СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление уровня сформированности у младших школьников мыслительных операций и умения решать логические задачи у учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление уровня сформированности у учащихся мыслительных опираций и умения решать логические задачи с целью подбора комплекса упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Выявление уровня сформированности у младших школьников мыслительных операций и умения решать логические задачи у учащихся»

Выявление уровня сформированности у младших школьников мыслительных операций и умения решать логические задачи у учащихся

Основываясь на теоретических положениях, а также в соответствии с целью и задачами данной работы нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности мыслительных операций и умений решать логические задачи младшими школьниками. Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности мыслительных операций и умения решать логические задачи. Для реализации цели исследования были подобраны задания (см. приложение № 1).

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определение критериев, позволяющих оценить уровень сформированности мыслительных операций и умения решать логические задачи младшими школьниками;

2) раскрытие уровневых характеристик сформированности мыслительных операций и умения решать логические задачи младшими школьниками;

3) выявление исходного уровня сформированности мыслительных операций умения младших школьников и умения решать логические задачи.

Базовым для экспериментальной работы был выбран 3Б класс МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирск.

Контрольная работа по выявлению уровня сформированности у младших школьников умения решать логические задачи состоит из трёх логических задач:

1 задача предполагает анализ объектов;

2 задача направлена на анализ исходных данных с целью выявления истинности и ложности высказывания;

3 задача включает в себя:

- установление причинно – следственных связей,

- анализ исходных данных с целью выявления истинности и ложности высказывания (см. приложение 1).

За выполнение контрольной работы можно набрать максимальное количество баллов 9. За правильное выполнение первого задания ученик получает 1 балл, за неправильное выполнение или невыполнение задания, ставится 0 баллов. За второе задание максимальное количество баллов 3 (в данном задании представлена таблица, за каждый правильный ответ по таблице начисляется 0,5 баллов, за неправильный ответ или невыполнение, 0 баллов). Третье задание разделено ещё на два задания и максимально оценивается в 5 баллов (каждый подпункт задания оценивается в 0,5 баллов, неправильное выполнение задания или невыполнение, оценивается в 0 баллов).

Работы, набравшие 9-8 баллов, соответствуют высокому уровню сформированности у младших школьников умения решать логические задачи.

Учащиеся способны самостоятельно определить тип логический задачи и подобрать приём для её решения. Дети умеют строить логические цепочки, а также анализировать условия и решение задач. Способны не только решить задачу, но и объяснить ход решения. В дополнительной помощи учителя не нуждаются.

Работы, набравшие 7-5 баллов, соответствуют среднему уровню сформированности умения решать логические задачи.

Учащиеся испытываю затруднения при решении логических задач: сомневаются при выборе типа логической задачи, зачастую выбирают неверный приём для решения. Данным учащимся требуется помощь учителя.

Работы, набравшие 4-0 балла, соответствуют низкому уровню сформированности у младших школьников умения решать логические задачи.

Ученики зачастую не могут определить тип логической задачи, ошибочно выбирают прём для её решения. Способны работать по аналогии или с постоянной организующей помощью учителя.

Результаты решения логических задач представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты решения логических задач

Учащиеся

Номер задания / кол-во баллов

Итог в баллах

1

2


Саша Л.

1

3

0

1

5

Андрей З.

1

1,5

2

1

5,5

Полина

0

1

0

0

1

Аня П.

1

2

3

1

7

Вика

1

2

3

2

9

Аня М.

1

2

0

1

4

Артём

1

2

1

0

4

Вероника

1

1

3

2

7

Саша Р.

0

1

0

0

1

Глеб

1

2

0

0

3

Вова

0

2

0

0

2

Яна

0

2

3

2

7

Алёна

0

1

1

0

2

Андрей Б.

0

2

3

2

7

Максим

0

1

1

0

2

Илья

0

1

1

0

2

Никита

1

3

1

0

5

Соня

1

2

3

2

8

Ренат

1

2

1

1

5

Маша

1

2

0

0

3

Нармин

0

2

0

0

2

Оля

0

2

1

0

3

Даниил

1

1

0

0

2

Милан

1

2

0

0

3


В соответствии с показателями были выявлены уровни сформированности у младших школьников умений решать логические задачи: высокий, средний, низкий (см. табл. 5).

Таблица 5

Уровни сформированности у младших школьников умений решать логические задачи

Уровень

Учащиеся

Кол-во уч-ся

В процентах

Высокий

Вика, Соня

2

8%

Средний

Саша Л., Аня П., Вероника, Андрей Б., Ренат, Андрей З., Яна, Никита

8

33%

Низкий

Полина, Артём, Глеб, Илья, Нармин, Даниил, Вова, Аня М., Саша Р., Милан, Алёна, Маша, Оля, Максим

14

59%


По результатам проведённой диагностики мы выявили, что с первым заданием справилось 15 человек (45%), учащиеся способны самостоятельно проанализировать условие задачи и установить соответствия.

Со вторым заданием безошибочно справился 1 человек (4%), 1 человек (4%) совсем неправильно выполнил второе задание и 22 человека (88%) выполнили данное задание частично. Исходя из этого, можно говорить о том, что у большей части учащихся возникли затруднения при установлении истинности и ложности суждения.

С третьим заданием безошибочно справились 5 учащихся (20 %), 11 учеников (44%) не справились с решением данного задания, 9 учеников (36%) выполнили данное задание частично. Можно сделать вывод, что у учащихся возникли затруднения при установлении причинно-следственных связей, а так же при анализе исходных данных с целью установления истинности и ложности суждения.

Была проведена диагностическая работа по выявлению уровня сформированности мыслительных операций у учащихся 3Б класса (см. приложение 1). Охарактеризуем каждое задание проведённой диагностики.

1 задание направлено на выявление сформированности умения выявлять существенные признаки, особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. 

2 упражнение позволяет определить уровень сформированности способности сравнивать, служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять. 
Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения. 

3 задание направлено на выявление умения обобщать, мысленно объединять предметы и явления на основе сходства их существенных признаков и отвлечение от признаков второстепенных, несущественных.

4. упражнение позволяет определить уровень сформированности умения выполнять операции анализа и синтеза. Мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит. Данные мыслительные операции характеризуют процесс анализа.

Мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств характеризует мыслительную операцию синтеза. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом.

5 задание направлено на выявления уровня сформированности умения классифицировать. Мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям

За выполнение контрольной работы можно набрать максимальное количество баллов 27. За правильное выполнение каждого задания ученик получает 0,5-1 балл, с задания снимается 0,5-1 балл, если ученик допустил одну грубую или две негрубые ошибки. За неправильное выполнение или невыполнение задания, ставится 0 баллов.

Учащиеся, работы которых были оценены в 21-27 баллов, соответствуют высокому уровню сформированности мыслительных операций у младших школьников.

Учащиеся, работы которых были оценены в 13-20 баллов, соответствуют среднему уровню сформированности мыслительных операций у младших школьников.

Учащиеся, работы которых были оценены в 0-12 баллов, соответствуют низкому уровню сформированности мыслительных операций у младших школьников.

Качественный анализ содержания методик осуществлялся по следующим критериям.

Учащиеся с высоким уровнем развития мыслительных операций с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачу за время менее 1 до 1, 5 минуты, называют лишние предметы на всех картинках и правильно объясняют, почему они являются лишними.

Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.

Учащиеся со средним уровнем развития мыслительных операций заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Дети решают задачу за время от 1,5 до 2, 5 минуты. Допускают незначительные ошибки в названии лишних предметов.

Могут найти последовательность событий, но не могут составить хорошего рассказа, или могут, но с помощью наводящих вопросов.

Учащиеся с низким уровнем развития мыслительных операций в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в развитии их мыслительных операций.

Дети решают задачу более чем за 3 минуты или не справляются с заданием.

Не могут найти последовательность событий и составить рассказ.

Результаты выполнения контрольной работы по выявлению уровня сформированности мыслительных операций у младших школьников представлены в таблице 6

Таблица 6

Результаты выполнения контрольной работы по выявлению уровня мыслительных операций у младших школьников

Учащиеся

№ задания / кол-во баллов

Итог в баллах

1

2

3

4

5


Вероника

4

5

3

5

4

21

Алёна

0

4,5

3

0

0

10,5

Оля

3

3

2

1

0

14

Максим

2

6,5

4

0

0

16,5

Ярослав

4

8

4

1

0

22

Яна

4,5

4,5

4

1

0

13,5

Аня М.

3,5

4,5

3

2

0

12

Андрей Б.

4,5

4

4

2

0

18,5

Саша Л.

5

5

2

2

2

16

Андрей З.

3

2

2

2

1

10

Полина

4

3

2

1

2

12

Аня П.

0

2

2

3

3

10

Вика

4

6

4

3

2

19

Артём

2

0

4

3

2

11

Саша Р.

0

0

2

2

0

4

Вова

4

0

4

3

0

11

Илья

2

4

2

2

0

10

Никита

4

5

3

2

1

15

Ренат

2

0

3

2

2

9

Маша

2

4

2

1

2

11

Нармин

2

0

3

1

0

6

Милан

2

3

1

3

0

9


В соответствии с показателями были выявлены уровни сформированности мыслительных операций у младших школьников: высокий, средний, низкий (см. табл. 7).

Таблица 7

Уровни сформированности мыслительных операций у младших школьников

Уровень

Учащиеся

Кол-во уч-ся

В процентах

Высокий

Вероника, Ярослав

2

9%

Средний

Оля, Максим, Яна, Андрей Б., Саша Л., Вика, Никита

7

32%

Низкий

Алёна, Аня М., Андрей З., Полина, Аня П., Артём, Саша Р., Вова, Илья, Ренат, Маша, Нармин, Милан.

13

59%


По результатам проведённой диагностики мы выявили, что с первым заданием справилось 15 учеников (67%), 4 ученика (19%) с заданием не справились 3 учеников (14%) выполнили задание частично. Исходя из этого, можно говорить о том, что у учащихся возникли трудности при выявлении существенных признаков.

Со вторым заданием полностью не справился ни один ученик (0%). 22 человека (100%) справились с заданием частично. Можно сделать вывод, что при выполнении данного задания учащимся было трудно сравнить понятия и выделить сходства и различия.

С третьим задание полностью справились 11 человек (50%), 11 человек (50%) справились с заданием частично. Можно сделать вывод, что у учащихся возникли затруднения в умении обобщать.

С четвёртым заданием полностью справилось 4 человека (19%), 2 человека (9%) с заданием не справились, 16 человек (72%) выполнили задание частично. Можно сделать вывод, что учащимся было трудно выполнить операции анализа и синтеза.

С пятым заданием полностью справился только 1 человек (4,5%), остальные 21 человек (95,5%) выполнить задание не смогли. Исходя из этого можно сделать вывод, что учащиеся затрудняются при выполнении мыслительной операции классификация.

Анализ результатов показал (табл. 6, 7), что в экспериментальной группе 3Б класса высоким уровнем сформированности мыслительных операций обладают 2 ученика (9%) , средним - учеников (32%), а низким – 13 учеников (59%). В той же группе, количество учеников с высоким уровнем сформированности умений решать логические задачи 2 (8%), средним – 8 учеников (33%), а низким –14 ученика (59%).

Сводная таблица по уровням сформированности мыслительных операций и умения решать логические задачи представлена в таблице 8.


Таблица 8

Уровни сформированности мыслительных операций и умения решать логические задачи

Учащиеся


Уровень сформированности мыслительных операций

Уровень сформированности умения решать логические задачи

Вероника

Высокий

Средний

Алёна

Низкий

Низкий

Оля

Средний

Низкий

Максим

Средний

Низкий

Ярослав

Высокий

Средний

Яна

Средний

Средний

Аня М.

Низкий

Низкий

Андрей Б.

Средний

Средний

Саша Л.

Средний

Средний

Андрей З.

Низкий

Средний

Полина

Низкий

Низкий

Аня П.

Низкий

Средний

Вика

Средний

Высокий

Артём

Низкий

Низкий

Саша Р.

Низкий

Низкий

Вова

Низкий

Низкий

Илья

Низкий

Низкий

Никита

Средний

Средний

Ренат

Низкий

Средний

Маша

Низкий

Низкий

Нармин

Низкий

Низкий

Милан

Низкий

Низкий


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в данном классе есть учащиеся, имеющие средний или даже низкий уровень сформированности умения решать логические задачи, но при этом высокий уровень сформированности мыслительных операций, это можно объяснить тем, что логические задачи - это задачи нестандартные.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности мыслительных операций учащимися 3Б класса и определили специфику дальнейшей работы по их развитию.

В связи с этим, в данном классе рекомендуется проводить работу, направленную на повышение уровня сформированности мыслительных операций у учащихся. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы с логическими задачами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!