СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на движение по реке 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • Обучающая  – отработать с  учащихся правила при решении задач на движение по реке.
  • Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие  познавательных  потребностей учащихся.
  • Воспитательная  – побудить интерес к изучению математики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.

Задачи урока:

обобщить и систематизировать знания по теме «Задачи на движение по реке» путем решения задач арифметическим способом;

проверить  знание теоретического материала, умений решать задачи развивать кругозор, мышление, внимание, культуру математической речи.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Задачи на движение по реке 5 класс»

Задачи на движение по реке 5 класс

Тип: урок новых знаний.

Оборудование: доска, на партах листы с заданиями, таблицами для заполнения и пустые листы для работы в парах

Цель урока:

  • Обучающая – отработать с учащихся правила при решении задач на движение по реке.

  • Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся.

  • Воспитательная – побудить интерес к изучению математики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.

Задачи урока:

обобщить и систематизировать знания по теме «Задачи на движение по реке» путем решения задач арифметическим способом;

проверить  знание теоретического материала, умений решать задачи развивать кругозор, мышление, внимание, культуру математической речи.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Предметные:

Знать:

  • как найти скорость при движении по течению реки

  • как найти скорость при движении против течения

Уметь:

  • работать с формулами;

  • определять грамотно какие данные даны и что требуется найти

  • просматривая материал урока, записывать главные мысли в тетрадь.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

    • изучить примеры задач и соотнести их с реальной действительностью ;

    • научиться грамотно подходить к выбору способа решения;

    • применять полученные знания при решении задач.

  • Регулятивные УУД

    • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

    • соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

    • выполнять учебное действие в соответствии с планом.

  • Коммуникативные УУД

    • формулировать высказывание, мнение;

    • умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

    • грамотно использовать речевые средства для представления результата.



Формирование УУД:

  • Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, выдвигать гипотезы, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи

  • Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану

  • Коммуникативные: совместное решение задач ( в парах), оценивание полученных результатов.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

2.Актуализация знаний

На доске три буквы S, V,t

К нам сегодня в гости забрели три буквы латинского алфавита.

Что эти буквы связывает?

Как мы можем назвать тему сегодняшнего урока (задачи на движение)

Открываем тетрадь, пишем число, классная работа, и тема урока «Задачи на движение».

Что мы с вами будем сегодня делать (решать задачи)

С помощью чего решаются задачи? ( схема, формулы)

Скажите пожалуйста связаны ли между собой скорость, время и расстояние. Приведите примеры из повседневной жизни. Обучающиеся сами должны прийти к формулам. ( ; ; ) Все формулы записали в тетрадь.



Задание №1 найдите соответствие между величиной и ее определением

S

Величина, которая обозначает скорость, с которой двигается тело

V

Величина, обозначающая пройденный путь

t

Величина, обозначающая время, за которое был пройден данный путь

Какие три типа задач мы можем решить ?

3. Устная работа повторение

Вычислите. №2

1). Какое расстояние проедет велосипедист за 3 часа, если его скорость 12 км/ч? Ответ: 36 км

2). Расстояние 220 км автомобиль проезжает за 4 часа. Определите его скорость. Ответ: 55 км/ч

3). За какое время проедет мотоциклист расстояние 135 км со скоростью 45 км/ч? Ответ: 3 часа

4. Изучение нового материала.

Задача: Расстояние между двумя пристанями равно 36 км. Катер преодолел это расстояние по течению реки за 2 часа с собственной скоростью 15 км/ч. Почему катер преодолел это расстояние, он же ещё не должен был доплыть?

Почему это произошло? Ваши предположения. (Обучающиеся выдвигают гипотезы)

Вопросы: (устно )

1.Чему равна скорость плота на озере? Ответ: Нулю

2. Чему равна скорость плота, если скорость реки равна 2 км/ч? Плот плывет по течению реки. Что такое скорость течения? Как определяется скорость движения плота по реке?

3. Что такое собственная скорость катера? Собственная скорость моторной лодки 16 км/ч. Чему равна её скорость по озеру?

4. Скорость реки 2 км/ч. Скорость моторной лодки 17 км/ч. Чему равна скорость моторной лодки плывущей по течению реки? Как определяется скорость катера по течению реки?

5. Скорость реки 3 км/ч. Скорость моторной лодки 17 км/ч. Чему равна скорость моторной лодки плывущей против течения реки? Как определяется скорость катера против течения?

Вывод:

Vпо течению – сумма V течения  и  V собственной.
V против течения – разность Vсобственной и Vтечения.
Значит, зная Vпо течению и Vпротив течения, можно найти Vтечения и Vсобственной.

Вспомним задачу на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1) (V по теч. – V пр. теч.) : 2 = Vтеч.
2) (V по теч. + V пр. теч.) : 2 = Vсоб.

Vпо теч. – Vтеч. = Vсоб.

Итак, давайте рассмотрим таблицу и заполним её, на доске и на карточках появляется запись.

лодка

плот

Скорость лодки по озеру

Скорость плота по озеру

Vпо озеру=Vсобственная

V по озеру = 0

Скорость лодки по течению реки

Скорость плота по течению реки

Vпо теч=Vсоб + Vтеч

Vпо течению= Vтечения

Скорость лодки против течения реки

Скорость плота против течения реки

Vпротив теч=Vсоб - Vтеч

Vпротив теч = 0



5. Физкультминутка

Так как мы изучаем движение по реке, то сегодня все физические движения будем показывать о реке. Как река течёт, как корабль на волнах качается, как брасом плывет по реке пловец. Как ныряет человек под воду и т.д.



6. Работа с учебником. Решим задачу №541(а) и № 543 (а).

№541(а). Собственная скорость теплохода 27 км/ч, скорость течения реки 3 км/ч. Сколько времени затратит теплоход на путь по течению реки между двумя причалами, если расстояние между ними 120 км?

№543(а). Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения 2 км/ч?

7. Самостоятельная работа (заполните пустые клетки на карточке)

I  вариант

II вариант



Vсоб, км /ч

V теч, км/ч

Vпо теч, км/ч

V пр. теч, км/ч

    13

        4

       ?

        ?

    12

        ?

      14

        ?

    21

        ?

       ?

       16

     ?

        3

       27

        ?

     ?

        2

       ?

       23

     ?

        ?

       24

       20





V соб, км/ч

V теч, км/ч

Vпо теч, км/ч

V пр. теч, км/ч

    12           

      3

      ?

      ?

    14

      ?

      16

      ?

    22

      ?

      ?

      19

     ?

      4

      28

       ?

     ?

      3 

      ?

       25

     ?

      ?

      29

       25





Ответы

I вариант

V соб,

км/ч

V теч,

км/ч

Vпо теч,

км/ч

V пр.теч, км/ч

13

4

17

9

12

2

14

10

21

5

26

16

24

3

27

21

25

2

27

23

22

2

24

20



II вариант

V соб,

км/ч

V теч,

км/ч

Vпо теч,

км/ч

V пр.теч, км/ч

12

3

15

9

14

2

16

12

22

3

25

19

24

4

28

20

28

3

31

25

27

2

29

25



9. Подведение итогов урока. Что узнали сегодня на уроке?

- Как найти собственную скорость, если известна скорость по течению и скорость течения реки.

- Как узнать скорость течения, если известна скорость по течению и собственная скорость.

- Как найти собственную скорость, если известна скорость против течения и скорость течения.)

Объявление оценок за урок.

10. Определение домашнего задания

п. 2.14 Стр. 118-120, № 541(б), № 543(б).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс