонкий согласный звук, который встречается в слове «окончание» (н)

  • Обозначает непарный звонкий согласный звук, который встречается в слове «приставка» (р)

  • Обозначает парный звонкий согласный звук, который встречается в слове «дополнение» (д)

  • Обозначает непарный звонкий согласный звук, который встречается в слове «глагол» (л)

Учитель: Из букв соберите слово. (определение)

Учитель: Дайте характеристику этому слову. (сущ., ср.р, И.п., 2 скл.)

Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.

  1. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Учитель: Это слово я добавляю к словам, которые вам необходимо разделить на группы и объяснить, по какому принципу классифицировали: (Приложение 2)

корень местоимение суффикс существительное

подлежащее глагол приставка сказуемое

окончание прилагательное дополнение определение

Учитель: Сколько групп получилось?

Учитель: По какому основанию классифицировали?

(3 группы: 1 группа - части слова

2 группа - части речи

3 группа – члены предложения)

Учитель: Куда отнесли слово «определение»? Почему? (Ответы детей)

Учитель: В 1 группу мы отнести не можем, т.к. все части слова знаем, а вот ко 2 или 3 группе, мы ещё точно сказать не можем. Вернёмся к этому слову позднее.

Учитель: Давайте вспомним, а чем являются сказуемое и подлежащее в предложении? (главные члены предложения)

Учитель: Что вы знаете о дополнении? (второстепенный член предложения, выраженный именами существительными в косвенных падежах)

Учитель: Прочитайте предложения на слайде 2 (Приложение 3). Что вы можете о них сказать? (нераспространённые)

Береза принакрылась.

Распустились кисти.

Стоит береза.

Горят снежинки.

Заря обсыпает.

Учитель: Смогли ли вы представить себе берёзу, о которой говорится? Какая она?

( Не смогли представить себе берёзу, какой её описал автор)

Учитель: Это отрывок с пропущенными словами из стихотворения известного русского поэта. Стихи его настолько напевны, что на многие положена музыка. И это стихотворение не исключение. Положите голову на парту, закройте глаза и попробуйте представить себе картину, описанную поэтом. (Приложение 4)

Учитель: Какую берёзу вы себе представили? Слайд 3

Учитель: Кто озвучит имя, фамилию поэта и название стихотворения? (Сергей Есенин. «Берёза») Слайд 4

Учитель: В отрывке из стихотворения выделите грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Слайд 5

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Учитель: Проверяем. Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (не смогли определить каким членом предложения являются слова пушистых, снежною, белой)

Учитель: Что помешало вам это сделать? (мы не имеем сведений об этом члене предложения)

Учитель: Перечитайте эти слова. Выделите сходные признаки. (похожи вопросы, это имена прилагательные, обозначают признак предмета).

Учитель: Данный член предложения определяет признак предмета. Как вы думаете, как он называется? (определение)

Учитель: А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.

Слайд 6

Признак предмета


Какой? Какая? Какое?


Какие? (Чей? Чья? Чье? Чьи?)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Учитель: Вернёмся к слову «определение». Так в какую группу мы должны отнести это слово? (члены предложения)

Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.

Учитель: Какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке?

  1. Сообщение темы урока и постановка целей.

Учитель: Тема урока: Второстепенный член предложения – определение.

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Цель урока: узнать о второстепенном члене предложения – определении)

Учитель: Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно поставить перед собой определённые задачи: (Приложение 5)

1. Научиться … (Находить в предложениях определение, составлять предложения с определениями)

2. Развивать … (речь, логическое мышление)

3. Воспитывать … (умение работать и общаться в группах)

Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению.

  1. Изучение новых знаний

  • Работа над правилом

Учитель: Откройте учебник на с.144 и прочитайте правило.

Учитель: Что ещё нового, о чём мы ещё не говорили, вы узнали в правиле? (Как подчёркиваем определение в предложении - волнистой линией)

Учитель: Так что такое определение? (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Чей? и обозначает признак предмета)

Учитель: Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным)

Учитель: Как подчёркиваем определение в предложении? (волнистой линией)

Учитель: А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило А.И.Косоговского.

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
«Чей?» и «Какой?» – ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

– Так как мы будем подчеркивать определение?

  1. Физминутка

Учитель: Немного отдохнём. Выйдите из-за парт. Я буду называть словосочетание. Если в нём есть определение, все танцуем под музыку (Приложение 6); если дополнение – хлопаем в ладоши, стоя на месте.

Тёплый ветер, растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, любимая мамочка, иду в школу, добрый мальчик, хороший день.

  1. Первичная проверка усвоения знаний. Работа в парах.

  • Работа с учебником

С.145,у.523

Учитель: Прочитайте диалог. А что такое диалог? (разговор двух человек)

Учитель: Кто вёл диалог? (мама и дочь)

Учитель: Почему мама ушла, ведь девочка так красиво говорила о погоде? (неуместно было описывать погоду, ведь мама торопилась на работу)

Учитель: Поработаем в парах. Из реплики девочки выпишите предложения по их схемам

= ≈ __. ∟ ≈ -----.

(Щебечут шаловливые воробьи. Люди идут в лёгкой одежде.)

- Какое задание вам бы хотелось выполнить с данными предложениями?

Учитель: Продолжаем работать в парах. В данных предложениях найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения)

Учитель: Проверяем. Докажите правильность выполнения.

Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.

  • Инсценирование

Учитель: Давайте инсценируем разговор мамы и дочки. (инсценирование)

Учитель: В какой речевой ситуации мама с удовольствием будет слушать подобный рассказ о погоде? (когда не будет никуда торопиться, например, в выходной день перед прогулкой)

  1. Закрепление нового материала. Групповая работа.

Учитель: Откройте страницу 146 и поработайте в группах. Ваша задача – отгадать ребусы, записать слова и с каждым из них составить предложения, в которых встретятся определения. А что такое определение? (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Чей? и обозначает признак предмета)

Учитель: Проверяем. Какие слова получили? (погода, облако, ветер)

Учитель: Что общего между этими словами? (существительные, нарицательные, неодушевлённые, в единственном числе, словарные)

Учитель: Поставьте ударение, выделите орфограмму.

Учитель: Лишнее слово? (погода – 1 склонение, остальные – 2 скл. или ветер – 2 слога)

Учитель: Какие предложения получились? Прочитайте, выделите определения.

Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.

  1. Домашнее задание

  • Правило на с.144. Найдите в тексте учебника по литерному чтению 3 предложения с определениями

или

  • на с.144, у.522.

Учитель: Прочитайте текст. К какому жанру относится отрывок из произведения? (стихотворение)

Учитель: Как определили? (рифмуются строчки)

Учитель: Кто автор стихотворения? (А.К.Толстой)

Учитель: Какое задание будете выполнять? (выделить грамматические основы, подчеркнуть определения)

X. Итог урока

Учитель: Так что же такое определение?

Учитель: Нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?

Учитель: Кто же смог сегодня преодолеть все ступеньки «Лесенки успеха»?

  1. Рефлексия

Учитель: Сегодня на уроке мы слушали стихотворение С. Есенина «Берёза». Давайте посмотрим, а какое дерево получится у нас с вами. У вас на столах лежат листочки разных цветов (Приложение 7). Если на уроке вам всё удалось, урок понравился, то возьмите зелёный листочек. Если урок был неинтересен, было трудно, приклейте жёлтый. Вот и у нас на берёзки распустились замечательные листочки. Берёзка получилась какая? Добавьте определения (восхитительная, пушистая, ветвистая, красивая…)

Спасибо за урок!


Литература:

  • Волина В.В. Русский язык, Екатеринбург, изд. «Арго», 1996

  • Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: 1998

  • Медникова Л.А. «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008

  • Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. «Русский язык»: учебник для 3 класса в 2 частях, Самара, изд.дом «Фёдоров», 2013

  •  Я познаю мир: детская энциклопедия, литература, составитель Чудакова Н.В.,

изд. «Аст», 2000



Просмотр содержимого презентации
«Приложение 3»

Русский язык по теме «Второстепенный член предложения – определение»  3 класс Составила Барабанова Светлана Викторовна , учитель начальных классов, МАОУ «Демьянская СОШ им. гвардии  матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района

Русский язык по теме «Второстепенный член предложения – определение» 3 класс

Составила Барабанова Светлана Викторовна , учитель начальных классов, МАОУ «Демьянская СОШ им. гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района

Берёза принакрылась.   Распустились кисти.   Стоит берёза.   Горят снежинки.  Заря обсыпает.

Берёза принакрылась. Распустились кисти. Стоит берёза. Горят снежинки. Заря обсыпает.

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин   (1895 – 1925)

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (1895 – 1925)

На пушистых ветках  Снежною каймой  Распустились кисти  Белой бахромой.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

  Признак предмета    Какой? Какая? Какое?    Какие? (Чей? Чья? Чьё? Чьи?)     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Признак предмета

 

Какой? Какая? Какое?

 

Какие? (Чей? Чья? Чьё? Чьи?)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Литература: Волина В.В. Русский язык, Екатеринбург, изд. «Арго», 1996 Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: 1998 Медникова Л.А. «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008 Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. «Русский язык»: учебник для 3 класса в 2 частях, Самара, изд.дом «Фёдоров», 2013   Я познаю мир: детская энциклопедия, литература, составитель Чудакова Н.В.,  изд. «Аст», 2000

Литература:

  • Волина В.В. Русский язык, Екатеринбург, изд. «Арго», 1996
  • Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: 1998
  • Медникова Л.А. «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008
  • Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. «Русский язык»: учебник для 3 класса в 2 частях, Самара, изд.дом «Фёдоров», 2013
  •   Я познаю мир: детская энциклопедия, литература, составитель Чудакова Н.В.,

изд. «Аст», 2000