СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь органов растения как организма.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по биологии 6 класс по разделу "Строение органов растения" 

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь органов растения как организма.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Овчинникова Екатерина Анатольевна

Предмет: Ботаника Класс: 6

УМК Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. 6 класс. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.

Тема урока: Взаимосвязь органов растения как организма.

Тип урока: Урок развивающего контроля

Вид урока: Урок-игра.

Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм

  1. Способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и внимания при использовании ИКТ, умения аргументировано давать ответы на поставленные вопросы, защищать свою точку зрения

  2. Воспитывать культуру общения, коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия

Предметные умения:

  • знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян

  • давать определение понятиям «ткань», «орган»;

  • называть особенности строения и функции многоклеточного организма ;

  • признаки взаимосвязи органов;

  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;

  • Растения и животные – целостный организм

  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения цветка

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Оборудование. 1. Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

2. У каждого игрока таблички с цифрами от 0 до 6.

3. Детали аппликации в конверте.

34. Клей.

5. Альбомный лист.

6. Карточки с названием изученных тем и терминов.

7. Рисунки с изображением растений (для конкурса «Найди лишнее»).

8. Рисунки с подписями, имеющие ошибки (для конкурса «Найди ошибку»).

9. Кроссворд.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации

к контрольно-коррекционной деятельности


Активное слушание спора органов растения.

(Слайд №1)Учитель включает запись спора органов растения, кто из них важнее? (Приложение №1).

Проблема: как померить органы растения.

Какова задача нашего урока?

Дети слушают и отвечают на вопросы учителя, высказывают предположение о теме и цели урока.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Актуализация деятельности

  1. Какой теме посвящён сегодняшний урок? (слайд №2)

Какая задача стоит перед нами?

Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проводим своеобразное путешествие в страну знаний – интеллектуальную игру КВН.

У нас есть три команды – участницы (по 5 человек), строгое жюри, которое будет оценивать мнения команд.

Команда, которая займет первое место, получит самый главный приз – «5».

(Учитель вызывает команды за игровые столы, объявляет жюри из состава учащихся)

Итак, собираемся в путь. Будьте готовы к трудностям. С собой надо взять багаж – знания, которые помогут справиться с трудностями.

  1. Конкурс. Разминка (слайд №3-4)

Учитель: Ребята, что всегда предшествует всем конкурсам КВН? Ну, конечно, разминка.

Задание, которое вам предлагается, будет своеобразной разминкой и поможет настроить на игру.

Это игра «Звездный час».

Каждая команда получила таблички с цифрами. На слайде записаны названия растений. Я буду зачитывать вопросы, касающиеся данных растений. Первый, поднявший правильную табличку, принесет своей команде 1 очко. Если правильного ответа нет, то вы не поднимаете таблички.

1. Подорожник.

2. Рожь.

3. Шиповник.

4. Слива.

5. Арбуз.

6. Мак.

Максимальное количество баллов – 15.

Учитель зачитывает вопросы (Приложение №2).

  1. Конкурс «Найди лишнее» (слайд6-11)

Ребята, в этом конкурсе вам предстоит не только определить, лишний рисунок, но и объяснить, почему вы так считаете.

Команда, давшая правильный ответ, получает балл. Та же команда, которая даст ответ, но не объяснит, очка не получает. Максимальное количество баллов – 5.

(У команд – резиновые игрушки, которыми они будут сигнализировать о готовности к ответу).

  1. Конкурс. Тема – термин (слайд 12).

Учитель приглашает капитанов команд для получения таблички с названием темы.

На столе лежат карточки с терминами. Игроки по очереди подбегают к столу, выбирают карточку с термином, относящимся к данной теме, возвращаются с ней назад.

Темы: Корень.

Лист.

Цветок.

Термины:

К теме «Корень»: главный, боковой, придаточный, зона всасывания, чехлик, зона роста.

К теме «Лист»: простой, сложный, устьица, жилка, кожица, мякоть.

К теме «Цветок»: пестик, тычинка, чашечка, венчик, околоцветник, пыльник.

Лишние таблички: вакуоль, цитоплазма, оболочка, ядро, поры, тубус, штатив, окуляр, зеркало, предметный столик, зажимы.

Максимальное количество баллов - 6

5. Конкурс капитанов (слайд 13).

Капитаны получают кроссворд.

В это время все остальные члены команд участвуют в следующем конкурсе.

Вписать названия различных органов растений.


Конкурс « Аппликация» (слайд 14).

Командам в конверте даны детали аппликации, альбомный лист и клей. Необходимо сделать аппликацию как можно аккуратнее.

– аппликация «Цветок».

Максимальное количество баллов – 5.

  1. Конкурс «Найди ошибку» (слайды 15-18).

Учитель: Ребята, мы получили научную работу барона Мюнхгаузена. Как вы знаете, он известный выдумщик. Вам сейчас необходимо будет найти ошибки в его рисунках.

Максимальное количество баллов - 3

  1. Конкурс «Своя игра» (слайды 19-44).


Корень

10

20

30

40

Побег

10

20

30

40

Цветок

10

20

30

40


Вопросы (приложение № 3)


Формулирую тему урока, записывают в тетрадь.


Участники рассаживаются за игровые столы, жюри занимает своё место.












Отвечают на вопросы, поднимая таблички с цифрами, жюри фиксирует результаты.
















Участники команд рассматривают картинки, обсуждают в команде и подают сигнал при выполнении задания.

Жюри слушает ответы и фиксирует результаты.





Капитаны команды подходят и выбирают тему, возвращаются к команде и объявляют тему.

По сигналу участники команд по очереди подбегают к столу, берут карточку с термином и возвращаются обратно.

По окончанию конкурса капитаны сдают свои карточки жюри.

Жюри подводит предварительные итоги трёх конкурсов.









Капитаны команд разгадывают кроссворд, результаты сдают жюри.















Участники команд делают аппликацию цветка.




Участники команд рассматривают картинки на слайде, находят ошибку и поясняют свой выбор.



Участники команд по очереди выбирают сектор и уровень сложности вопроса, дают ответ.

Жюри оценивает ответы





  1. Этап обобщения


Учитель предлагает участникам команд, пока жюри подводит итоги игры, вернуться к проблеме урока, обсудить в группе и найти пути решения.

Обсуждают проблему, находят пути решения, готовят выступление.

Жюри подводит итоги работы, консультируется с учителем.

  1. Этап рефлексии

Благодарит за проделанную работу.

Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья

(Приложение 4).

Выставляет оценки в журнал


Оценивают свою деятельность.

Оцениваю урок, размещают картинки на дерево творчества.


Приложение № 1.

Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю».

«А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.

Вот так и поссорились все органы растения и даже решили жить по отдельности.


Приложение №2.

Вопросы:

1. Это растение имеет параллельное жилкование листьев. (2)

2. Это растение имеет дуговое жилкование листьев. (1)

3. Плод данного растения – ягода. (5)

4. Плод данного растения костянка. (4)

5. Плод данного растения – зерновка. (2)

6. Плод этого растения сочный, многосемянный. (5)

7. Плод этого растения сочный односемянный. (4)

8. У данного растения сложный лист. (3)

9. Корневая система данных растений мочковатая. (1 и 2)

10. Это растение относится к однодольным. (2)

11. Это растение имеет прикорневую розетку листьев. (1)

12. Это растение не является цветковым. (0)

13. У этого растения есть видоизмененный лист. (3)

14. У этого растения ползучий стебель. (5)

15. Стебель данного растения вьющийся. (0)



Приложение №3



Категория «Корень»

1. Как называются корни, отходящие от стебля? Приведите примеры растений,

имеющие такие корни

2. Перечислите функции , которые выполняет корень .

3 Чем отличается стержневая корневая система от мочковатой.

Приведите примеры.

4. Перечислите зоны корня и назовите ткани, которые их образуют.

Категория «Побег»

1. Как доказать, что луковица – это видоизмененный побег?

2. Что можно узнать по годичным кольцам?

3. Как доказать, что побег растёт своей верхушкой?

4. В одном колхозе скосили сено до цветения трав, а в другом – после цветения.

Где сено будет лучше и почему?

Категория «Цветок»

1. Чем обоеполые цветки отличаются от однополых?

2. Какие растения называются однодомными, а какие двудомными.

Приведите примеры растений.

3. Чем сложные соцветия отличаются от простых. Приведите примеры

4. Оплодотворение – что это такое? Где оно происходит?

Приложение 4. Рефлексия

  • Яблоко – урок прошел полезно, плодотворно.

  • Цветок – урок хороший.

  • Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.

  • Желтый листик – плохой урок, я не удовлетворен.




Просмотр содержимого презентации
«Взаимосвязь органов растения как организма.»

Презентацию выполнила: учитель биологии Овчинникова Е.А.  МАОУ СОШ п. Прикамский

Презентацию выполнила: учитель биологии Овчинникова Е.А.

МАОУ СОШ п. Прикамский

1. Подорожник 2. Рожь 3. Шиповник 4. Слива 5. Арбуз 6. Мак

1. Подорожник

2. Рожь

3. Шиповник

4. Слива

5. Арбуз

6. Мак

1 2 3

1 2 3

Найди лишнее:  1 2 3

Найди лишнее:

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

Найди лишнее:  1 2 3

Найди лишнее:

1 2 3

Конкурс 7

Конкурс 7

Боковые корни Придаточные корни Главный корень

Боковые корни

Придаточные корни

Главный корень

Тычинка Пестик Венчик Чашечка Цветоножка

Тычинка

Пестик

Венчик

Чашечка

Цветоножка

Найди ошибку Формы соцветий Кисть Схемы Головка Растение Смородина, черёмуха Корзинка Клевер Зонтик Простой колос Одуванчик, подсолнечник Примула Подорожник

Найди ошибку

Формы соцветий

Кисть

Схемы

Головка

Растение

Смородина, черёмуха

Корзинка

Клевер

Зонтик

Простой колос

Одуванчик, подсолнечник

Примула

Подорожник

Своя игра      10 20  10  30  20  30  40  40  20 40 30 10 Корень Побег Цветок

Своя игра

10

20

10

30

20

30

40

40

20

40

30

10

Корень

Побег

Цветок

Как называются корни, отходящие от стебля? Приведите примеры растений, имеющие такие корни . . ОТВЕТ

Как называются корни,

отходящие от стебля?

Приведите примеры растений,

имеющие такие корни .

.

ОТВЕТ

Придаточные корни. Растения, которые размножаются черенками

Придаточные корни.

Растения, которые размножаются черенками

Перечислите функции , которые выполняет корень . ОТВЕТ

Перечислите функции ,

которые выполняет корень .

ОТВЕТ

Укрепление в почве. Всасывание. Вегетативное размножение. Запасание питательных веществ.

Укрепление в почве.

Всасывание.

Вегетативное размножение.

Запасание питательных веществ.

Чем отличается  стержневая корневая система от мочковатой. Приведите примеры. ОТВЕТ

Чем отличается

стержневая корневая

система от мочковатой.

Приведите примеры.

ОТВЕТ

Стержневая система имеет чётко выраженный главный корень, а у мочковатой корневой системы все корни одинаковые. У одуванчика – стержневая корневая система, а у пшеницы – мочковатая.

Стержневая система имеет чётко выраженный главный корень, а у мочковатой корневой системы все корни одинаковые.

У одуванчика – стержневая корневая система, а у пшеницы – мочковатая.

Перечислите зоны корня и назовите ткани, которые их образуют. ОТВЕТ

Перечислите зоны корня

и назовите ткани,

которые их образуют.

ОТВЕТ

Корневой чехлик – покровная; Зона деления и роста – образовательная; Зона всасывания – основная всасывающая; Зона проведения – проводящая.

Корневой чехлик – покровная;

Зона деления и роста – образовательная;

Зона всасывания – основная всасывающая;

Зона проведения – проводящая.

Как доказать, что луковица – это видоизмененный побег?  ОТВЕТ

Как доказать,

что луковица –

это видоизмененный побег?

ОТВЕТ

Луковица, как и побег, имеет стебель только он видоизменён в донце, от которого отходят почки и мясистые листья.

Луковица, как и побег, имеет стебель только он видоизменён

в донце, от которого отходят почки и мясистые листья.

Что можно узнать по годичным кольцам? ОТВЕТ

Что можно узнать по

годичным кольцам?

ОТВЕТ

Возраст дерева. Определить стороны горизонта. Погодные условия по годам.

Возраст дерева.

Определить стороны горизонта.

Погодные условия по годам.

Как доказать,  что побег растёт своей верхушкой?  ОТВЕТ

Как доказать,

что побег растёт

своей верхушкой?

ОТВЕТ

На верхушке побега расположены верхушечные вегетативные почки, имеющие конус нарастания. За счёт деления клеток конуса нарастания стебель растёт в длину.

На верхушке побега расположены верхушечные вегетативные почки, имеющие конус нарастания.

За счёт деления клеток конуса нарастания стебель растёт в длину.

В одном колхозе скосили сено до цветения трав, а в другом – после цветения. Где сено будет лучше и почему? ОТВЕТ

В одном колхозе скосили сено до цветения трав, а в другом – после цветения.

Где сено будет лучше и почему?

ОТВЕТ

Сено будет лучше там где оно скошено до цветения, так как растения будут более сочные и питательные.

Сено будет лучше там где оно скошено до цветения,

так как растения будут более сочные и питательные.

Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? ОТВЕТ

Чем обоеполые цветки

отличаются от однополых?

ОТВЕТ

В обоеполых цветках есть тычинки и пестик, а однополые содержат только тычинки или только пестики.

В обоеполых цветках есть тычинки и пестик, а однополые содержат только тычинки или только пестики.

Какие растения называются однодомными, а какие двудомными. Приведите примеры растений.  ОТВЕТ

Какие растения называются

однодомными, а

какие двудомными.

Приведите примеры растений.

ОТВЕТ

На однодомных растениях находятся мужские и женские цветки на одном растении, например огурец, кукуруза.  Двудомные растения, это растения которые имеют только женские  или только мужские цветки  В обоеполых цветках есть тычинки и пестик, а однополые содержат только тычинки или только пестики.

На однодомных растениях находятся мужские и женские цветки на одном растении, например огурец, кукуруза.

Двудомные растения, это растения которые имеют только женские

или только мужские цветки

В обоеполых цветках есть тычинки и пестик, а

однополые содержат только тычинки или только пестики.

Чем сложные соцветия отличаются  от простых. Приведите примеры ОТВЕТ

Чем сложные соцветия отличаются

от простых.

Приведите примеры

ОТВЕТ

Сложные соцветия состоят их нескольких простых. Например, простой зонтик у примулы, а сложный у укропа

Сложные соцветия состоят их нескольких простых.

Например, простой зонтик у примулы, а сложный у укропа

Оплодотворение – что это такое?  Где оно происходит? ОТВЕТ

Оплодотворение – что это такое?

Где оно происходит?

ОТВЕТ

Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток, который происходит в завязи пестика.

Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток, который происходит в завязи пестика.

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ