Дмитровский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1
имени В.И.Кузнецова
ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И СЛОВА
Автор: Мутелика Раду Марчелович
ученик 6В класса
Научный руководитель: Журавлева Инна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г. Дмитров, 2016
Оглавление
Задача с.3 Цели с.3 Введение с.4 Теория с.6 Социологический опрос с. 8 Заключение с.11 Список литературы с.12
Цель:
Доказать взаимосвязь музыки и литературы.
Задачи:
Обобщить представление о взаимосвязи музыки и литературы.
Формировать целостную картину мира средствами разных видов искусств.
Введение
Сущность музыки -
Откровение,
Паузы между строк,
То слияние бренного,
С небесами, где Бог.
Там, где Дух и материя,
Образуют одно.
Мысль и явь, то явление,
Голоса для всего.
Это светлая жажда,
Это чистая страсть.
Непорочная ширь,
Что с душою слилась.
Это сущность цветения
Васильками во ржи,
Тишина погружения
В бессловесность души.
То искусство видения,
Что невидимо нам.
Воспаренье шагов
К невесомым стопам.
То глубокое зрение,
То, что льёт красоту.
Тайна вечного времени,
Что хранит простоту.
На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата,
что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.
Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.
Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху. По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?
Литература-это искусство слова, а слова, как известно состоят из звуков и, конечно же, из звуков создается музыка. Значит общее связующее звено у музыки и литературы- это звук. Это самая первая связь музыки и литературы.
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет.
Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Взаимосвязь музыки и литературы – одна из самых обширных, сложных и интересных тем. Границы этих видов искусства не являются замкнутыми. Литература находит своё продолжение и завершение в музыке и наоборот. Писатель помогает понять глубину и выразительность музыки, а композитор помогает поэту более ярко раскрыть образы поэзии и прозы.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Слову в музыке соответствует мотив, фразам – предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка.
В каждой музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
Кульминацией в литературе принято называть момент наибольшего напряжения, разгар или пик основных событий в художественном произведении. Это одна из некоторых стадий развития в произведении.
Слоги и слова в речи, звуки, аккорды в музыке не могут быть абсолютно одинаковыми для восприятия. В русском языке в каждой фразе есть наиболее сильное слово или иными словами главное слово, которое определяет смысловую направленность предложения и заложенную в нем мысль. Так, в русском языке наиболее сильное слово, называют слово, на которое падает логическое ударение.
В музыкальной речи происходят очень похожие явления. Таким образом, музыкальный текст предстаёт в виде особых фразировочных волн. От расположения весомого элемента в волне, от его сочетания с другими маловесомыми элементами зависит вид фразировочной волны.
Выразительные возможности типов фразировки в музыке остаются теми же. В этом плане музыка становится в один ряд с поэзией по тематике и эмоциональному настрою.
Примеры предложений с логическим ударением:
Я видел эту картину
Что вам нужно?
Я позабочусь об этом.
Листья падают в саду.
И.т.д.
В речи и в музыке можно выделить две основные фразировачные волны
Если акцент находится в начале волны – хорей;
Хорей- двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог
Листья падают в саду…
В это старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду,
И блуждаю, где попало
И.А. Бунин
Если акцент находится в конце волны – ямб.
Я помню чудное мгновенье….
Унылая пора, очей очарованье…
Каждому типу фразировки присущи определённые выразительные свойства. Ямб всегда звучит утвердительно, законченно, ему свойственны прямота, сила, активность, уверенность; хорей символизирует непреклонность, самоуверенность, бескомпромиссность;
В стихосложении выделяют двусложные стихотворные размеры: хорей и ямб.
Композитор, перекладывая на музыку то или иное стихотворение, становится его своеобразным интерпретатором. Он расставляет свои логические и эмоциональные акценты, помогает художественному образу раскрыться во всей его полноте. В особом музыкальном прочтении поэтического текста состоит сущность всех вокальных произведений.
Для того, чтобы доказать взаимосвязь музыки и литературы, была составлена социальная анкета. В исследовании приняли участие ученики 6 и 10 классов.
Всего в анкетировании принимали участие 60 школьников.
Анализ анкет позволил выявить следующее:
Я провел соц. опрос по некоторым вопросам. И сейчас я представлю вам результаты.
А вопросы были такие:
Как вы считаете, нужно ли музыкальное сопровождение к произведениям русской литературы на уроке?
36% опрошенных считают, что НЕТ, а вот остальные 64% людей, напротив, считают, что ДА, НУЖНО…
К каким произведениям, на ваш взгляд, лучше использовать музыкальное сопровождение?
34% опрошенных считают, что музыкальное сопровождение нужно к прозе, а остальные 66% считают, что музыкальное сопровождение нужно к стихам. Этому есть разумное объяснение. Так, когда читается стихотворение, музыкальное сопровождение воспринимается лучше, чем к прозе. Хотя когда в прозаических произведениях описывается пейзаж, то музыкальное сопровождение как раз кстати.
«Пёс»
Отчего так предан пёс,
И в любви своей бескраен?
Но в глазах всегда вопрос,
Любит ли его хозяин.
Оттого, что кто-то — сёк,
Оттого, что в прошлом — клетка!
Оттого, что человек
Предавал его нередко.
Я по улицам брожу,
Людям вглядываюсь в лица,
Я теперь за всем слежу,
Чтоб, как пёс, не ошибиться.
Что по-вашему, литература или музыка оказывает на человека, большее влияние?
В пользу литературы проголосовали – 38% опрошенных, а в пользу музыки – 62%. Я не считаю, что эта достаточно большая разность между видами искусства по ответам соц. опроса верна. Ведь это еще одно подтверждение тому, что слишком мало людей в наше время читает книги и все больше людей постоянно слушают музыку.
Заключение
Музыка, точно так же как и литература, стремится показать (детям) реальный мир в ярких, выразительных образах. Музыка способна вызвать у людей соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и почувствовать эти переживания у героев литературных произведений.
Музыка и слово во многом схожи и по другим параметрам…Например, и музыка и слово целители… Хорошим словом поддержишь человека, он тебе «горы свернет». Вслушаешься в музыку, и все твои проблемы, негодования, переживания отойдут сами по себе.
Если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни писали их поэты всего мира - остались бы только стихами. А ведь многие стихи писались для того, чтобы композиторы сочинили для них музыку. Без музыки эти стихи словно лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится « главным действующим лицом.
Музыка
От полноты души язык немеет.
Я жажду звуков, но не слов,
Чтоб высказать, как сердце пламенеет,
Как рвется чувство из оков.
Литература
Литература — это руководство человеческого разума человеческим родом.
При соединении слова с музыкой одно дополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства.
Используемая литература
Хализев В.Е. Теория Литературы http://www.e-reading.by/bookreader.php/61397/Halizev__Teoriya_literatury.html Начало формы
Занимательная теория музыки. Г. Виноградов, Е. Красовская https://bookmate.com/reader/gG06kkTT
Учебник литературы 6 класс. Под редакцией Белинского.
10