Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа села Троекурово
Выступление на педагогическом совете
«Профессиональный стандарт педагога- образовательный ориентир школы»
Подготовила: учитель Титова Е.А.
Январь, 2023г.
Педагог- ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся мире главным качеством педагога является умение учиться.
Каким должен быть современный учитель?
Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны профессиональные стандарты с требованиями к профессиональной деятельности учителя.
Сразу определимся в том, что профстандарт педагога - это не одно и то же с ФГОС.
ФГОС - предъявляет требования к результатам образования.
Профстандарт педагога - требования к профессионализму и личности учителя
Что это? Профстандарт педагога – это документ, в котором оговорено все: его образование, профессиональные навыки, требуемый опыт, какие курсы по повышению квалификации он должен проходить. Вводить такие документы в России начали с 2016 года. Очередной вступил в силу с 1 сентября 2022 года.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Для работодателя: - формулировка требований к работникам.
Для работника - оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.
На кого распространяется? Новый профстандарт затрагивает не всех педагогов, а только школьных учителей. Предыдущий распространялся и на работников дошкольного образования. В новом документе усилились требования к профпригодности педагогов, а также добавились обязанности владения цифровыми инструментами и ресурсами.
Действующие профстандарты педагогов
Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:
Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).
В Профстандарте перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.
Профстандарт содержит требования, в основном касающиеся его уровня образования и поведения. В деталях закрепляется перечень необходимых для допуска к работе компетенций. Их набор отличается для каждого предмета и перечисляется в одноименном разделе, количество которых равно числу предметов.
Квалификация педагога — это то, что получится, если к компетенциям добавить опыт. Она различается в зависимости от преподавательского стажа, образования и прочих условий.
В основе профстандарта лежит единство трех процессов: обучения, воспитания и развития. Модули, посвященные первым двум, отличаются понятностью и конкретностью. В них описывается, насколько учитель должен знать предмет и какими методиками владеть для корректной передачи своих знаний ученикам.
При этом требования, входящие в профстандарт, посвященные третьему разделу, реализовать в современных условиях оказывается трудно. В них описываются особенности взаимодействия учителя с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и т. д.), ставки которых все чаще сокращаются для изыскания дополнительных средств на нужды школы, в частности — выплату зарплат сотрудникам.
В итоге он оказывается в положении, когда корректное выполнение требований обозначенного раздела затруднено.
Поэтому были обозначены новые компетенции педагога, их 5:
1. Работа с одарёнными обучающимися
2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель (методист), ведущий учитель (наставник)
На основании проекта профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.
Не могут трудиться в роли педагогов лица:
лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
признанные недееспособными;
имеющие определенные заболевания.
Новый профстандарт для педагогов
В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, стал актуальным с 1 сентября 2022 года.
Его действие распространяется только на школьных учителей, хотя раньше им обязаны были руководствоваться и работники дошкольного образования. Приказ актуален до 1 сентября 2028 года.
Причины принятия нового закона
Изменения в ФЗ «Об образовании», согласно которым в школе могут преподавать студенты профильных вузов, а учебные программы приводятся к общему образцу.
Старый профстандарт педагога, нормы которого не соответствуют проекту «Кадры для цифровой экономики», входящему в национальную программу «Цифровая экономика в РФ».
Обновленные в 2021 году квалификационные категории и правила.
Требования нового профстандарта к педагогу школы
Что изменилось?
В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции.
1. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
2. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:
для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки»
Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.
Также профстандарт педагога школы закрепляет за ними определенные функции:
Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.
Выражается это в следующих компетенциях.
Навыки работы с ИКТ совместно с применением возможностей информационной образовательной среды (ИОС):
общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);
общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
Непосредственно работа с ИКТ и видеотехнологиями в рамках занятий с соблюдением правил информационной защиты и безопасности.
Использование возможностей ИОС для развития навыков у учеников с учетом их индивидуальных особенностей (здесь раскрывается, когда и как должен применяться профстандарт педагога).
Работа со школьным информационно-техническим оснащением с соблюдением норм информационной безопасности.
Комбинирование приемов обучения (дистанционных, электронных, цифровых) в рамках реализации образовательной программы в классе и индивидуально для достижения оптимальных результатов. Обеспечение применяемыми технологиями всех участников процесса.
Внедрение нового профстандарта в школе
Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Профстандарты применяются муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов. Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. Поэтому точного законодательно утвержденного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой ОО он будет носить индивидуальный характер.Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов. (руководители МО).
Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:
Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
Изучение организационной документации, включая трудовые договоры и внутренние акты организации. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.
По результатам проведенных мероприятий комиссия должна предоставить руководству образовательного учреждения надлежащим образом оформленный документ (протокол), где будут отражены результаты проверки. С учетом полученной информации администрация предпринимает различные действия, вплоть до исключения из штата сотрудников, не соответствующих новому профстандарту педагога. Таким образом, формируется внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам. Необходимо заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.