ДЕНЬ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ
“ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ, ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ”
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Возрастная категория: обучающиеся 5 класса.
Цели:
- воспитание правовой грамотности обучающихся;
- формировать коммуникативные обучающихся;
Задачи:
- познакомить обучающихся с основными правами и обязанностями;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, Конвенция о правах ребенка, выставка детской литературы по теме.
« Детству следует оказывать величайшее уважение»
Древний мудрец Ювенал
Ход мероприятия:
Начинаем классный час, речь пойдёт сейчас о нас.
Постарайтесь всё понять, что-то новое узнать.
На Земле, мы это можем увидеть на географической карте, существует много стран и государств. Есть богатые и бедные страны, у них есть правительства. Все они объединились в Организацию Объединенных Наций. Часто они спорят между собой. Несмотря на это, они хотят сотрудничать по важным вопросам и разговаривать друг с другом.
Однажды, поговорив о детях этой Земли, они приняли Конвенцию о правах детей. И каждое правительство, которое от имени сообщества всех взрослых своей страны подписало это соглашение, обещало его выполнять.
В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны имели бы с точки зрения соблюдения прав ребенка как можно более широкие возможности. Ни один ребенок не должен страдать из-за того, что он родился не в той стране, в которой он сейчас живет.
Вы, возможно, изумитесь: какие могут быть права у ребенка? Да, дети имеют права! Только об этом они сами ничего на знают. Человек не потому имеет права, что он прав. Если вы скажете, что 1 + 1 = 2, то в этом вы, конечно, правы. Но это не есть право. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Никакой закон не может запретить вам дышать. Вы имеете право вдыхать воздух. Если бы кто-то запретил вам это, он был бы убийцей. Потому что, если человек не будет дышать, то он задохнется. Если бы кто-то захотел помешать вам дышать, то он совершил бы по отношению к вам противоправное действие. Противоположностью праву является правонарушение. Что является правом и что правонарушением, определяют законы. Законы готовятся правительствами, принимаются парламентами, а за их соблюдением следят милиция и полиция.
Путь к Конвенции о правах ребенка был очень долгим. С 10 декабря 1948 по 20 ноября 1989 гг. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, что это само собой разумеется. Да, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так…
А теперь нам необходимо дать определение следующим понятиям:
- права;
- обязанности;
- долг;
- ответственность;
-свобода.
( Дети дают свою версию этих определений).
Давайте более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы называете сначала права, потом обязанности.
Права школьника:
- право на бесплатное образование;
- право на получение дополнительного образования;
- право на охрану жизни и здоровья;
-право свободы выражения своих убеждений;
- право на защиту;
-право на отдых;
-право пользоваться библиотекой;
- право избирать и быть избранным;
- право на обучение по индивидуальным программам;
- право на выбор образовательного учреждения;
- право вступать в общественные организации;
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
- добросовестно учиться;
- беречь школьное имущество;
- уважать учащихся и работников школы;
- выполнять устав школы;
-выполнять правила внутреннего распорядка.
Теперь мы поговорим о свободе. Что такое свобода?
Учащимся раздаются карточки с определением Свободы, нужно выбрать правильные варианты.
Свобода – это:
- возможность делать всё, что хочешь;
- независимость от кого-то;
-отсутствие стеснения, ограничений;
- возможность выбора;
- право делать всё, что не вредит другим.
Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, что это само собой разумеется. Да, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так…
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ “МОРОЗКО”
Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита(падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься – бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает – за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).
Все, кроме падчерицы, лузгают семечки; падчерица работает.
Сказочник. Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до света… (Старуха сидит с недовольным видом.)
Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить…
Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.
Старик. Собирайся, милая дочь.
Уходят.
Учитель. Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.
В одной из статей Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда – ребенка украли, – все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА”
Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.
Герда. Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?
Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.
Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней!
Кай. Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.
Герда. (обвила его шею руками, смотрит в глаза). Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда! (Плачет.)
Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Пинает ящик с цветами.)
Герда. Кай, что ты делаешь?
Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы! (Открывает окно.)
Герда. Кай, кто это?
Входит Снежная Королева.
Снежная Королева. Кай, я вижу: нравятся тебе мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.
Кай. Нет, я не пойду с тобой!
Снежная Королева укрывает его плащом. Уходят.
Кай (кричит). Герда, спаси меня! Мне холодно!
Герда. Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!
Учитель. Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
ИНСЦЕНИРОВКА ФРАГМЕНТА ИЗ ПОВЕСТИ
“ТИМУР И ЕГО КОМАНДА”
Тимур разложил перед собой карту местности, все ребята склонились над ней.
Тимур. Ребята, сейчас мы распределим задания, которые надо завтра выполнить.
Саша Симаков. В доме № 54 по Пушкарёвой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девочку колотит. Я кричу: “Тётенька, бить не по закону!” Она говорит: “Коза пропала. Ах, будь ты проклята!” – “Да куда же она пропала?” – “А вот там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!”
Тимур. Погоди! Чей дом?
Сима. Дом красноармейца Павла Гурьева. Девочка – его дочь, зовут Нюрка. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
Тимур. (строго). Козу разыскать! Пойдет команда из четырех человек. Ты… ты и ты. Ну, все, ребята?
Гейка (нехотя). В доме № 22 девочка плачет.
Тимур. Чего же она плачет?
Гейка. Спрашивал – не говорит.
Тимур. А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь ее поколотил… обидел?
Гейка. Спрашивал – не говорит.
Тимур. А велика ли девочка?
Гейка. Четыре года.
Тимур. Вот еще беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?
Гейка. Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
Колокольчиков. В доме № 25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.
Тимур. Надо на воротах наш знак поставить.
Женя. Какой знак?
Тимур. Пятиконечную звезду. Он означает, что из этого дома ушел человек в Красную Армию. И со времени появления звезды дом находится под нашей охраной и защитой. (Обращается к Жене.) У тебя отец в армии?
Женя. Да, он командир!
Тимур. Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже.
Учитель. Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации детей со стороны любого лица.
Никто не может обращаться с детьми так, как, например, Карабас с актерами своего театра.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ “ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК,
ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО”
Буратино находится в зрительном зале. Выходит Пьеро.
Пьеро. Здравствуйте, меня зовут Пьеро… Сейчас мы разыграем перед вами комедию.
Выбегает Арлекин.
Арлекин. Здравствуйте, я – Арлекин! (К Пьеро.) Что ты хнычешь, дуралей?
Пьеро. Я плачу потому, что от меня убежала моя Мальвина, девочка с голубыми волосами.
Арлекин. Ха-ха-ха! Вот дуралей! Почтеннейшая публика, разве бывают девочки с голубыми волосами?
Ответы зрителей. Появляется Буратино.
Арлекин. Глядите – это Буратино!
Буратино выходит на сцену.
Все куклы. Это Буратино! К нам пришел плутишка Буратино!
Карабас (грозно). Так это ты, маленький мошенник, испортил мою прекрасную комедию?! А ну, глупые куклы, быстро на сцену!
Бьет их плёткой. Хватает Буратино за рукав.
Карабас. А тебя, Буратино, надо хорошенько проучить. (Тащит Буратино за кулисы, грозит куклам плёткой.)
Все куклы. Бедный, бедный Буратино, достанется ему от злого Карабаса Барабаса! (Плачут.)
Учитель. Продолжая читать Конвенцию о правах ребенка, мы увидим, что каждому ребенку дается право на отдых и досуг, он имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.
Да, иной раз приходишь в отчаяние. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова цель ее. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы еще не подошли к этому.
Должны ли мы, поэтому отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнем в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице, в нашем дворе. Множество маленьких шагов создают движение вперед. Мы должны сплотиться для более крупных шагов. Политиков и депутатов нужно подталкивать к выступлениям за права ребенка и за их соблюдение. Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.
Рефлексия.
Подведение итогов:
После всего того, о чём мы говорили, я хочу чтобы вы ответили на вопрос:
- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
( по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтобы уважали тебя.
Приложение
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
(выдержки)
Принята на 45-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.
Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Статья 14. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 15. Государства-участники признают права ребенка на свободу ассоциации (объединения) и свободу мирных собраний.
Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Статья 24. Государства-участники признают право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами восстановления здоровья.
Статья 26. Государства-участники признают право пользоваться благами социального обеспечения и принимают необходимые меры для осуществления этого права.
Статья 27. Государства-участники признают право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование и для осуществления этого:
– вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
– поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность;
– обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
– обеспечивают доступность информации и материалов в области образования.
Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Статья 32. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или развития.
Используемая литература:
Э.Асадов «Не проходите мимо любви», Москва «Эксмо»,2006
Конвенция о правах ребенка
Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.