Тема (название и кол-во часов) | Задача. Составление задач.– 7 часов |
Цель изучения темы | научить выделять задачи из предложенных текстов; познакомить со структурой задачи; научить правильному оформлению задачи на письме (запись условия, решения и ответа задачи); научить составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению; |
Термины и понятия | «задача», «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи», «ответ» |
Информационно - образовательная среда |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | Межпредметные связи |
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч (стр. 88-103). Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.33-37). Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.20 - 21). Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 65 - 68). | Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.20-21). Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 10. Таблицы: Составляй и решай задачи. Составляй и решай задачи, используя слова. Наборы предметных картинок. Наборное полотно. Магнитная доска. Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета. Таблица «Числовая лесенка». | Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». | Окружающий мир (знание птиц, обитателей водоёма, растений огорода, растительный мир лесов и полей). Литературное чтение (знание художественной литературы, произведения Ш. Перро «Золушка» |
I. Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Выделять задачи из предложенных текстов. Определять структуру задачи (условие, вопрос). Выполнять анализ задачи. Записывать решение и ответ задачи. Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Ученик научится: Познавательные УУД моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; сравнивать математические выражения; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры; классифицировать геометрические фигуры, предметы, числа по заданному признаку. Ученик получит возможность научиться: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях; применять знания и способы действий в измененных условиях; объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); выделять из предложенного текста информацию по заданному условию. Регулятивные УУД понимать и принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним; контролировать ход и результаты вычислений; совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы. Ученик получит возможность научиться: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Коммуникативные УУД строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; задавать вопросы; работать в паре; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению. Ученик получит возможность научиться: применять математические знания и математическую терминологию («задача», «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи», «ответ», «числовое выражение») при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; слушать партнёра по общению (деятельности); аргументированно выражать свое мнение. | 1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика). 2. Положительного отношения к математике как предмету изучения. 3. Начальные представления о целостности окружающего мира. 4.Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. 5. Осознания себя частью (членом) классного коллектива. 6. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом. 7. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности. |
II. Этапы изучения темы |
Название этапа, темы уроков | Содержание | Кол-во часов | Способы действий учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Изучение и первичное закрепление новых знаний Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку, по схематическому рисунку, по записи решения. Присчитывание и отсчитывание по 2. Составление таблицы □ ± 2. | Работа с сюжетными иллюстрациями. Составление рассказа по рисунку. Обозначаем и определяем время на циферблате. Знакомство с составом чисел первой пятёрки. Уравнивание количества предметов разными способами (добавление, убирание). | 5 | Фронтальная работа Ставят учебную задачу в соответствии с обозначенной темой. Знакомятся со структурой задачи (У - с. 88). Отыскивают в тексте задачи условие и вопрос. Моделируют и решают задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания Учатся правильно оформлять решение задачи и записывать ответ. Составляют задачи по заданному рисунку, схеме, математическому выражению (У – с. 89, 90, 91, 93, 95, 96), (РТ – с. 34, 35, 37). Решают примеры вида □ ± 2 (У – с. 89, 90, 96). Подбирают нужный знак в неравенствах, доказывают правильность выбранного знака (У – с. 89), (РТ – с. 33). Определяют взаимосвязь между Определяют взаимосвязь между суммой и слагаемыми. Выполняют задание на подбор необходимого числа в выражение (У – с. 89, 92), (РТ – с. 34, 36). Индивидуальная работа Определение взаимосвязи между геометрическими фигурами. Сравнение групп геометрических фигур, деление на группы, определение какая фигура в ряду должна быть следующая. (У – с. 89, 90, 91, 96). Работа в паре. Присчитывают по 2, начиная с одного. Отсчитывают по 2, начиная с 10. Проверяют правильность полученных ответов. Заполняют таблицы в рабочей тетради (РТ – с. 35). Оценивают друг друга по результатам выполненной работы. | Выделяет условие, вопрос в задаче. Определяет известное и неизвестное в задаче. Оформляет решение задачи, записывает ответ. Составляет задачу по рисунку, схеме, математическому выражению. Знает состав чисел первого десятка. Решает примеры на сложение и вычитание вида □ ± 1, 2. Подбирает в неравенство знаки «больше», «меньше». | 1. Прочитай задачу. В корзине лежало семь яблок. Два яблока из неё достали. Сколько яблок осталось в корзине? Подчеркни условие задачи волнистой линией, а вопрос прямой линией. 2.Составь задачу по схеме. Запиши решение к ней и ответ. ○○●●●●● 3.Дополни вопрос и реши задачу: У Оли 3 открытки, а у Марины 2. Сколько…? 4. Выбери примеры с ответом 6: 2+4, 3+2, 7-2, 8-2, 1+4, 7-1. 5. Заполни пропуски в равенствах: 5+..=7, 8-..=7, 4+2=…, 5-..=4, 2+..=3 |
Комплексное применение знаний и способов действий «Странички для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | Преобразование условия задачи. Применение знаний в измененных условиях, задачи логического содержания, задания на проведение классификации, уточнение понятий «все», «каждый». Определение правила составления узора. Работа со с. 98 - 99 учебника. Работа со с. 102 - 103 учебника. | | Фронтальная работа. Работают с текстом задачи. Анализируют условие задачи. Преобразуют условие задачи. Находят разные способы решения задачи (У – с. 98 - 99, 102 - 103). Составляют верные утверждения, используя приёмы сравнения и классификации (У – с. 103). Индивидуальная работа Решают задачи логического содержания, пользуясь схематическим рисунком, таблицами. Находят разные способы решения задачи (У – с. 98 - 99, 102 - 103). Практическая работа. Рисуют в тетради узор по клеткам, в соответствии с предложенным образцом. (У – с. 99). Измеряют и сравнивают длины звеньев ломаной (РТ – с. 37). | Составляет задачу по краткой записи. Сравнивает числа и примеры. Выполняет вычисления. Подбирает в неравенство знаки «больше», «меньше». Решает задачи логического содержания. Выполняет узор, определяя правило его составления. | Нарисуй свой узор и продолжи его. |
Обобщение и систематизация знаний и способов действий Что узнали? Чему научились? | Работа с вопросами раздела «Чему научились?», «Что узнали?» на с. 100 – 101 учебника. Работа с учебником с. 114 – 119. Выполнение заданий в тетради «Проверочные работы» на с. - 20 - 21. | 2 | Фронтальная работа Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы. Анализируют текст задачи. Определяют условие и вопрос задачи, обсуждают решение задачи. Оформляют краткую запись задачи в виде рисунка, схемы, таблицы. Записывают решение и ответ задачи (У - с. 114, 115, 116, 117). Составляют верные равенства и неравенства, используя карточки цифр, знаков арифметических действий, знаков «больше», «меньше», «равно» (У - с. 115). Читают и анализируют задачи. Рассуждают о выборе способа ответа на вопрос задачи (У - с. 118, 119). Работа в паре Находят значения выражений в игре «Кто быстрее доберётся до финиша?» (У – с. 100). Индивидуальная работа Решают задачи логического содержания повышенной трудности (У – с. 100 - 101). Сравнивают числовые выражения, составляют свои примеры и вычисляют их значение (У – с. 101). Отвечают на вопросы «Что узнали? Чему научились?» Выясняют, с какими трудностями столкнулись во время работы, с какими заданиями справились быстро и легко. Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?», «С какими заданиями ты справился?» «Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?». Практическая работа Составляют из набора фигур геометрические фигуры по заданному образцу (У - с. 115). Чертят геометрические фигуры, проводят внутри фигур отрезки, чтобы получились фигуры, описанные в задании. (У - с. 117). Фронтальная работа. Анализируют задания, которые оказались наиболее трудными при выполнении в тетради для проверочных работ. | Понимает задания. Обращается за помощью к одноклассникам, учителю. Решает примеры. Решает задачи, дополняя их недостающими данными. Чертит ломаную линию, четырёхугольник. Сравнивает числовые выражения. Составляет свои числовые выражения по найденному правилу, вычисляет их значения. Решает задачи логического содержания повышенной трудности. | Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с. 20 – 21). |
Коррекция знаний и способов действий | Для формирования умения осознанно решать задачи целесообразно использовать приём – решение задачи «по цепочке», оформить схему решения задачи на плакате, использовать схематические записи структуры задачи. Чтобы сделать анализ задачи осознанным, следует предлагать учащимся задачи с одним данным, без числовых данных, с лишними данными, с вопросом, который стоит в начале задачи или в середине условия. Целесообразно использовать на уроках электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». |
III. Рефлексия педагогической деятельности |