МКОУ «Тесовская ОШ»
Современный урок и пути его
организации.
Выступление на педагогическом Совете школы
учителя математики
Ефремочкиной Татьяны Анатольевны
2019
Бернард Шоу однажды заметил, что если вы пытаетесь научить человека чему- нибудь, то он никогда этому не научится. Эту же мысль высказал Дистервег: развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования.
Действительно, усвоение нового материала связано с определённым умственным трудом. Вот почему ученик должен захотеть усваивать новый материал и должен заставить себя осмысливать его. А это только индивидуально. Но всё дело в том, что процесс усвоения, как известно, состоит из нескольких этапов. Некоторые из них могут и должны протекать в форме коллективной деятельности, а другие только сам на сам.
Целесообразно рассматривать всю жизнедеятельность учащихся как игровую деятельность. Очень серьёзную, нужную и важную. Иногда трудно бывает определить, когда кончается игровая деятельность и начинается не игровая. И всё же следует особо остановиться на отличительных чертах игровой деятельности:
- она всегда предполагает условность.
- в любой игре прямо или косвенно воссоздаётся в условной форме реально существующий в жизни общественный опыт.
- каждая игра, как правило, имеет свои особые правила. В учебном процессе это структура самоуправления, права и обязанности его членов и их функциональные обязанности.
- в процессе игры возникает самодвижущая сила, которая приводит к самофункционированию коллектива.
- игровая ситуация в процессе коллективной деятельности вызывает у соучастников чувство соревнования, престижности, желания победить и быть первым. Это создаёт эмоциональную напряжённость между членами коллектива, что стимулирует деятельность.
- в процессе игровой деятельности постоянно создаются ситуации, которые требуют от соучастников самостоятельного решения, нестандартного мышления и смелого решительного поступка.
Если вы решили перейти на новую систему организации педагогического процесса, то лучше это делать в начале года.
В практической деятельности при изучении того или иного учебного предмета определяются такие образовательные уровни:
А) образовательный уровень, который создаётся в результате усвоения урочной темы. На основе изучения урочной темы могут быть реализованы учебные, развивающие и воспитательные задачи.
Б) образовательный уровень, который создаётся в результате усвоения учащимися учебной темы, которая представляет собой систему взаимосвязанных урочных тем, создающих в единстве логическую завершённость. Тематический образовательный уровень, который создаётся в результате реализации учебных, воспитательных и развивающих задач в пределах каждой урочной темы и в процессе изучения учебной темы как единого целого, не является простым сложением образовательных уровней каждой из урочных тем. Это совершенно новый уровень знаний, умений и нравственных убеждений.
В) образовательный уровень, который создаётся в результате усвоения учащимися всего учебного курса. Назовём его итоговым образовательным уровнем. Он не является результатом простого сложения образовательных уровней, которые были созданы в результате усвоения каждой из учебных тем. Этот образовательный уровень должен соответствовать требованиям государственных программ.
Итак, мы исходим из того, что структура процесса обучения- это три образовательных уровня, каждый из которых может быть достигнут в результате ученическо- учительской деятельности. В практическом плане это значит, что учитель должен знать технологию создания первоначального образовательного уровня, тематического и итогового образовательного уровней. В этом суть соблюдения общей закономерности педагогического процесса. Не будет она выдержана – нечего ждать удовлетворительных результатов.
Учебный процесс постепенно из урока в урок изменяет педагогический статус учащегося и доводит его до нужного уровня. Урок - единица учебного процесса.
Однако, если средний учитель работает не для показа, а для результатов, он стремится так организовать свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы каждая урочная тема была учащимися усвоена. При этом его заботит не сам урок, а решение задач, связанных с данной урочной темой. Он хорошо понимает, что за один урок усвоить урочную тему невозможно, как того требуют сверхновые требования к современному уроку. В лучшем случае учащиеся могут только понять учебный материал. Он понимает, что учащиеся над урочной темой будут работать дома, затем на следующем уроке. И только после этого можно будет сказать, что процесс в какой-то степени закончен. Ну а если для некоторых учеников и этого будет мало, он найдёт возможность добиться, чтобы каждый учащийся всё же усвоил урочную тему. Это и есть процесс создания первоначального образовательного уровня.
После прохождения всех урочных тем, которые создают лоскутное представление об урочном материале, необходимо провести тематическое и итоговое повторение.
Этот образовательный уровень создаётся в результате двух процессов, которые органически взаимосвязаны и протекают в пределах изучения учебной темы.
А) овладение знаниями и умениями, которые были созданы в процессеусвоения каждой из учебных тем.
Б) усвоение мировоззренческих понятий, идей и закономерностей, которые создаются в результате осмысления всей учебной темы как единого целого. Переход от усвоения учебной темы к усвоению учебной темы, а затем в конце процесса, к обобщению всего учебного материала - это путь перехода от конкретных и частных знаний к абстрактным, которые проявляют общие закономерности и сущность явлений. Чем выше образовательный уровень, тем более глубокое представление учащиеся получают об изучаемом предмете.
Учебный процесс текуч. Одна урочная тема усваивается за другой. И каждая из них- это дидактический шаг вперёд.
Непременной и первоочередной задачей каждого учителя является создание первоначального образовательного уровня, а затем тематического, и только в конце учебного года- итогового.
Восприятие по отношению к осмыслению всегда является первичным, но, с точки зрения практического учителя, эти два этапа протекают одновременно. Когда вы начали объяснять новый материал, трудно сказать, когда именно учащиеся начнут его осмысливать. Организуя восприятие, вы неизбежно организуете его осмысление. Восприятие- обязательный этап в процессе организации усвоения, а вот как его организовать – свобода выбора. В современной школе учитель организует восприятие новых знаний самыми разнообразными путями: путём рассказа, путём организации наблюдений, самостоятельной познавательной деятельности. При этом могут использоваться различные методы и приёмы(эвристическая беседа, работа учащихся по логическим заданиям), различные средства обучения (Т.С.О.,доска, карты, приборы).
Все эти формы можно подразделить на два основополагающих направления:
а) когда учитель сам всё рассказывает, всё показывает, объясняет. Большинство учителей и сейчас используют старый, но верный способ – рассказывание.
Б) когда учитель только организует процесс восприятия, а осуществляют его уже сами учащиеся. Конечно эти формы наиболее привлекательны, но не всегда легко осуществимы вследствие многих факторов: подготовленности учащихся, наличия внутренней мотивации к учению, характера учебного материала. Как правило, в современной школе организация восприятия – смешанная. Частично учитель сам рассказывает, процесс усвоения берёт на себя, а частично перекладывает его на учащихся.
Второй этап усвоения – осмысление новой информации – практически начинается с процессом восприятия. Осмысление предполагает создание новых понятий. В сознании учащегося создаются общие знания об окружающем мире. Создать понятие – это только начало осмысления.
И, наконец, самая высокая форма мышления – умозаключение, когда из двух или нескольких суждений выводится новое – вывод, который чвляется по сути логическим открытием. Это высшая форма обобщения, которая отражает закономерную связь явлений и процессов окружающего мира. Для того, чтобы сохранить и не допустить забывания, необходимо перевести информацию из кратковременного хранилища памяти в долговременное. Способов закрепления знаний есть много. Но в учебном процессе наиболеераспространённым является повторение.
Повторение – это систематический процесс. Когда мы изучаем новую тему, то должно иметь место текучее повторение, тематическое повторение и итоговое повторение – на каждом уроке.
Закрепление как дидактический этап выполняет более широкие функции, чем просто повторение изученного материала. В процессе повторения должны вводится элементы новых знаний, и не только для того, чтобы всё время поддерживать интерес к изучаемой теме. Повторение даёт возможность наводить логические мосты между учебным материалом, который уже изучен, и тем, который только будет изучаться. Оно не только обогащает прошлые знания и умения, но и расширяет новые. Учебный процесс в школе только тогда приобретает общественный смысл, когда он не только обеспечивает учащихся знаниями, но и учит их применять эти знания в жизни – в производительном труде.
Процессы, которые мы определили как этапы усвоения, чаще всего протекают параллельно : с начала изучения, например, урочной темы и до конца её изучения. Причём протекают они во взаимной зависимости, взаимной обусловленности и во взаимном проникновении. Одна и та же деятельность, как правило, вызывает ни один процесс, а несколько. Так самостоятельная работа, которую выполняют учащиеся по заданию учителя, может вызвать протекание процесса восприятия, процесса осмысления и процесса обучения.
На каждом шаге в современной школе мы встречаемся с незавершённым педагогическим процессом как в урочное, так и во внеурочное время. Так, учитель хорошо организовал процессы восприятия, но на следующем уроке не провёл сплошной проверки усвоения этой урочной темы: обнаружил пробел в знаниях учащегося, но ничего не сделал для его ликвидации; выявил у какого – либо учащегося негативную нравственную черту, ноограничился только морализированием.