8
Барабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района
Тема: Второстепенный член предложения – определение
Цель урока: формирование понятия об определении.
Задачи урока:
предметные - дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения;
познакомить с графическим выделением определения на письме;
развивать умения характеризовать такие единицы речи, как звук, буква, часть речи, член предложения;
развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать; метапредметные - способствовать развитию умений ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма;
воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение сотрудничать в парах и группах.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемый результат обучения: познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении);
коммуникативные УУД - развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе; регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.
Оборудование: учебник «Русский язык» Н.В.Нечаевой, С.Г. Яковлевой 3 класс, 2 часть; буквы к слову «определение»; карточки с частями речи, частями слова, членами предложения; карточки для работы в группах; «Лестница успеха» с человечком» на каждого ученика; компьютер; мультимедийный проектор; экран; колонки; презентация; запись песни «Берёза», «Котёнок»; дерево; листочки на каждого ученика для рефлексии.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Глубоко вздохните и выдохните.
Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.
Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
Учитель: Улыбнитесь. Повернитесь друг к другу и скажите:
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
Учитель: Тихонечко садитесь. Сегодня на уроке мы будем шагать по «Лесенке успеха» (Приложение 1) - за верно выполненное задание каждый будет подниматься на одну ступеньку вверх.
Каллиграфическая минутка.
Учитель: Поиграем в игру «Угадай букву и красиво запиши»:
Обозначает гласный звук, который придаёт твёрдость впереди стоящему согласному, состоит из одного элемента (о)
Обозначает гласный звук, который придаёт мягкость впереди стоящему согласному, а если стоит в начале слова, после гласного или после Ъ, Ь знаков, обозначает два звука – [й] [э] (е)
Учитель: Напишите 4 строчные буквы е.
Обозначает гласный звук, который придаёт мягкость впереди стоящему согласному, состоит из двух одинаковых элементов. (и)
Обозначает парный глухой согласный звук, который встречается в слове «подлежащее» (п)
Обозначает непарный звонкий согласный звук, который встречается в слове «окончание» (н)
Обозначает непарный звонкий согласный звук, который встречается в слове «приставка» (р)
Обозначает парный звонкий согласный звук, который встречается в слове «дополнение» (д)
Обозначает непарный звонкий согласный звук, который встречается в слове «глагол» (л)
Учитель: Из букв соберите слово. (определение)
Учитель: Дайте характеристику этому слову. (сущ., ср.р, И.п., 2 скл.)
Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.
Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.
Учитель: Это слово я добавляю к словам, которые вам необходимо разделить на группы и объяснить, по какому принципу классифицировали: (Приложение 2)
корень местоимение суффикс существительное
подлежащее глагол приставка сказуемое
окончание прилагательное дополнение определение
Учитель: Сколько групп получилось?
Учитель: По какому основанию классифицировали?
(3 группы: 1 группа - части слова
2 группа - части речи
3 группа – члены предложения)
Учитель: Куда отнесли слово «определение»? Почему? (Ответы детей)
Учитель: В 1 группу мы отнести не можем, т.к. все части слова знаем, а вот ко 2 или 3 группе, мы ещё точно сказать не можем. Вернёмся к этому слову позднее.
Учитель: Давайте вспомним, а чем являются сказуемое и подлежащее в предложении? (главные члены предложения)
Учитель: Что вы знаете о дополнении? (второстепенный член предложения, выраженный именами существительными в косвенных падежах)
Учитель: Прочитайте предложения на слайде 2 (Приложение 3). Что вы можете о них сказать? (нераспространённые)
Береза принакрылась.
Распустились кисти.
Стоит береза.
Горят снежинки.
Заря обсыпает.
Учитель: Смогли ли вы представить себе берёзу, о которой говорится? Какая она?
( Не смогли представить себе берёзу, какой её описал автор)
Учитель: Это отрывок с пропущенными словами из стихотворения известного русского поэта. Стихи его настолько напевны, что на многие положена музыка. И это стихотворение не исключение. Положите голову на парту, закройте глаза и попробуйте представить себе картину, описанную поэтом. (Приложение 4)
Учитель: Какую берёзу вы себе представили? Слайд 3
Учитель: Кто озвучит имя, фамилию поэта и название стихотворения? (Сергей Есенин. «Берёза») Слайд 4
Учитель: В отрывке из стихотворения выделите грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
Слайд 5
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Учитель: Проверяем. Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (не смогли определить каким членом предложения являются слова пушистых, снежною, белой)
Учитель: Что помешало вам это сделать? (мы не имеем сведений об этом члене предложения)
Учитель: Перечитайте эти слова. Выделите сходные признаки. (похожи вопросы, это имена прилагательные, обозначают признак предмета).
Учитель: Данный член предложения определяет признак предмета. Как вы думаете, как он называется? (определение)
Учитель: А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.
Слайд 6
Признак предмета

Какой? Какая? Какое?

Какие? (Чей? Чья? Чье? Чьи?)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Учитель: Вернёмся к слову «определение». Так в какую группу мы должны отнести это слово? (члены предложения)
Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.
Учитель: Какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке?
Сообщение темы урока и постановка целей.
Учитель: Тема урока: Второстепенный член предложения – определение.
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Цель урока: узнать о второстепенном члене предложения – определении)
Учитель: Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно поставить перед собой определённые задачи: (Приложение 5)
1. Научиться … (Находить в предложениях определение, составлять предложения с определениями)
2. Развивать … (речь, логическое мышление)
3. Воспитывать … (умение работать и общаться в группах)
Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению.
Изучение новых знаний
Учитель: Откройте учебник на с.144 и прочитайте правило.
Учитель: Что ещё нового, о чём мы ещё не говорили, вы узнали в правиле? (Как подчёркиваем определение в предложении - волнистой линией)
Учитель: Так что такое определение? (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Чей? и обозначает признак предмета)
Учитель: Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным)
Учитель: Как подчёркиваем определение в предложении? (волнистой линией)
Учитель: А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило А.И.Косоговского.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
«Чей?» и «Какой?» – ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
– Так как мы будем подчеркивать определение?
Физминутка
Учитель: Немного отдохнём. Выйдите из-за парт. Я буду называть словосочетание. Если в нём есть определение, все танцуем под музыку (Приложение 6); если дополнение – хлопаем в ладоши, стоя на месте.
Тёплый ветер, растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, любимая мамочка, иду в школу, добрый мальчик, хороший день.
Первичная проверка усвоения знаний. Работа в парах.
С.145,у.523
Учитель: Прочитайте диалог. А что такое диалог? (разговор двух человек)
Учитель: Кто вёл диалог? (мама и дочь)
Учитель: Почему мама ушла, ведь девочка так красиво говорила о погоде? (неуместно было описывать погоду, ведь мама торопилась на работу)
Учитель: Поработаем в парах. Из реплики девочки выпишите предложения по их схемам
= ≈ __. ∟
≈ -----.
(Щебечут шаловливые воробьи. Люди идут в лёгкой одежде.)
- Какое задание вам бы хотелось выполнить с данными предложениями?
Учитель: Продолжаем работать в парах. В данных предложениях найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения)
Учитель: Проверяем. Докажите правильность выполнения.
Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.
Учитель: Давайте инсценируем разговор мамы и дочки. (инсценирование)
Учитель: В какой речевой ситуации мама с удовольствием будет слушать подобный рассказ о погоде? (когда не будет никуда торопиться, например, в выходной день перед прогулкой)
Закрепление нового материала. Групповая работа.
Учитель: Откройте страницу 146 и поработайте в группах. Ваша задача – отгадать ребусы, записать слова и с каждым из них составить предложения, в которых встретятся определения. А что такое определение? (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Чей? и обозначает признак предмета)
Учитель: Проверяем. Какие слова получили? (погода, облако, ветер)
Учитель: Что общего между этими словами? (существительные, нарицательные, неодушевлённые, в единственном числе, словарные)
Учитель: Поставьте ударение, выделите орфограмму.
Учитель: Лишнее слово? (погода – 1 склонение, остальные – 2 скл. или ветер – 2 слога)
Учитель: Какие предложения получились? Прочитайте, выделите определения.
Учитель: Оцените свою работу – поднимитесь на ступеньку лесенки те, кто смог выполнить все задания.
Домашнее задание
или
Учитель: Прочитайте текст. К какому жанру относится отрывок из произведения? (стихотворение)
Учитель: Как определили? (рифмуются строчки)
Учитель: Кто автор стихотворения? (А.К.Толстой)
Учитель: Какое задание будете выполнять? (выделить грамматические основы, подчеркнуть определения)
X. Итог урока
Учитель: Так что же такое определение?
Учитель: Нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?
Учитель: Кто же смог сегодня преодолеть все ступеньки «Лесенки успеха»?
Рефлексия
Учитель: Сегодня на уроке мы слушали стихотворение С. Есенина «Берёза». Давайте посмотрим, а какое дерево получится у нас с вами. У вас на столах лежат листочки разных цветов (Приложение 7). Если на уроке вам всё удалось, урок понравился, то возьмите зелёный листочек. Если урок был неинтересен, было трудно, приклейте жёлтый. Вот и у нас на берёзки распустились замечательные листочки. Берёзка получилась какая? Добавьте определения (восхитительная, пушистая, ветвистая, красивая…)
Спасибо за урок!
Литература:
Волина В.В. Русский язык, Екатеринбург, изд. «Арго», 1996
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: 1998
Медникова Л.А. «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. «Русский язык»: учебник для 3 класса в 2 частях, Самара, изд.дом «Фёдоров», 2013
Я познаю мир: детская энциклопедия, литература, составитель Чудакова Н.В.,
изд. «Аст», 2000