СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей работе мы используем здоровьесберегающих технологий :

  • Закаливающие мероприятия 

Физкультурно-оздоровительные технологии

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №364 комбинированного вида» город Новосибирск









Выступление из опыта работы

по сохранению и укреплению

здоровья дошкольников группы №9







Воспитатель: Агеева Н.Л.

























Новосибирск 2022г.

Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма».

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, у компьютера и т.д.).

Всё больше внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении. Поэтому тема сохранения и укрепления здоровья детей становится всё более актуальной.

Реализация задач по программе «Спортландия» предусматривает: охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Все виды физкультурно-оздоровительной деятельности проводятся в игровой форме (т.к. игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью ребенка) и с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Со всеми воспитанниками группы реализовывалась личностно-ориентированная модель организации воспитательно -образовательного процесса, состоящая из трех блоков: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.

В нашей работе мы используем здоровьесберегающих технологий :

  • Закаливающие мероприятия 

  • Физкультурно-оздоровительные технологии: 

  • Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры (приложение№5);

  • Самомассаж  это массаж, выполняемый самим ребёнком, это

динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам :можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения

  • профилактика плоскостопия (ежедневная ходьба по корригирующим дорожкам);

  • формирование правильной осанки;

  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье:

  • коммуникативные игры ;

  • Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. 

  • Уголок настроения :игры на эмоции 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребёнка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.

Гимнастика пробуждения поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику, дыхательную и зрительную гимнастики.)

Динамические паузы– физминутки во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Подвижные игры, игры-эстафеты, элементы спортивных игр  – как часть физкультурного занятия; на прогулке; в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности- ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Зрительная гимнастика. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

  • для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;

  • для укрепления мышц глаз;

  • для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров — «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика. Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость; улучшает подвижность артикуляционных органов; укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшает напряжённость артикуляционных органов; вырабатывает правильность, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию ребенка. У детей отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитию мелкой моторики пальцев рук уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Гимнастика пальчиковая – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Гимнастика повышает зрительно-моторную координацию и концентрацию внимания. Связь рук с мозгом перекрестна, правая рука связана с левым полушарием, а левая рука — с правым. Таким образом, распределение энергии идет равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное — проснется, активизируется

Релаксационные игры –использую в зависимости от состояния детей и целей, с использованием спокойной классической музыки

Проблемно-игровые ситуации -  Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей двигательную и познавательную активность, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.



4.Выводы



Круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволил эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Дал позитивную динамику оздоровления детского организма, позволил достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, индекса здоровья детей, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.