СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление " Словарная работа на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление "Словарная работа на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Выступление " Словарная работа на уроках русского языка"»

Выступление на МО учителе начальных классов

Тема «Словарная работа на уроках русского языка.

«Проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Учителями используется немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Но дети продолжают делать ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов? Работая над данной проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления нового слова.
3. Работа иногда проводится формально однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.

Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.

По моему мнению, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.

Основная часть
Существует немало разных методик изучения непроверяемых написаний. Есть множество приемов работы над трудными словами. Все приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе. Я считаю, что все разнообразие приемов можно разделить на группы.

Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность работы:
1. активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
2.обучающий характер учебной деятельности;
3. регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Задачи.

Научить ребенка писать слова без ошибок;

Сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов;

Снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Знакомство с новым словом:

1.Запись слова звуками (орфоэпическое произношение).
2.Запись слова буквами, как может сам ребёнок.
3.Фиксация разных детских записей на доске (правильных и неправильных). 
4.Сравнение своей записи с написанием в словаре.
5.Выявление проблемы: «сколько разных записей!?» (обнаружение несостоятельности).
6.Выявление причин несостоятельности (ищем ошибкоопасные места), рефлексия, контроль своих действий.
7.Постановка задачи для самого ребёнка: «Почему это слово пишется так, а не иначе? Надо научиться писать это слово, запомнить его написание» 

Приемы работы над словами на различных этапах усвоения знаний.

  • на этапе, предшествующем предъявлению нового слова;

  • на этапе предъявления слова;

  • на этапе закрепления и введения изученных слов в активный словарь;

  • на этапе контроля.

Примеры словарных работ:

Игра цепочка слов: Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его.

Например: Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.

Игра «Распута слово»

Вот так горе, вот беда!

Как запутались слова.

Все они из трех слогов

Кто помочь словам готов?

Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)

Игра «Шифровка»

Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.

Например:

З – завод

А – адрес

В – вдруг

Т – товарищ

Р – расстояние

А – автобус

Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы дети смогут подобрать словарные слова.