Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 рабочего посёлка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Конспект занятия
Тема: Введение в науку « Археология»
Составила: Воспитатель подготовительной группы
Задорожная О.А
Тема: Введение в науку « Археология »
Цель : Через интересные, занимательные исторические факты познакомить детей с наукой археология, очертить круг. Изучаемых наукой проблем
Материал : Рисунки или слайды с изображением древних наскальных рисунков. Бумага, карандаш на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поговорим о науке, которая называется
археология. Но сначала ответьте мне на вопрос:
Вы любите играть в прятки? Расскажите мне, как вы играете в прятки? А хотите, я вам расскажу, как мы играли в прятки. Когда я была маленькой?
Мы брали какой - нибуть маленький предмет, выкапывали в земле яму, закрывали стеклышком и засыпали землей, листьями и травой. Получался небольшой клад. Потом мы искали, кто и куда, что спрятал. Это было нелегким делом и очень интересным.
Люди часто что – нибуть прячут и очень любят искать.
В давние времена, когда еще не было банков, сейфов, сберкасс, люди хранили свои деньги в сундуках, глиняных кувшинах. И часто, бывало, закапали их в землю в надежде, что там их никто не найдет. Проходило время, а клады так и оставались в земле. Но были и другие люди, которые очень любили искать клады, в надежде стать богатыми. Но редко кто находил клад. В основном попадалась старая посуда, старые вещи, разрушенные стены домов. Одни кладоискатели не обращали на это внимание. А другие интересовались старинными вещами и даже собирали их, очищали от земли, песка и смотрели, как сделан старинный предмет. Вот такие любознательные люди стали изучать следы прошлой жизни.
Почему я говорю следы жизни? Кто, как думает?
Ответ детей _____________________________________________________________________
Воспитатель уточняет : Жизнь людей не проходит бесследно, она оставляет
« следы » . Это обломки костей, остатки жилищ, вещи, сделанные людьми, рисунки, украшения. По этим следам можно узнать, какие жили люди далекого прошлого, чем занимались, что умели делать.
Наука, изучающая жизни людей по старинным вещам, называется археологией, что значить – наука о древности, а ученых называют археологами.
Ученые археологи делают в земле раскопки и там находят вещи и постройки древних людей. С большой осторожностью, ножами и кисточками, расчищают археологи землю, чтобы не повредить бесценные находки.
Находили археологи и богатые клады, захоронения, но не столько золото, сколько искусным вещам радуются историки, потому что с любовью сделанные вещи говорят о том, что человек и в глубокой древности любил красоту.
Я вам сейчас прочитаю одно стихотворение, в котором говорится, что красота очень важна для людей.
Давным-давно, в прекрасном королевстве,
Один старик решил скопить добро.
Он положил в кувшин своей работы
И золото, и медь и серебро.
Прошли года, старик давно уж умер,
И люди, что кувшин в земле нашли
И удивились мастерству работы,
В большой музей кувшин тот унесли.
В музее посетители дивились,
Какой красивой формой тот кувшин,
Какой затейливый на нем орнамент,
Как прочен он, хоть долго так прожил.
Ни золото, ни серебро, ни меди
Ни удивлялись люди поглядев,
А глиняному старому кувшину
Достался удивительный успех.
Дороже для людей всего искусство,
И рук людских прилежность и тепло,
В наш век из своего принес кувшин тот
Уменье, красоту, сердец добра.
О чем говорится в этом стихотворении дети?
Ответ детей _________________________________________________________
Воспитатель уточняет: Вы каждый год делали подарки для пап и мам, и в каждый подарок вкладываете всю свою любовь к родителям, частичку своего сердца.
Так и в старину, люди, делая какой либо предмет старались сделать его красивее, прочнее, передать с ним свои мысли и чувства. Вот это больше всего и ценится в старинных предметах. Что интересно, даже первобытные люди, которые жили в пещерах, не было ни одежды, ни обуви, ни мебели, ни посуды, которые еще почти ничего не умели делать, даже они ценили красоту и были художниками, старались выразить свои чувства и мысли в рисунках.
Ученые археологи находят и изучают рисунки первобытных людей.
Послушайте одну небольшую историю.
Около ста лет назад, один археолог в Испании решил осмотреть пещеру, которая находилась недалеко от того места, где он жил. С собой он взял свою дочь Марию. Сначала ей было страшна, но потом Мария забралась в саамы дальний угол пещеры.
Вдруг девочка от испуга уронила свечку и с криком « Бык » , бросилась к отцу.
Откуда здесь бык, успокаивал ее отец, но взглянув на потолок, он сам удивился, там были нарисованы бизоны, точно живые. Один щиплет травку, второй лежит, третий падает от стрелы охотника.
Как вы думаете, почему первобытные люди чаще всего изображали животных?
Ответ детей _______________________________________________________
Воспитатель уточняет : Первобытные люди с любовью и уважением относились к животным, ведь животные давали им пищу. Часто первобытные люди рисовали охоту на животного. Они изображали человека с луком или копьем, животное, собачку, бегающую за человеком. Этим рисунком человек, как бы рассказывал другому человеку о себе, о том, как он охотится, какого зверя ему удалось победить.
Давайте посмотрим с вами на рисунки, которые сделаны первобытными человеком. Вернее – это лишь копия рисунков, которые находятся на стенах пещер. Но люди перерисовывали на них посмотреть.
Рассматриваем рисунки.
Комментарии воспитателя: Понравились вам рисунки? Даже сейчас не каждый человек, пользуясь карандашом и бумагой, может нарисовать так животных и человека. А ведь первобытные люди рисовали на шершавых стенах пещеры, используя вместо карандаша острые камни. Но, несмотря на то, что это было очень трудно, они старались передать красоту животных и человека в своем рисунке. Вот эту красоту нам и открыли ученые археологи.
Как вы думаете, как можно сообщить кому – нибуть о себе?
Дети: Можно рассказать.
Можно написать.
Можно показать жестами.
Можно по телефону.
Воспитатель : Но древний человек еще плохо разговаривал, буквы еще не придумал, телефонов не было, жестами очень трудно и не всегда понятно. Оказывается, древний человек рассказывал о себе в рисунках.
Например, такой рисунок :
Как вы думаете, о чем он говорит?
Ответ детей :__________________________________________________________
Воспитатель : Человек этим рисункам говорит: « У меня есть лук и стрела, я живу в пещере, рядом течет река в ней много рыбы » .
А вы хотите немного побыть первобытным человеком и нарисовать рисунок, который рассказал что – нибуть о вас? Рисунки должны быть простые.
Дети рисуют и рассказывают, что они хотели рассказать о себе этими рисунками .
Воспитатель: Интересно вам было послушать сегодня о науке археология? А теперь я вас приглашаю побыть археологами. Сегодня в нашей песочнице начинаются раскопки, и вы с помощью совочков и кисточек можете обнаружить там разные вещи. Правда, это не совсем древние вещи, но ведь мы только попробуем быть археологами.
Дети, взяв совочки и кисточки, выходят на прогулку.
Воспитатель, заранее закапывает в песочнице различные мелкие игрушки, картинки, интересные мелкие вещи (ненужный ключ, баночку из под лекарства, старую брошку и т. д.).
Мы археологи
Спасибо за внимание!