Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по музыкальному воспитанию (из опыта работы).
В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие в моем ДОУ основывается на следующих принципах:
Принципы:
Диалогизации. Проблематизации.
Индивидуализации.
В нашем ДОУ музыкальный руководитель руководит работой воспитателей в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. На консультациях знакомит воспитателей каждой возрастной группы с планом работы по музыкально- художественному развитию детей, разучиваются детские музыкальные произведения, обращает внимание педагогов на умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребѐнок. Мы обсуждаем проведѐнные мероприятия, подбираем музыкальный материал для использования в других образовательных областях, в разных видах деятельности детей, планируем развитие интегративных качеств детей. На групповых занятиях систематически обучает музыкальный руководитель воспитателей, совершенствуя их навыки в области пения, музыкально-ритмических движений и т.д. Так как общая музыкальная подготовка, опыт работы и образование у всех воспитателей в нашем детском саду разные, работу с каждым педагогом осуществляются, учитывая эти условия. Так, воспитатели, имеющие небольшой опыт работы с детьми, наблюдают за совместной педагогической деятельностью музыкального руководителя и опытных воспитателей с последующим обсуждением и анализом увиденного. Музыкальный руководитель участвует в педагогических советах, обсуждает и планирует совместную деятельность всех педагогов ДОУ. Взаимодействие с воспитателями заключается в подготовке к совместной музыкальной деятельности, проведению праздников и развлечений, вечеров досуга. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность зависит прежде всего от возраста детей. Активность воспитателя также зависит от видов музыкальной деятельности. Наиболее активно воспитатель помогают в видах деятельности связанных с движениями, а более пассивная роль отводится при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.
Вместе с музыкальным руководителем по музыкальному воспитанию ставим следующие задачи:
Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству
и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ | Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем |
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.) | 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. ( Музыкальный уголок.) 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей. 5. Работа с родителями. |
На музыкальных занятиях мы часто грешим тем, что в процессе подготовки к утренникам не успеваем проводить слушание, хотя именно слушание является важным разделом музыкального воспитания, т. к., если ребёнок умеет слушать – он умеет многое. Но именно этот раздел легче всего компенсируется воспитателем, включая музыку для слушания в занятия по ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию. Беседа по таким слушаниям сведена к минимуму. Дети слушают музыку, я объявляю им название или предлагаю детям придумать его. Прошу рассказать о том, что они представили, когда слушали эту музыку, какой у неё характер: весёлая – грустная, быстрая – медленная, лёгкая, воздушная, мечтательная или тяжёлая, страшная и т. п.
Т. о., в результате тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития, появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Используются следующие формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
-
разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
-
совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
-
взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
-
взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
-
музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
-
совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
-
совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
-
совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
-
организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
-
составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
-
взаимодействие с методической службой ДОУ.
Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями в нашем ДОУ являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков. Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.
Знания, полученные в образовательной деятельности, дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность. В группе мы оборудуем музыкальный центр так, чтобы дети, не мешая друг другу, могли свободно подходить и пользоваться музыкально- дидактическими играми и инструментами. Воспитатели помогают детям освоить правила музыкально-дидактических игр, играют вместе с ними. Наличие музыкального центра в каждой группе позволяет мне как воспитателю в свободное время повторить с детьми ренее выученные песни, организовать оркестр, поиграть в музыкально-дидактические игры «Ритмическое лото», «Музыкальный домик», «Бубенчики» и т.д. Знания, умения и навыки, полученные детьми в ходе музыкальной образовательной деятельности, воспитатели умело применяют в других видах образовательной деятельности.
Вместе с музыкальным руководителем подбирается музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребѐнка. Музыка звучит при приѐме детей, завтраке. Утреннюю гимнастику воспитатели проводят под сопровождение фортепиано (подбор пьес мы осуществляем заранее). Музыка звучит при воспитании культурно- гигиенических навыков. Часто при наблюдении природы используются песни, хорошо знакомые детям: «Летняя пора» (муз. Кудряшова), «Осень наступила» (муз. Насауленко), организовывает подвижные игры с пением: «У медведя во бору», «Теремок», «Мы на луг ходили» и пр. Включая в непосредственно образовательную деятельность различных областей («Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» и др.), может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия еѐ детьми.
Задачи и формы музыкального воспитания
и развития детей вне занятий
Задачи работы
Исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии. | Расширение музыкальных представлений, кругозора. | Выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов. | Развитие музыкальных способностей, самостоятельных способов действий. |
Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как ребята воспринимают то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца.