МБОУ «Криволесская ОШ»
Презентация на тему:
«Взаимодействие школы и семьи»
Подготовила: Афонина Е.Л.
учитель
Шумячи
2019
Основные направления взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
1.изучение атмосферы в семье ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
2.психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания;
3.вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
4.работа с проблемными семьями и детьми
Работая в первом направлении использую такие методы как: анкетирование, наблюдение, беседа.
В качестве примера предлагаю анкетирование родителей, цель которого – изучение условий жизни, атмосферы и взаимоотношений в семьях учащихся ( при поступлении в 1 класс или переходе в среднее звено). Анкета состоит из двух бланков с вопросами.
Анкета №1 « Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка»
1.Ф.И.О. ребёнка, дата рождения, национальность
2.Тип семьи: полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, опекаемые
3.Сведения о родителях ( Ф.И. О., образование, место работы, должность)
4.Материальные условия жизни семьи
5. Жилищные условия. Семья живет в собственной квартире, в съёмной квартире, в доме. 6. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха
7.Есть ли компьютер, выход в Интернет
8. Особенности здоровья ребенка
9. Любимые занятия ребенка
10. Развиты ли у ребенка навыки самообслуживания
11. Особенности поведения ребенка (подчеркните): послушный, упрямый, добродушный, обидчивый, неуверенный, уверенный, смелый, внимательный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеянный, общительный, замкнутый, аккуратный и другие особенности, которые Вам хотелось бы отметить
12. Требуется ли помощь со стороны специалистов (логопеда, психолога, социального педагога)
13. Отношение ребенка к обучению в школе
14. Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? ( мать, отец, оба родителя, бабушка, дедушка, другие лица).
15. Пожелания классному руководителю
Анкета №2 «Взаимоотношения в семье»
Можете ли Вы:
1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2.Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
4.Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел Вас из себя?
5.Поставить себя на место ребёнка?
6.Рассказать ребёнку поучительный случай из своего детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
7.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
8.Пообещать ребёнку выполнить его желание за хорошее поведение?
9.Выделить ребёнку один день, когда он может делать что желает, и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?
10.Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил или незаслуженно обидел другого ребёнка?
11.Устоять против слёз, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Второе направление - психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания
Работа в этом направлении реализуется через родительские собрания, педагогические консультации, составление памяток для родителей.
Ежегодно планируется пять родительских собраний(организационное - в начале года, тематические – в конце каждой четверти и итоговое – в конце учебного года).Вот темы некоторых собраний: «Выполнение домашнего задания – залог успешной учёбы», «Чтение – это важно», «Детская агрессия».
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой, которую не могут решить самостоятельно или по моей инициативе по той же причине.
Практикую составление памяток для родителей по таким темам как: «Памятка родителям первоклассника», «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», « Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий», «Советы на лето» и другие.
Памятка для родителей «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая подробностей с ребёнком.
5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище.
6. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни школы и класса. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Следующее направление - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Работа в этом направлении реализуется через :
- знакомство родителей с традициями школы, ее историей и достижениями, с планом воспитательной работы, с системой контроля, критериями оценки деятельности ученика на уроке ;
- участие родителей в работе родительского комитета класса ;
- привлечение родителей к участию в школьной жизни их детей (внеклассные мероприятия, участие в акциях, онлайн – олимпиадах, творческих конкурсах, общешкольных мероприятиях).
Четвёртое направление - работа с проблемными семьями и детьми осуществляется по следующим пунктам:
- Посещение семей учащихся
- Индивидуальные консультации
- Участие родительского комитета в работе с проблемными семьями
- Постоянный контроль за обстановкой в таких семьях
- Взаимодействие с социально – психологической службой школы
Премного благодарна за ваше драгоценное внимание!