СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся смогут повторить и обобщить свои знания о тропах.

Просмотр содержимого документа
«Выразительность русской речи. Средства выразительности речи»

4


Дата:



Занятие прикладного курса по русскому языку

в 10 классе - 2 часа

Тема: Выразительность русской речи. Средства выразительности речи

Цель: учащиеся смогут актуализировать и обобщить свои знания об изобразительно – выразительных средствах языка в процессе подготовки к выполнению задания ЕНТ по русскому языку

Задачи:

- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению задания ЕНТ;

- развивающие: развитие  творческих способностей учащихся.

-воспитательные: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Необходимое оборудование:   тексты стихотворения В.А. Жуковского «Взошла заря. Дыханием приятным...».

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Лингвистическая разминка:

  1. Повторим историзмы


Судный (поединок) — тот, который будут судить, определяя победителя.

Гусляр — музыкант, народный певец, играющий на гуслях.

Червлёный — тёмно-красный.

Царские кресла — кресла для царя.

Копьё — старинное колющее или метательное оружие на древке.

Рогатина — охотничье оружие в виде копья с длинным древком, употребляется при охоте на медведей.

Поручник — ходатай, поверенный.

Стряпчий — ходатай по делам.

Окольничий — один из высших боярских чинов.

Опричник — состоящий в рядах опричнины, то есть специального войска в Древней Руси.

— Для чего в произведениях используются историзмы? (Изображаются далёкие события времён Ивана Грозного. Описана подготовка к кулачному бою, в котором вершится судьба героя.)


  1. Толкование выделенных слов и оборотов:

Провинциал — житель провинции.

Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общества и окружающих.

Колпак — конусовидный или овальный головной убор.

Будка — небольшое, обычно деревянное строение для сторожа, часового.

Флигель — пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Верста — русская мера длины, равная 1,06 км.

На почтительном расстоянии — на значительном удалении.

Присутственное место — учреждение.

Лавочка — небольшой магазин.

Плетень — изгородь из плетёных прутьев и ветвей.

Яровые — злаки, засеваемые весной, созревающие в год посева.

Благодатный застой — отсутствие развития, движения, доставляющее радость (стабильность, постоянство).


  1. Работа по теме.

  1. Вступительное слово

Сегодняшний урок должен стать помощником в преодолении трудностей по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте. А это задания ЕНТ.

  1. Актуализация знаний.

-Что такое изобразительно-выразительные средства?

-Что  сближает тропы и фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной).

- Давайте выясним, чем различаются тропы и фигуры?

3. Работа с учебником: стр. 252 , параграф 38

- Найдитет определения тропов и фигур.

-Что называется тропами? (Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности).

-Что такое стилистические фигуры?  (Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности)

-На этом уроке мы вспомним некоторые из них. Тропы.

-Что такое метафора? (Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании сходства двух явлений) Шёпот листвы, шёлк кожи.

- А что же такое метонимия? ( Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании их смежности)

-Что такое сравнение? (Сопоставление одного предмета с другими с целью создания художественного описания первого). Кипарисы, словно остроконечные копья, вонзились верхушками в закатное небо.

-Что такое олицетворение? ( Наделение неодушевлённого предмета или явления признаками и свойствами человека). Город заснул тревожным сном.

-Что такое эпитет? (Это яркое определение-характеристика предмета, лица или явления). Жадный взгляд, царапающий взгляд.

-А кто может сказать, что такое гипербола? (Образное выражение, состоящее в преувеличении) Устал до смерти.

-Может кто-то вспомнит, что такое литота? (Образное выражение, состоящее в преуменьшении) Лошадь величиной с кошку.

-  А что такое перифраз? (Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания)  Ночное светило - луна.

- Что же такое ирония? – стр. 74 (вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка) Откуда, умная , бредешь ты, голова?( В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.)

Стилистические фигуры.

- Вспомним что такое оксюморон – стр. 74 (это соединение несоединимых по смыслу слов) Живой труп, убогая роскошь.

- Антитеза? (резкое противопоставление понятий, мыслей, образов ) Я царь – я раб, я червь – я бог!

- Кто помнит что такое градация? – стр. 69 (стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.

- Параллелизм? (стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф) Гляжу на будущность с боязнью,/Гляжу на прошлое с тоской.

- Каламбур? Стр. 77(стилистический прием, основанный на использовании полных и неполных омонимов, часто с комическим эффектом)

- И последняя фигура  в нашем сегодняшнем списке инверсия (расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи) Вышел месяц ночью тёмной…

  1. Закрепление материала.

- А теперь закрепим этот материал на практике.

  1.  Устная «Ромашка»:  учащиеся поочерёдно определяют изобразительно – выразительные средства.

  • Юркой змейкой извивалась лесная тропинка.(сравнение)

  • Застилало весь Петербург с его веселящей скукой и скучающие весёлостью. (Оксюморон)

  • Эти бедные селенья, эти скудная природа. (эпитет)

  • И стройных жниц короткие подолы, как флаги в праздник, по ветру летят. (сравнение)

  • В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (метафора)

  • Большинство природных инстинктов погружаются в спячку(олицетворение)

  • Мы не виделись уже сто лет(гипербола)

  • Жизнь человека - один миг. (литота)

  • Люблю я пышное природы увядание. (оксюморон)

  1. Анализ стихотворения на предмет изобразительно-выразительных средств. ( Стихотворение в учебнике на стр. 81»Восток белел…»)

-Проверка выполнения работы, обсуждение ошибок.

  1. Итог урока.

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?

  1. Домашнее задание. Проанализировать любой текст художественной литературы с точки зрения изобразительно-выразительных средств.

  2. Заключительное слово учителя.

Хотелось бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь   красивая речь выделяет человека из безликой толпы и является одним из условий успешности современного человека.