СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшая нервная деятельность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Высшая нервная деятельность»

 Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность

    Деятельность мозга и  психическая деятельность  связаны.  Но, как?

Деятельность мозга

и

психическая деятельность

связаны.

Но, как?

Клавдий Гален (129 или 131 — около 200) — античный медик.  Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что « без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперек, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза

Клавдий Гален (129 или 131 — около 200) — античный медик.

Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности».

Сделал вывод, что « без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперек, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза

Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») — сложное понятие в философии , психологии и медицине . Особая сторона жизнедеятельности  животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память

Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») — сложное понятие в философии , психологии и медицине .

Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память

Формы психического отражения При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии: Сенсорная . Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость). Перцептивная . Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Интеллектуальная . Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Формы психического отражения

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

Сенсорная . Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

Перцептивная . Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

Интеллектуальная . Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Поведе́ние  — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации

Поведе́ние  — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации

 Рене́ Дека́рт —  французский математик, философ, физик и физиолог(16-17вв)  Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности.  Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».

Рене́ Дека́рт

французский математик, философ, физик и физиолог(16-17вв)

Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности.

Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».

Особое место в истории развития понятия о рефлексе принадлежит прежде всего чешскому ученому И. Прохаске . С него начинается переход от механического декартовского к биологическому пониманию рефлекса.

Особое место в истории развития понятия о рефлексе

принадлежит прежде всего чешскому ученому И. Прохаске .

С него начинается переход от механического декартовского к

биологическому пониманию рефлекса.

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829-1905), русский физиолог, основоположник учения о психической регуляции поведения и новой психологии. В своей ставшей классической работе Рефлексы головного мозга (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности.  Сеченов показал, что, поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом Сеченов пополнил учение о рефлексах существенным дополнением, рассмотрев влияние прежних воздействий, а не только непосредственно действующих.

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829-1905),

русский физиолог, основоположник учения о психической регуляции поведения и новой психологии.

В своей ставшей классической работе Рефлексы головного мозга (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности.

Сеченов показал, что, поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств.

При этом Сеченов пополнил учение о рефлексах существенным дополнением, рассмотрев влияние прежних воздействий, а не только непосредственно действующих.

Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — великий русский физиолог, академик АН СССР, создатель учения о высшей нервной деятельности.

Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — великий русский физиолог, академик АН СССР, создатель учения о высшей нервной деятельности.

По И.П.Павлову, в основе ВНД лежит взаимодействие  безусловных и условных рефлексов.

По И.П.Павлову,

в основе ВНД лежит взаимодействие

безусловных и условных рефлексов.

Принципы поведения по И.П.Павлову Принцип причинности - в организме не происходит ни одного нервного явления без причины.  Принцип структурности – отдельные функции организма связаны с определенными участками ЦНС.  Принцип единства анализа и синтеза – любое воздействие мозг вначале анализирует, а затем формирует поведение.

Принципы поведения по И.П.Павлову

  • Принцип причинности - в организме не происходит ни одного нервного явления без причины.
  • Принцип структурности – отдельные функции организма связаны с определенными участками ЦНС.
  • Принцип единства анализа и синтеза – любое воздействие мозг вначале анализирует, а затем формирует поведение.
Князь Алексей Алексеевич У́хтомский (13 (25) июля 1875 — 31 августа 1942) — российский физиолог.  Создатель учения о доминанте .  Доминанта в физиологии - очаг возбуждения в центральной нервной системе,  временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения.  Доминанта выражается в готовности определённого органа к работе и поддержании его рабочего состояния.  Доминанта в высших центрах головного мозга служит физиологической основой ряда психических явлений (например, внимания и др.).

Князь Алексей Алексеевич У́хтомский (13 (25) июля 1875 — 31 августа 1942) — российский физиолог.

Создатель учения о доминанте .

Доминанта в физиологии - очаг возбуждения в центральной нервной системе,

временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения.

Доминанта выражается в готовности определённого органа к работе и поддержании его рабочего состояния.

Доминанта в высших центрах головного мозга служит физиологической основой ряда психических явлений (например, внимания и др.).

Пётр Кузьми́ч Ано́хин (1898, Царицын — 5 марта 1974, Москва) — советский физиолог, создатель теории функциональных систем .  Для понимания приспособительной активности индивида следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании, а организацию целостных соотношений организма со средой. Суть подобных организаций состоит в том, что отдельные вовлеченные в них компоненты не взаимодействуют, а взаимо со действуют, т.е. координируют свою активность для получения конкретного результата.

Пётр Кузьми́ч Ано́хин (1898, Царицын — 5 марта 1974, Москва) — советский физиолог, создатель теории функциональных систем .

Для понимания приспособительной активности индивида

следует изучать не «функции» отдельных органов или

структур мозга в их традиционном понимании,

а организацию целостных соотношений организма со средой.

Суть подобных организаций состоит в том,

что отдельные вовлеченные в них компоненты

не взаимодействуют, а взаимо со действуют, т.е.

координируют свою активность для получения

конкретного результата.

БОБРОВСКАЯ Е.В.

БОБРОВСКАЯ Е.В.

Итак, поведение – форма взаимодействия с окружающей средой . Поведение обусловлено: Наследственностью Влиянием факторов среды Воспитанием Поведение изучают: Психофизиология – наука о физиологических механизмах поведения. Этология – наука о поведении животных. Зоопсихология – наука о психике животных . и др.

Итак, поведение – форма взаимодействия с окружающей средой .

Поведение обусловлено:

  • Наследственностью
  • Влиянием факторов среды
  • Воспитанием

Поведение изучают:

Психофизиология – наука о физиологических механизмах поведения.

Этология – наука о поведении животных.

Зоопсихология – наука о психике животных .

и др.

Какой вклад в развитие теории поведения сделан учеными: К. Гален Р. Декарт Й. Прохаска И. М. Сеченов И. П. Павлов А. А. Ухтомский И. К. Анохин http://sbio.info/page.php?id=151

Какой вклад в развитие теории поведения сделан учеными:

К. Гален

Р. Декарт

Й. Прохаска

И. М. Сеченов

И. П. Павлов

А. А. Ухтомский

И. К. Анохин

http://sbio.info/page.php?id=151

Условный рефлекс - это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.

Условный рефлекс - это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.

Для выработки условного рефлекса необходимо:

1) наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой - условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.); 2) многократное сочетание условного и безусловного раздра жителей (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании); 3) условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного; 4) в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать обронительной реакции,не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание; 5) безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным,

в противном случае временная связь не сформируется; 6) возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного; 7) необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; 8) животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым; 9) при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого - этот рефлекс не вырабатывается.

Деятельность мозга и  психическая деятельность связаны.  Но, как? Домашнее задание:  § 30

Деятельность мозга и

психическая деятельность

связаны.

Но, как?

Домашнее задание:

§ 30


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!